Новая газета
VK Twitter Рязанский выпуск
№14 от 11 апреля 2013 г. Политический рынок | Экономика | Общество | Культурный слой | Спорт | Блогосфера | Архив номеров
Свежие новости
Тариф 23 (20.11.2017)



«Дело цеховиков». Рязань. Наши дни
Как «неизвестные» бизнесмены заработали на госимуществе 37 миллионов


 
Возбуждено уголовное дело по факту «хищения чужого имущества путем обмана, совершенное в особо крупном размере». Попросту говоря, опять за копейки продали народное добро.

В общем-то, история эта однозначно связана с тем фактом, что в последнее время к дорожным работам в Рязанской области все реже привлекаются местные организации, все большая доля заказов отходит фирмам тех регионов, откуда к нам прибывает очередной чиновник. Вот и приходится местным организациям (даже учрежденным областными министерствами!) за ненадобностью избавляться от недвижимости и техники. Бездарность, карикатурность и незаконность данного процесса поражает до глубины души.
 
Действующие «неустановленные лица» 
и просто исполнители
 
Возьмем один из последних скандалов, который можно назвать «Сказ о том, как «Рязаньавтодор» цеха продавал» или еще короче – «Дело цеховиков». Эта история, по которой, как ни странно, все же возбуждено уголовное дело, прежде всего поражает явной бестолковостью действий его участников, из-за чего простейшая афера по передаче областного имущества «подешевле и своим» на этот раз тихо не прошла.
 
Итак, есть ОАО «Рязаньавтодор», без преувеличения старейшее дорожное предприятие региона (создано в 1937 году при УНКВД по Рязанской области), которое до 2009 года было ГУПом, а потом стало акционерным обществом, единственным учредителем которого сейчас является Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области. То есть, говоря языком оптимистов, ОАО это находится в «народной собственности». Руководит «Рязаньавтодором» Сергей ГОРБУНОВ, человек до такой степени честный и бескорыстный, что финансово его приходится поддерживать областному руководству: в прошлом году Горбунову сам Олег Ковалев выписал персональную губернаторскую премию в 30 тысяч рублей за «большой личный вклад в развитие дорожного строительства».


Сергей ГОРБУНОВ
 
Есть еще организация «Завод точного литья», тоже ОАО, частным акционером и директором  которого является Виктор РЕГУШ. ОАО это появилось в 1997 году, сразу после того как был обанкрочен завод «Центролит», который тот же Регуш и возглавлял с 1989 года. Злые языки утверждают, что Виктор Александрович попросту воспользовался моментом и подмял под себя «самые вкусные» куски государственного «Центролита», но мы-то знаем, что правильно говорить, будто ему удалось «вынырнуть из хаоса, собрать кадры, частично восстановить производство» (цитирую газету «Рязанские ведомости»).
 
Третьим юрлицом, засветившемся в этой истории, является не столь крупное и известное ООО «Капитал-Авто» (одно из десятков предприятий, разместившихся на территории бывшего «Центролита»), директор которого, на беду своих оппонентов, решил, что 90-е у нас закончились, и «кидать по беспределу» сейчас как-то не модно. То есть какой-то «коммерс» решил, что раз чиновники и бывшие «красные директора» не носят спортивных штанов, то и отношения с ними можно строить с точки зрения закона и правил ведения бизнеса. А получилось в результате вот что.
 
Кто больше даст
 
Теперь, собственно, сама история, прекрасно иллюстрирующая нынешние сложные взаимоотношения власти и бизнеса.
 
У «Рязаньавтодора» (который, как мы помним, целиком находится в «народной собственности») обнаружились три ненужных цеха на 10 000 кв. м и два мостовых крана. Рыночная цена этого добра, по мнению некоего ИП «Русанов С.И.», составила 27 миллионов рублей. И вот в июле 2012 года руководство «Рязаньавтодора» решает все это добро продать, причем продать по-умному, через аукцион: кто больше даст, тот и заберет. Само слово «аукцион», кстати, в дальнейшем развитии событий будет играть ключевую роль.

 
1 августа 2012 года с факса «Рязаньавтодора» на факс ООО «Капитал-Авто» приходит сообщение о проведении 3 августа аукциона (копии всех документов имеются в редакции). Вот прямо так дословно в послании и было сказано: «ОАО «Рязаньавтодор» 3 августа 2012 года в 12.00 часов в Министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области проводит аукцион по продаже недвижимого имущества...» Дальше упоминаются эти самые цеха и два крана, после чего на 1/2 страницы – перечисление нужных для участия в конкурсе документов (причем большинство их должны были быть нотариально заверены). В конце документа – сообщение о том, что в течение 3-х дней с победителем аукциона заключается договор купли-продажи имущества.
 
В ООО «Капитал-Авто» закипела работа, все документы собрали, и в результате в назначенное время делегация фирмы 3 августа прибыла в Министерство транспорта и автомобильных дорог. Там в 12.00 в актовом зале и началось очень странное действо, не только содержание, но даже название которого участники его позже начали оценивать по разному.
 
Во-первых, кроме представителей «Капитал-Авто» (им при регистрации пакета документов выдали табличку с цифрой «1»), на мероприятие прибыл и директор ОАО «Завод точного литья» Виктор Регуш. Причем пришел он без требуемых документов (ну, просто совсем ничего не принес), однако решением комиссии, состоявшей из представителей различных министерств, был допущен к аукциону, получив табличку №2.
 
Объявили начальную стоимость лота: 28 миллионов рублей, на миллион больше, чем в письме, шаг аукциона – 500 000. Однако возражений от представителей «Капитал-авто» не последовало, они готовы были предложить значительно больше и намеревались торговаться до последнего. Представитель «Капитал-Авто» Сергей Попков поднял свою табличку, поднимая стоимость до 28 500 000 рублей, и... И мероприятие на этом закончилось. Регуш явно не понимал смысл происходящего, дальше поднимать цену он отказался. У присутствующих создалось твердое впечатление, что человек считал, будто реального повышения цены лота не будет, что кто-то дал ему твердое обещание, будто аукцион – фикция и Регушу продадут имущество по начальной цене. Казалось бы, чистая победа «Капитал-Авто», и ребята могут начинать отмечать сделку, заимев без борьбы ценное для себя имущество. Но история только начиналась.
 
«Это дело политическое...»
 
Для начала у «Капитал-Авто» возникли проблемы с получением протокола мероприятия, но вскоре он все же был на руках. И там русским по белому: «Поступило одно конкретное предложение по приобретению недвижимого имущества от ООО «Капитал-авто». Генеральный директор ОАО «Завод точного литья» Регуш В.А. отказался от приобретения недвижимого имущества ОАО «Рязаньавтодор» в связи с тем, что не готов сделать конкретное предложение». И подписи всех членов комиссии на месте. Ну, все, можно, наконец, подписывать договор купли-продажи? А вот и нет, само подписание этого итогового документа стало вдруг откладываться, причем по самым разным причинам. В стенах областного правительства причины назывались, в том числе, и прямо экзотические, связанные, например... с предвыборной кампанией губернатора. Типа вы что, не знаете, кого нам надо выбрать 14 октября? Вы хотите этому помешать? А вот узнают о сделке какие-нибудь коммунисты или еще кто, и начнут на каждом углу орать, что мы народную собственность за копейки разбазариваем! Что, вам подождать трудно?
 
Ну и подождали представители «Капитал-Авто» на свою голову. А потом неожиданно узнали, что не прошло и недели с даты «выборов губернатора», как 19 октября договор на продажу все тех же цехов и кранов «Рязаньавтодор» заключает... та-дам! С «Заводом точного литья»!
 
Почему? А потому что! Потому что и аукциона, оказывается, никакого не было, а было «некое заседание комиссии», да и вообще ОАО может сбагрить что угодно кому угодно одним решением Совета директоров и ни у кого не спрашивая разрешения: закон позволяет! В общем, ребята, подшутили над вами, а вы и повелись, как лохи!
 
Однако представители «Капитал-Авто» почему-то не пошли плакать в кусты, а развернули бурную деятельность. Не будем описывать историю заявлений, писем, обращений, «отказных» дел и отписок. Однако в данный момент результат налицо: Арбитражный суд Рязанской области рассматривает иск о признании данной сделки недействительной, а главное – 7 марта 2013 года следственными органами возбуждено, наконец, уголовное дело по ч.4 ст.159 УК РФ: «хищение чужого имущества путем обмана, совершенное в особо крупном размере». В основу дела лег тот факт, что при проведении повторной экспертизы 29 декабря 2012 года пресловутые цеха и краны были оценены уже в 65 122 000 рублей: не зря, оказывается, «Капитал-Авто» готовилось на аукционе торговаться до последнего.
 
Как ни странно, но реакции областного правительства (чьи представители присутствовали на аукционе) по факту возбуждения уголовного дела так и не последовало. Подумаешь, кто-то снова продал государственное имущество за бесценок. А теперь подытожим. Многие скажут: обычное дело, игры чиновников, мало ли подобного у нас случается! Но я предлагаю взглянуть на ситуацию под другим углом: сначала посмотрим на цифры и поймем, что не без помощи чиновников «Рязаньавтодор» продало наше имущество, переданное в управление, на 37 миллионов рублей дешевле, чем оно стоит. «Рязаньавтодор» – это наши дороги. Нам не нужны деньги на ремонт дорог?
 
Так что, я думаю, глаз с этой истории спускать нельзя. Особенно пристально будем следить за «судьбой» уголовного дела, которое возбуждено пока по факту действий «неустановленных лиц». Захочет ли (осмелится ли?) следствие их «устанавливать» – большой вопрос. Поэтому к этой теме в ближайшее время наверняка вернемся.
 



 
реклама  |  редакция |  пресс-релизы