Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№12 от 6 апреля 2017 г.
Смехомарафон
 Рязанские театры пережили клинический случай и выкинули номер 13

Комедии английского драматурга Рея Куни – беспроигрышный вариант для любого театра. Лихо закрученные и по-настоящему смешные, они хорошо вписываются в репертуар. Радуют администрацию богатой кассой, зрителей – вечером беззаботного смеха, артистов – поводом для настоящего актерского куража и импровизации. Пикантные ситуации, в которые ежеминутно попадают герои Куни, требуют возрастной ценз спектаклей 16+ и выше. Поэтому если в Рязанском театре драмы его пьесы – частые гости («Слишком женатый таксист» и «Он, она и…» были в свое время настоящими хитами, несколько удачных сезонов провел «Папа в паутине», а в этом году театр счастливо «пережил» «Клинический случай»), то появление Рея Куни в Театре для детей и молодежи стало сюрпризом. В итоге нынешний сезон в Рязани оказался отмечен двумя премьерами по Куни: «Клинический случай» в театре драмы, и «№13» в театре на Соборной.

Единожды солгав

Пересказать, хотя бы схематично, сюжет спектакля «Клинический случай» так же невозможно, как ответить на вопросы, которые в финале пьесы автор вкладывает в уста одного из героев – сержанта (Игорь Гордеев): «К примеру, почему кастелянше из патологии воткнули в одно место шестидюймовый шприц?.. Почему у доктора Бонни есть жена, о которой он ничего не знает? Почему здесь одни пациенты воскресают из мертвых, а у других даже причину смерти понять нельзя?.. Но при этом вы толком не знаете, кто ваши отец и мать? И почему, наконец, я начинаю думать, что все вы – одна теплая компания прохиндеев?».

А начинается все вполне мирно. Три дня до Рождества. Крупная лондонская больница готовится к международной конференции неврологов. Доктор Дэвид Мортимер (Валерий Рыжков) репетирует торжественную речь, которая должна открыть не только конференцию, но и дорогу к должности главврача. И надо же было такому случиться, что именно в этот ответственный момент к нему заявляется давным-давно забытая пассия – медсестра Джейн Тэйт (Надежда Кроткова). Да не одна, а с 18-летним сыном Лесли (Арсений Кудря), который, узнав в день совершеннолетия правду, жаждет познакомиться с отцом!..



Пытаясь выпроводить бывшую любовницу, доктор Мортимер врет. Потом врет еще раз. Еще раз и еще… В общем, единожды солгав, он вязнет в нагромождении нелепиц. А зритель, единожды улыбнувшись, хохочет весь спектакль, стабильно удерживая градус веселья на уровне «средней температуры по больнице».

«Клинический случай» – комедия в квадрате. Помимо конференции врачи также готовятся к рождественскому представлению, примеряя на себя костюмы фей и пиратов. И если сценографию художник Наталья Бокова делает довольно лаконичной и функциональной: ординаторская с четырьмя дверями и окном в центре (за которым происходит половина действия) – то вот в костюмах и переодеваниях ее фантазия проявляется абсолютно.

Режиссером спектакля выступил артист театра драмы з.а. РФ Олег Пичурин. Его собственный актерский опыт позволил выстроить легкое, стремительно набирающее обороты действие, в котором у каждого героя есть свой коронный выход. И при всей несуразности ситуаций персонажи не превращаются в функции, отвечающие за свои порции смеха. Индивидуальные черточки, найденные для каждого образа, делают их живыми и запоминающимися.



Доктор Мортимер в исполнении Валерия Рыжкова обаятелен. Причем настолько, что противостоять силе его убедительности не в состоянии никто: ни женщины, ни мужчины. Ловок, грациозен и предприимчив доктор Майк Коннолли (Андрей Блажилин), чей розовый пиджак недвусмысленно намекает на определенную ориентацию. «До боли» узнаваема кастелянша (Наталья Паламожных): сколько их таких по российским больницам, твердо уверенных, что именно они здесь главные!.. З.а. РФ Александр Зайцев в образе старого маразматика Билла с откровенным удовольствием колесит по сцене в инвалидном кресле в поисках женщин и выпивки, внося еще больше сумятицы. Особое удовольствие видеть на сцене в роли сэра Уилби Нельсона з.а. РФ Леонида Митника, редкие, но меткие репризы которого срывали аплодисменты.

А доктор Бонни, принимающий в итоге огонь на себя, в исполнении Юрия Борисова предстает таким великодушным, что комедия в финале становится почти мелодрамой. Не случайно второе название пьесы – «Чисто семейное дело».

О, времена! О, нравы!

На прошедшем 27 марта капустнике театр драмы разыграл сходку итальянских мафиози, где, решив поделить зрителя, дон Драматоне сурово вычитывал Тюзи: «Ну что за номер ты выкинул? Номер 13!». В каждой шутке – доля правды. Так и здесь озабоченность вполне обоснована: театр для детей и молодежи ввел в этом сезоне в свой репертуар спектакль из разряда «только для взрослых» – «№13» по пьесе Рея Куни «Out of order».

Более того, бывалые зрители не могли не отметить еще один любопытный факт в этом «номере» и вспомнили, что на сцене театра драмы шла эта же пьеса. В 2003 году режиссером была Жанна Виноградова, современную версию представила Марина Есенина, а вот художник и балетмейстер остались прежними: Татьяна Виданова и Татьяна Яковлева. Но при этом, хоть и не обошлось без самоцитирования, акценты в постановках оказались расставлены совершенно по-разному.

Особую пикантность сюжету придает тот факт, что главный герой – политик. Ричард Уилли (Владимир Баранов), помощник премьер-министра, решает уединиться в гостиничном номере с секретаршей лидера оппозиции. Но романтический тет-а-тет прерывается так и не начавшись: в окне обнаруживается бездыханное мужское тело. Тут не до интима: «Господи, я уже просто вижу заголовки в газетах – «Сексуальная оргия на троих – помощник премьера, секретарша и труп!» – хватается за сердце Ричард. И, как полагается в комедии положений, пытаясь исправить ситуацию, тонет в ней окончательно.

Но это на заре двухтысячных околополитичные шутки принимались на ура. А сегодня зритель уже привык к тому, что политики в реале сами могут заткнуть за пояс английских комедиографов. Поэтому если старый вариант был «зубастый» и выдержан в духе чопорного английского юмора, то нынешний более суматошный и буквально кипит страстями. На них зритель реагирует с гораздо большим интересом и каждый новый поворот в этой лихой гонке встречает одобрительным хохотом.



Фото: Андрей ПАВЛУШИН

Для улаживания дела с трупом срочно вызывается секретарь Джордж Пигден. Под напором обстоятельств этот персонаж Ильи Комарова из маменькиного сынка постепенно превращается в рокового соблазнителя. Наблюдать за этим преображением особенно захватывающе. Надо лишь загибать пальцы и считать «жен»: не отягощенная умом, но крайне соблазнительная секретарша Джейн (Марина Заланская), неожиданно воспылавшая страстью супруга помощника премьер-министра (з.а. РФ Нина Бурдыгина), чересчур исполнительная «травмоопасная» горничная (Анна Комарова) и женщина-мечта – медсестра с немецким акцентом (Инесса Чернявская).

Добавьте еще в этот гремучий коктейль ревнивого мужа секретарши громилу-неврастеника (Сергей Невидин), управляющего гостиницей, появляющегося невпопад и не вовремя (Владимир Коняхин), официанта, искусно вытягивающего чаевые (Дмитрий Мазепа). И, конечно, тело, которое оказалось не таким уж и бездыханным (виртуозное владение телом показал Константин Ретинский).

…И в «Клиническом случае», и в «№13» есть все, чтобы понравиться публике: пикантный сюжет, комичные ситуации, колоритные персонажи, уморительные диалоги. И никакого двойного дна. И только, пожалуй, артисты, вытирающие пот за кулисами, смогут рассказать, какой это тяжелый труд – два часа легкого смеха.
 
 
Вера НОВИКОВА