Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№17 от 1 мая 2014 г.
Страшная история для Путина и Ковалева
Все подробности распродажи родины Сергея Есенина благодаря рязанской «Новой» стали известны президенту страны


 
Главред «Новой газеты в Рязани» Алексей ФРОЛОВ призвал президента Владимира Путина обратить внимание на ситуацию с коттеджной застройкой музея-заповедника Сергея Есенина в Рязанской области. Это вызвало нервную реакцию региональных властей.
 
Стенограмма общения главного редактора рязанской «Новой газеты» с Владимиром Путиным на Медиафоруме независимых региональных и местных средств массовой информации:
 
А.Фролов: Добрый день, коллеги! Добрый день, господин Президент! Меня зовут Алексей Фролов, я главный редактор рязанского бюро «Новой газеты».
 
На сегодняшний момент я могу Вам рассказать одну очень страшную историю, которая у нас происходит, но процесс остановить еще можно. Речь идет о музее-заповеднике в селе Константиново Рязанской области, музее Сергея Есенина. Дело в том, что на сегодняшний момент этот музей всегда представлял собой природный ландшафт, то есть это те самые есенинские заокские дали, о чем писал великий русский поэт: «Синь сосет глаза». На сегодняшний момент эту всю синь, все эти есенинские дали собираются застроить. Это не какие-то планы, уже вполне осуществленные шаги сделаны в этом направлении. То есть земли из земель сельхозназначения переведены в земли под строительство.
По нашим скромным подсчетам и подсчетам коллег-активистов, это уже 74 гектара земель. Соответственно ландшафт нарушается. Строятся уродливые трехметровые заборы, появляются уродливые коттеджи. Наверное, говорить о том, кому конкретно принадлежат эти постройки, все и так догадываются, о каких людях идет речь. Но таким образом ставится под угрозу исчезновение отличного музея менее чем в 200 километрах от Москвы!
 
В свое время Вы говорили о духовных скрепах – Вы скажите, какие ощущения у Вас, когда Ваши инициативы так активно региональное чиновничество «динамит»? Потому что именно регионалы подписывают документы, что к этим коттеджным поселкам строятся за бюджетный счет дороги, подводятся коммуникации, вместо того, чтобы эти деньги, наверное, шли уж точно не на жителей коттеджных поселков.
 
Аналогичная ситуация в Рязани, но уже экологического характера. То есть речь идет о точечной застройке многоэтажками зеленых зон. Нам удалось в свое время остановить такую застройку центрального парка культуры и отдыха в городе Рязань, где не построили три или четыре многоэтажки в 2006 году. Но на сегодняшний момент все защитные зоны, которые являются барьерами и делят город на микрорайоны, то есть все они уже, скажем так, под пятой, – над ними уже занесен меч застройщиков. Усилий только активистов уже недостаточно, пора вмешиваться государству, потому что это, как мне кажется, мы говорили вначале о внешних угрозах, серьезная внутренняя угроза: это здоровье людей, детей, будущих поколений. Спасибо.
 
В.Путин: Это у Вас даже не вопрос – у Вас призыв, и я постараюсь на него отреагировать, на этот призыв. Соответствующее поручение будет сформулировано и губернатору, и федеральным органам власти.
 
Ясно, что нам нужно развивать жилищное строительство, оно у нас в целом прирастает в стране. В общем, эта тенденция правильная и нужная, мы с вами понимаем, что нужно выходить хотя бы на метр жилья на гражданина. У нас по прошлому году примерно полметра на человека новой стройки, это мало очень. Повторяю, минимум метр должен быть.
 
Реплика: И цены должны быть доступны.
 
В.Путин: Но в целом прирост идет, сектор жилищного строительства развивается. Без этого невозможно решить жилищную проблему, это очевидный факт.
 
Я не знаю, правда, какова динамика в Рязанской области. По-моему, в позапрошлом году в центре, в Центральной части России вообще – в Рязани был плюс – за I квартал этого года там все-таки мы такой положительной динамики пока не наблюдаем. И в этом смысле, конечно, мы не можем всю жизнь только смотреть на наши просторы, их нужно заселять, застраивать.
 
Но я не могу с Вами не согласиться в том, что голова-то должна быть на плечах, надо же понимать, где и что застраивать. И есть вещи, которые, безусловно, являются частью нашего национального культурного кода, лежат в основе нашей культуры. К этому относится и Ясная Поляна, к этому относятся, безусловно, и есенинские места. Сейчас посмотрим, что там происходит. Если это то, о чем Вы сказали, ума немного тогда у этих людей, кто так делает.
 
Что касается инфраструктуры, то для того, чтобы привлечь частные деньги в жилищное строительство, государство должно создавать инфраструктуру. И в целом это правильный подход. Но если это пять-шесть собственных коттеджей или коттеджей близких родственников, туда тратятся государственные, либо региональные, либо муниципальные деньги для того, чтобы дорогу провести, электричество или другую инфраструктуру (воду и канализацию), то это, конечно, никуда не годится.
 
Но для этого и существуют такие газеты, как ваша, и все другие средства массовой информации, чтобы люди знали, что же на самом деле происходит. Ведь любое дело можно извратить, и, прикрываясь благими намерениями, можно отправиться не в рай, а в совершенно противоположном направлении. Давайте внимательно посмотрим.
 
Но в целом что хочу сказать: вложение денег в инфраструктуру для привлечения частных инвестиций в жилье – это правильное дело, но, повторяю, это не должно быть извращено.
 
А.Фролов: Во-первых, наверное, в доступное жилье в первую очередь, а не в элитное жилье.
 
В.Путин: Желательно, да, конечно, во всяком случае, экономкласса для начала, да, конечно.
 
А.Фролов: Если тема действительно интересна, а она не может быть неинтересной, у меня предложение: приезжайте в Рязань, в Константиново, мы с коллегами проведем Вам экскурсию и все покажем.
 
В.Путин: Спасибо. Но имея в виду…
 
А.Фролов: Главное, поторопиться, чтобы еще стояло все на своих местах.
 
В.Путин: Вы у меня прямо с языка сняли. Главное, чтобы там не натворили каких-то дел, которые невозможно будет исправить. Я Вам обещаю, сегодня соответствующим образом начнем разбираться с этим. Спасибо Вам, что обратили на это внимание.
 
 
Интервью Алексея Фролова «Коммерсантъ FM»:


 
Владимир Путин обсудил актуальные проблемы с журналистами на медиафоруме Общероссийского народного фронта. Мероприятие проходит в четверг в Санкт-Петербурге. Главный редактор рязанского бюро «Новой газеты» Алексей ФРОЛОВ обсудил проблемы области с ведущим Петром КОСЕНКО.

– Как проходит Форум, насколько большое количество участников собралось, и о чем чаще всего журналисты ведут разговоры?
 
– Форум проходит в рабочем режиме. Если в среду была работа по группам, то в четверг основная работа сосредоточилась на пресс-конференции с Владимиром Путиным. Но больше она проходила в формате форума, с модерацией и так далее. На сегодняшний момент где-то около 400 журналистов задействовано в Санкт-Петербурге. У нас основная особенность состава в том, что это на 100% регионалы, те люди, чью работу в столице, может быть, не так видно, как работу федеральных топовых СМИ. Но это те, кто является голосом регионов. В том числе и СМИ, которые никак не связаны с властью, а существуют на самоокупаемости, как наша рязанская «Новая газета».
 
– Что вас больше всего волновало? Вы ведь тоже задавали вопрос президенту?
 
– Да, мы решили сосредоточиться на региональной тематике, не задавать вопросов про Крым. Хотя с них как раз все и началось, и это объяснимо – вопросы про Украину, про Крым. Наш вопрос был о фактическом уничтожении музея Сергея Есенина в селе Константиново Рязанской области. То, что там происходит, иногда становится поводом для публикаций в региональных СМИ, но только в тех СМИ, которым про это можно писать, не зависимым от губернатора. А таких, к сожалению, только наша газета и несколько интернет-порталов. Возможно, ситуация поменяется после того, как эту тему мы донесли до президента.
 
Суть проблемы в том, что село Константиново, которое представляет собой единый неделимый природный ландшафт, музей-заповедник, на сегодняшний момент расписано по кусочкам, клочкам земли и распродано частично. По нашим подсчетам уже 74 га ушло, переведено из земель сельхозназначения в земли застройки. И ничего удивительного, что здесь появляются коттеджи, в том числе и людей, которые являются VIP-персонами местного и не только местного уровня, появляются уродливые коттеджи, трехметровые заборы в тех самых местах, про которые поэт 100 лет назад писал.
 
– Это та самая тема, которая, если бы ее не поднять на столь высоком уровне, осталась не замеченной в федеральных СМИ?
 
– В регионе эта тема замечена. Мы совместно с активистами организовали сбор подписей, уже на второй десяток тысяч подписей пошел счет, люди присоединяются не только из Рязани. Это происходит на интернет-уровне, на уровне СМИ. В «Новой газете», на сайте vidsboku, популярном в Рязани. Сейчас уже наши полуофициальные СМИ тоже начали об этом писать, потому что поняли, что федеральный тренд теперь такой, что музей наш не останется брошенным, забытым и застроенным теми, у кого есть деньги покупать эту дорогую землю и участки.
 
– Дай бог, чтобы это было так.
 
 
реакция


 
Боржоми для губернатора
 
Как пропагандисты-дилетанты подставляют главу Рязанской области
 
Между тем, последовала реакция со стороны регионального правительства. Ночью в СМИ был размещен комментарий губернатора Олега Ковалева, в котором глава региона обвиняет Фролова в «передергивании фактов». «Все, что делает региональная власть, делается исключительно в рамках закона, вся информация есть в открытом доступе», – сообщила от лица Ковалева его пресс-служба. В попытке оправдаться было заявлено: «Сохранение Константиново – наша первоочередная задача».
 
Напомним, Олег Ковалев своим распоряжением разрешил жилищное строительство в зоне охраняемого природного ландшафта Государственного музея-заповедника С.А.Есенина. Первыми владельцами земельных участков в новом элитном коттеджном поселке на берегу Оки стали прокурор Рязанской области Сергей ЛЕГОСТАЕВ и заместитель губернатора Шаукат АХМЕТОВ (на тот момент – министр транспорта и автомобильных дорог Рязанской области). Последний за бюджетный счет даже построил дорогу к коттеджному поселку.
 
Общение главного редактора рязанской «Новой газеты» Алексея Фролова с Владимиром Путиным на Медиафоруме независимых региональных и местных СМИ вызвало панику в региональном Минпечати. Ведомство г-жи Чуляевой принялось от имени губернатора Олега Ковалева активно размещать в подконтрольных СМИ опровержения всем известных фактов о проблеме застройки есенинских мест и строительном беспределе в Рязани. Однако главными виновниками попадания своего патрона в скандальную ситуацию стали как раз мелкотравчатые сотрудники его пресс-обеспечения.
 
Именно Министерство печати и массовых коммуникаций Рязанской области выбрало тактику изоляции от одного из авторитетных региональных изданий. Официальные запросы «Новой газеты» правительством упорно, в нарушении закона, игнорируются. Не получили мы ответа и на наш еще февральский запрос относительно музея-заповедника в Константиново. Так зачем же сейчас рассылать комментарии опять же «своим» СМИ, если не потрудились в официальном порядке ответить журналистам «Новой»?
 
На пресс-конференции губернатора наши корреспонденты не приглашаются. Получается, единственный способ выйти на диалог с Ковалевым – это использовать в качестве посредника президента?!
 
Сотрудники, отвечающие за работу со СМИ в Рязани, предпочитают иметь дело только с лояльной и подкупленной прессой. Те, кто не готов задавать заранее одобренные вопросы и печатать прошедшие цензуру материалы, просто отсекаются. Такая политика ведет к вырождению всего информационного пространства региона. Министерство печати и связанные с ними журналисты профессионально деградировали. Главной своей задачей они видят «зачистку», чтобы босс не прочитал что-то для себя неприятное и не сорвался на подчиненных.
 
Вряд ли стоит рассматривать Ковалева в роли обманутого боярами царя. В конце концов, складывалась эта система годами. А если кого-то просто обмануть – значит, он сам обманываться рад.
 
«Новая газета»