Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№22 от 9 июня 2016 г.
Математика без ложных амбиций
Рязанский педагог Елена ИВЧИНА – об одаренных двоечниках, Наталье Бехтеревой и интернетном суржике



Уже много лет рязанский математик Елена Валентиновна ИВЧИНА успешно трудится на ниве просвещения, особенно уделяя внимание учащимся и студентам, у которых диагностирован синдромом дефицита внимания (СДВГ).

Наверное, так можно было бы начать разговор о нашей героине, которая много лет занимается проблемой использования математики не только как возможности пополнения багажа знаний, но и как средства, способствующего исправить некоторые возрастные проблемы развития внимания у ребенка. За плечами – около 30-ти научных статей в престижных научных сборниках лучших вузов России – МГУ, РУДН (бывший институт дружбы народов им. Патриса Лумумбы), диссертация, выступления на Российских и Международных научных конференциях и семинарах и, конечно же, солидный педагогический тридцатилетний опыт.

Но сначала… 

Человек начинается с детства.

Елена росла в гармоничной семье, в которой две ветви – техническая и филологическая, ничуть не мешая друг другу, шли параллельно и, казалось бы, не пересекались, если не считать точкой пересечения девочку, которая вбирала в себя из обоих источников, но большую часть времени проводила у мамы на работе, общаясь с выдающимися преподавателями того времени, имена которых сегодня произносятся с благоговейным трепетом и уважением. И кто бы мог подумать, что другое измерение – мир чисел и цифр, окажется для Елены более привлекательным и манящим, нежели лабиринт родного русского языка, дорогу в который ей открывала мама – преподаватель кафедры русского языка Рязанского Государственного университета Лидия Анатольевна Лёлёкина, которую с благодарностью вспоминает не одно поколение выпускников литфака. Папа, Лёлёкин Валентин Александрович, прошел путь от мастера цеха до руководителя очень крупных заводов в Рязани и Сасове. Отец стал для Елены образцом человека слова и чести.

«Как меня вынесло на математическую дорогу, до сих пор загадка! – пытается объяснить этот парадокс Елена. – Когда заканчивала физмат РГУ, выяснилось, что учительница отправляла мои сочинения в институт усовершенствования учителей. И они зачитывались на курсах повышения квалификации как образец. Мама, когда узнала об этом, была обескуражена».

После окончания школы выбор был сделан Еленой в пользу математики, освоить и понять которую под силу оказывается не всем. И дело не в умственной отсталости многих, а в типе их высшей нервной деятельности. Речь идет об очень подвижных мальчишках и девчонках, которым трудно сконцентрироваться на числах, действиях, знаках. Провертелся – значит, прослушал. Прослушал – значит, не понял. Не понял… «Порвалась цепь времен…»

Вот как об этом говорит Елена: «Однажды нашла в научной литературе описание эксперимента, проводимого в институте мозга (Санкт-Петербург), когда у подростков с синдромом дефицита внимания путем подачи слабых токов к голове вызывали длительную сосредоточенность для выполнения, скажем, домашнего задания. Тогда и подумала – а почему не попробовать добиться сходного эффекта… через занятия математикой? Естественно, специальным образом организованные. В то время аббревиатура СДВГ была совершенно новой и знакомой только узкому кругу узких специалистов. Хотя и сейчас о синдроме дефицита внимания не всегда можно получить верную информацию. Как правило, так называют очень подвижных детей. Или другой вариант – наличие слов «дефицит внимания» превращают в чисто педагогическую проблему – чтобы детям дома больше внимания уделяли. Но ведь это уже совсем другая история».

Сколько у нас математически одаренных детей, которых пытаются вогнать в классическое прокрустово ложе обучения, не раскрывая им глаза на то, что это за царица наук – ее величество Математика. И как много тропинок и дорог ведут к ней. И у каждого идущего дорожка эта должна быть своя собственная, потому что не серийное это производство – постижение математических законов и таинств. 

Опять с интересом слушаю Елену: 

 – Смотрите, что получается: попробуйте в уме умножить скажем 27 на 8 по схеме: (20+7)х8=160+56=216. Почувствовали, как от вас мгновенно отошли в сторону все сейчас второстепенные картинки окружающего, и вы максимально сконцентрировались на примере? А если 27 умножить на 14, и тоже в уме?

Вот эта необычайная, уникальная особенность математики и есть тот механизм, который и способствует постепенной коррекции недостатков детского внимания! Математика – без ложных амбиций – в этом плане действительно уникальна. Потому что, решая, нельзя отвлекаться! А если отвлекся – не начнешь с середины, как, скажем, чтение книги. Будьте любезны с самого начала!» 

– Известно, что вы работали с крупнейшими нашими учеными из Института мозга.

– Да, – отвечает Елена Валентиновна. – Была переписка с Институтом мозга Санкт-Петербурга, с кафедрой знаменитой Натальи Бехтеревой. Я получила радостную для меня информацию, что похожая работа проводилась и там, когда детям были предложены специально подобранные группы примеров для изучения уровня концентрации внимания. 

Несмотря на приличный срок – более 10 лет – проблема архиактуальна и сейчас. Число детишек с синдромом дефицита внимания, увы, не убавляется. А в школах до сих пор не выработан к ним особый подход при обучении. В результате – хорошие дети попадают в разряды двоечников, нарушителей дисциплины и прочее. А это – трагедия для семьи и для самого ребенка: нереализованность плюс побочный эффект, – теряем потенциальных специалистов. Потому что ребенок с СДВГ – способный ребенок. Но в учебном процессе – это ад. Особенно в младших классах. 

– Каковы результаты подобной практики?

– А эффект от правильной тактики работы с детьми и далеко не щадящий, но по-особому организованный режим изучения математики бывает очень даже внушительным! Так, были у меня в школе два класса, с литерой «В», что по негласным школьным законам говорит о весьма скромных результатах тестирования при поступлении в школу. Учителя начальных классов стонали: 40–50% никак не усваивали таблицу умножения. И вот 5-й класс, 6-й, … 9-й. 17 детей из 24-х продолжили обучение в профильном физико-математическом классе. Двое учились в заочной физико-математической школе при знаменитом Физтехе. И все 17 поступили в Радиоакадемию. А тогда еще ЕГЭ не было – вступительные экзамены! 

Вот такая она – преподаватель Елена Ивчина, которая печет пироги на «Бис!», потому что с тестом – на «ты», любит свой дом, воспитывает потрясающих сыновей и балует любимого кота. 

Если бывают минуты отдыха, то она перечитывает Пушкина, особенно, его прозу: «Вот где кладезь мудрости, чистоты, нравственности, опыта и образец русского языка, который в последнее время падает настолько низко, что становится страшно при мысли о том, куда русский народ придет на подобном англо-интернетном суржике, проникающим во все сферы нашей жизни. Я слышу, как говорят мои студенты, и ужасаюсь их пониманию друг друга. Птичий язык становится языковой нормой. Даже не лингвисту становится страшно и больно от того, как портится «вкус родимой речи», о котором говорила Белла Ахмадулина и который зарастает сегодня мощными сорняками», – говорит Елена.

В ее планах – издание книги по выбранной для работы теме. Пока, даже десять лет спустя, на проблему, которой занимается Елена Ивчина, смотрят сквозь пальцы, а потому велико желание оказать помощь родителям таких проблемных учеников – научить их прежде всего верить в своего ребенка и успешно справиться с этой задачей. 

И еще ей очень хочется, чтобы математика, которой она беззаветно служит много лет, для ее студентов из Станкостроительного колледжа и учеников, с которыми она занимается индивидуально, перестала быть темным лесом, чтобы мозг их отозвался на самые сложные математические вопросы, чтобы на вопросы эти хотелось получить ответ, и не жаль было бы провести не один час в поиске этого ответа, а потом, когда он будет, наконец, найден, воскликнуть вслед за Архимедом его знаменитое: «Эврика!» и порадоваться – за себя, за них, за математику, которой не только служить почетно и радостно, но даже прислуживать – не тошно.
 
Ольга МИЩЕНКОВА