Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№43 от 9 ноября 2017 г.
Четыре хора Ирины Антоновой
 Выпускница рязанского музыкального колледжа нашла свой прообраз идеального общества

Помните сцену из «Иронии судьбы», когда Галя спрашивает Женю Лукашина: «Когда люди поют?» и сама же отвечает: «Они поют, когда счастливы».  В этом легко убедиться, побывав на концертах хоровой музыки: десятки счастливых людей объединяются в единое целое под эгидой ее величества музыки. И не случайно «в самых пафосных эпизодах развития того или иного народа, нации, всей человеческой культуры в целом на первое место выступает хор «а капелла», – говорит профессор Московской консерватории Юрий Евграфов.

Не все знают, что в переводе с древнегреческого слово «хор» означает «толпа» и отличается от вокального ансамбля (дуэта, трио, квартета) наличием двух-трех человек, исполняющих одну партию. Так вот, чтобы превратить поющую толпу в благозвучное единое целое нужен дирижер-хоровик, который и сможет подчинить ее высокой духовной сверхзадаче.

Сегодня есть хороший повод поговорить о человеке, который хором руководит, то есть умеет собрать разные голоса воедино, приладить их друг к другу, добиться согласованного звучания, чтобы каждый слышал не только себя, но и другого, не мешал никому в отдельности и всему большому многоголосому коллективу, который только и может быть хорош своей слаженностью и созвучием, чего совсем не так просто добиться.

Хормейстер Ирина Антонова – выпускница РМК им. Пироговых (1998г.) и краснодипломница РАМ им. Гнесиных (2003г.) – как раз тот самый человек, слышащий всех и каждого. Под ее началом – четыре рязанских хора: знаменитая и любимая многими «Лювена» при МКЦ, отметившая в конце октября двадцатилетний юбилей, Камерный хор при Рязанской филармонии, хоровая группа Рязанского музыкального театра и академический хор музыкального колледжа, в котором уже не один год работает Ирина Викторовна, совмещающая творческую работу с работой преподавательской и административной: старшие коллеги доверили ей в 2006 году руководство отделом хорового дирижирования. Еще в свое удовольствие, для души Ирина поет в хоре храма при больнице им. Семашко.



Почему именно хоровая музыка стала судьбой Ирины Антоновой?

Начиналось все с музыкальной студии Дворца пионеров, куда она попала довольно поздно – в девять лет. До этого пела в школе, и мама решила отвести дочку в кружок, чтобы попробовать, получится ли что из этой затеи. Получилось, потому что до окончания школы Ирина пела в «Гармонии», которой руководила Н.И.Дуденкова. Она же подготовила свою ученицу к поступлению в музыкальный колледж учиться академическому пению в классе опытного педагога Н.М.Щербаковой. 

Ирина с большим уважением вспоминает годы учебы в РМК и своих преподавателей: 

– Наше училище уже тогда входило в десятку лучших музыкальных заведений РФ, поэтому мы получили очень хорошую базу для последующей учебы в вузах России. Н.Ф.Сидорова (фортепиано), Н.Ф.Постнова (сольфеджио и гармония), Л.В.Горбач (музыкальная литература) и, конечно же, наш преподаватель по хоровому дирижированию – очень яркая и самобытная Н.М.Щербакова – это те люди, которые сделали все, чтобы мы состоялись в профессии. Потом, когда я поступила к профессору М.М.Апексимовой в Гнесинку, мне было легко учиться. И за это низкий поклон преподавателям дирижерско-хорового отдела, который уже готовится отметить восьмидесятилетний юбилей накануне столетия самого колледжа.

Что такое хоровая музыка для Ирины Викторовны? Это возможность рассказать о том, что волнует человека сегодня и находит выход в хоровом пении. Это – целая гамма человеческих чувств и оттенков: от печали до радости, от горя до едва теплящегося лучика надежды и веры в счастье. Хор – инструмент очень сложный, со многими голосами, и ему подвластно все: от еле слышного, полутонового эха человеческих переживаний до мощного ликования победы.

«Хор – это прообраз идеального общества, основанного на едином устремлении и слаженном дыхании, общества, в котором важно услышать другого, прислушаться друг к другу, общества, в котором индивидуальность не подавляется, но раскрывается в полной мере». (Г.А.Струве).

Пожалуй, интереснее концерта может быть репетиция. Именно там и рождается хоровая музыка, а хормейстер становится не только дирижером, но и психологом, могущим выстроить сложную цепочку взаимоотношений в большом творческом коллективе, где каждый артист ярко-индивидуален, а значит, не прост. Дирижеру приходится слушать не только ухом, но и сердцем, – без этого нельзя никак, потому что «важно не только в ноты попасть, но и смысл спеть», – как говорит великий Владимир Минин. У Ирины Викторовны это получается. Она не только профессионал высокой пробы, но и щедрой души человек, и в ее коллективы идут охотно. Американский дирижер Р.Лаусон неслучайно сказал: «Идите в хоры и обретете гармонию!» Именно за этим приходят под начало хрупкой и волевой Ирины Антоновой. 

Мы поем очень сложную музыку, Пуленка, например, Орффа, музыку Свиридова на стихи Сергея Есенина. Это за пять минут не выучить. И важно понимание таких произведений. Наши музыканты – большие профессионалы, имеющие высшее музыкальное специальное образование. У нас и зритель особый, музыкально подготовленный, и тем приятнее выступать перед подобной аудиторией. Когда мы исполняли «Реквием» Моцарта, был полный зал, а от москвичей, которые работали с нами, мы получили очень высокую оценку нашей работы. Хоровое академическое пение, как никакое другое, воспитывает слух. Хор исправляет грязную интонацию, потому что артист хора должен не только слушать, но и слышать, – поясняет Ирина Антонова. 

Не случайно хорошие вокалисты любят хор и считают его большой певческой школой, потому что он еще и дисциплинирует исполнителя, сбивая с него звездную спесь солиста. Многие выдающиеся артисты вышли именно из хора. Например, великая Тамара Синявская начинала в Московском городском Дворце пионеров в известнейшем хоре под руководством В.Локтева. 

5 ноября любители хорового пения могли послушать в исполнении Камерного хора Рязанской филармонии популярные советские марши и песни, а 13 ноября в 19:00 в Большом зале РМК им. Пироговых состоится большой концерт академического хора дирижерско-хорового отделения колледжа «Воспетая революция», на репетиции которого мне посчастливилось побывать.

Ирина Антонова рассказывает: 

– В истории нашей страны было такое время – советское. Мы сейчас не беремся его оценивать, но накануне столетия октябрьской революции хотели показать сегодняшнему, в первую очередь, молодому зрителю ту музыку, которая была, может быть, тенденциозной, идейной, отвечала веянию определенного времени. Но эта музыка – гениальная, очень красивая, сложная, содержательная. Например, Шостакович – «Десять поэм на стихи революционных поэтов». Или великая музыка, посвященная революции 1917 года А.Давиденко – сложнейшая фуга советского периода. Произведение В.Салманова на стихи поэмы Блока «Двенадцать». Сменяются политические формации, но искусство вечно, оно никуда не исчезает, и его нельзя забывать, потому что это очень значимая часть нашей национальной культуры. И мы приглашаем рязанцев на хороший концерт в Большой зал РМК им. Пироговых. Вход – свободный.

У Ирины Викторовны и семья творческая. Муж – актер театра на Соборной – Артем Трофимов, поет во всех хорах жены, кроме «Лювены», потому что этот хор – женский. Он пишет сценарии для Ирины, ведет ее концерты, если сам не занят в театре, делает обработки для хора. Сейчас они готовят к печати совместный сборник таких обработок. Их дочка занимается музыкой с четырех лет – учится играть на фортепиано, а сыну пока три года, но через год и его планируют отдать к педагогу. При общей любви к музыке в семье Ирины Антоновой понимают, что «Голос в России – это основной музыкальный инструмент» (В.Попов, дирижер, народный артист СССР), а потому и отношение к этому инструменту особенно трепетное и бережное.
Ольга МИЩЕНКОВА