Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№48 от 8 декабря 2011 г.
Третий – не лишний!
«С крыльями, а не птицы. Умеют плавать, но не рыбы»?
 (Загадка от Рязанского Театра на Соборной)




Ансельм Кентерберийский формулирует четыре доказательства бытия Бога. Фома Аквинский предлагает «пять путей». Иммануил Кант сводит все известные доказательства к трем основным, позже сам показывает их несостоятельность и создает четвертое – нравственное. Уже в наше время Георгий Хлебников публикует шестнадцать доказательств. Для истинно верующего они не нужны вовсе, а убежденного агностика не смутить никакими доводами. Тем не менее, каждый человек, пришедший в этот мир, вновь и вновь задается этим вечным вопросом. Поразмышлять над ним предлагает и Рязанский Театр на Соборной неожиданным переосмыслением истории Великого потопа в спектакле «У ковчега в восемь».

Известная библейская история хорошо знакома каждому, уж если не в каноническом виде, то в вольном пересказе – точно. Каждой твари по паре. А значит – и … пингвинов тоже!

Именно пингвинов современный немецкий драматург Ульрих Хуб делает героями своей пьесы «У ковчега в восемь». Лед, снег, ветер, нескончаемый дождь. Великий потоп уже буквально плещет и заливает. Запыхавшаяся голубка еле успевает вручить билет на ковчег. Вот тут и раскрывается весь драматизм ситуации: билет на двоих, а пингвинов-то трое!

Режиссер спектакля Евгений Зимин пингвинью троицу словно списывает с настоящих детей, проказников и скучающих бездельников. Артисты ТЮЗа дурачатся, кидаются снежками, ссорятся, дерутся и мирятся. Их яркие характеры легко читаемые и узнаваемые. Первый пингвин (Сергей Невидин), как ребенок, про которого обычно говорят «какой хороший мальчик!». Старается всем понравиться, вдумчиво произносит правильные вещи, немного флегматичный и аккуратный, но, как и любой ребенок, за спиной у взрослых не преминет выкинуть какую-нибудь шалость. Второй пингвин (Екатерина Васильева) – «какая хорошая девочка!». Ее женская сущность непостоянна и в пингвиньем обличье: добрая и задиристая, смелая и капризная.

Но если есть хорошие пингвины, значит, есть и плохие.

– Я вот плохой, – так говорит о себе третий пингвин (Илья Кузьмин), призывая на помощь «недетскую» логику. – Я не виноват. Меня таким Бог создал. С этим ничего не поделать. Я такой, какой есть.

Еще одна сторона детской сущности: агрессивная, все отрицающая и (якобы) самодостаточная. Но при этом – мгновенно оттаивающая, жаждущая тепла и добросердечная.

Детская психология раскрывается в вопросах, которыми задаются пингвины на сцене: «Кто все это создал?» «Кто сказал «не убий»?» «Кто меня накажет, если я буду плохой?» «А какой Он?» «Как это: Он есть, но Его не видно?» Вопросы, которыми дети забрасывают своих родителей, автор раскрывает шутливо и играючи, без библейских цитат и морализаторства.

Третий. Лед, и снег, и снег, и лед, и снег.
Первый. И кто это все сделал?
Третий. Бог?
Первый. Точно.
Второй. Что ты на это скажешь?
Третий. Не слишком изобретательно, по крайней мере, в этой местности.
Второй. Молчи. Иначе Он тебя услышит. У Бога невероятно хороший слух.
Первый. Кроме того, Он и нас, пингвинов, создал.
Третий. Ну, с нами Он что-то напутал. Птицы, а пахнем рыбой. Крылья есть, а летать не можем.

Также вольно автор обходится с главным постулатом: «каждой твари по паре». Пингвины своих не бросают! Протащив третьего товарища на ковчег в чемодане, пингвины доказывают, что дружба побеждает все, даже запрет Ноя!

Спектакль построен как детская игра, насыщен песнями, танцами, забавными гэгами и трогательными моментами. Пластика актеров настолько убедительна, что пингвины кажутся вполне натуральными! А экзальтированная Белая голубка (Анна Комарова) своей деловитостью, заботливостью и безграничным воодушевлением вызывает немало взрывов хохота.

Костюмы и сценография (засл. художник России Анатолий Шубин) довольно условны: пингвинье оперенье – черные пиджачки, широкие светлые шаровары, красные шапочки, снег и лед – белые одеяла и шарики, ковчег – дощатый ящик. Но, как это всегда бывает в детской игре, минимальными средствами создается целый воображаемый мир. На сцене организовывается игровая среда, где многое домысливается и дорисовывается. При этом необходимые акценты расставляются вполне буквально: неожиданным появлением Некоего черного человека (Константин Зенков) и убедительным боем барабана. Через игру режиссер вводит юных зрителей в мир символичного современного искусства, где простые знаки могут таить глубокие смыслы.

Раскрывая вместе с пингвинами эти смыслы, дети в зрительном зале приходят к пониманию главного: верить надо сердцем, а не потому, что так говорят другие.

…Тем более что слова других, оказывается, могут к вам и не относиться! В финале автор приводит и вовсе к парадоксальному выводу:

– Но зачем ты взяла на борт этих пингвинов? Пингвины же умеют плавать.

P.S. Спектакль Рязанского театра для детей и молодежи «У ковчега в восемь» принял участие в III Московском Открытом фестивале спектаклей малых форм для детей «Сказочный мир». Помимо рязанского театра в нем участвовали еще семь российских театров из Москвы, Самары, Гатчины, Пензы, Санкт-Петербурга. По результатам 1-го этапа постановка была отобрана критиками в качестве претендента на звание лауреата фестиваля в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая режиссерская работа». Окончательные итоги будут подведены на заключительном этапе фестиваля в ноябре 2012 г.
Вера НОВИКОВА Фото Андрея ПАВЛУШИНА