Новая газета
VK Twitter Рязанский выпуск
№14 от 11 апреля 2013 г. Политический рынок | Экономика | Общество | Культурный слой | Спорт | Блогосфера | Архив номеров
Свежие новости



«Дело цеховиков». Рязань. Наши дни
Как «неизвестные» бизнесмены заработали на госимуществе 37 миллионов


 
Возбуждено уголовное дело по факту «хищения чужого имущества путем обмана, совершенное в особо крупном размере». Попросту говоря, опять за копейки продали народное добро.

В общем-то, история эта однозначно связана с тем фактом, что в последнее время к дорожным работам в Рязанской области все реже привлекаются местные организации, все большая доля заказов отходит фирмам тех регионов, откуда к нам прибывает очередной чиновник. Вот и приходится местным организациям (даже учрежденным областными министерствами!) за ненадобностью избавляться от недвижимости и техники. Бездарность, карикатурность и незаконность данного процесса поражает до глубины души.
 
Действующие «неустановленные лица» 
и просто исполнители
 
Возьмем один из последних скандалов, который можно назвать «Сказ о том, как «Рязаньавтодор» цеха продавал» или еще короче – «Дело цеховиков». Эта история, по которой, как ни странно, все же возбуждено уголовное дело, прежде всего поражает явной бестолковостью действий его участников, из-за чего простейшая афера по передаче областного имущества «подешевле и своим» на этот раз тихо не прошла.
 
Итак, есть ОАО «Рязаньавтодор», без преувеличения старейшее дорожное предприятие региона (создано в 1937 году при УНКВД по Рязанской области), которое до 2009 года было ГУПом, а потом стало акционерным обществом, единственным учредителем которого сейчас является Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области. То есть, говоря языком оптимистов, ОАО это находится в «народной собственности». Руководит «Рязаньавтодором» Сергей ГОРБУНОВ, человек до такой степени честный и бескорыстный, что финансово его приходится поддерживать областному руководству: в прошлом году Горбунову сам Олег Ковалев выписал персональную губернаторскую премию в 30 тысяч рублей за «большой личный вклад в развитие дорожного строительства».


Сергей ГОРБУНОВ
 
Есть еще организация «Завод точного литья», тоже ОАО, частным акционером и директором  которого является Виктор РЕГУШ. ОАО это появилось в 1997 году, сразу после того как был обанкрочен завод «Центролит», который тот же Регуш и возглавлял с 1989 года. Злые языки утверждают, что Виктор Александрович попросту воспользовался моментом и подмял под себя «самые вкусные» куски государственного «Центролита», но мы-то знаем, что правильно говорить, будто ему удалось «вынырнуть из хаоса, собрать кадры, частично восстановить производство» (цитирую газету «Рязанские ведомости»).
 
Третьим юрлицом, засветившемся в этой истории, является не столь крупное и известное ООО «Капитал-Авто» (одно из десятков предприятий, разместившихся на территории бывшего «Центролита»), директор которого, на беду своих оппонентов, решил, что 90-е у нас закончились, и «кидать по беспределу» сейчас как-то не модно. То есть какой-то «коммерс» решил, что раз чиновники и бывшие «красные директора» не носят спортивных штанов, то и отношения с ними можно строить с точки зрения закона и правил ведения бизнеса. А получилось в результате вот что.
 
Кто больше даст
 
Теперь, собственно, сама история, прекрасно иллюстрирующая нынешние сложные взаимоотношения власти и бизнеса.
 
У «Рязаньавтодора» (который, как мы помним, целиком находится в «народной собственности») обнаружились три ненужных цеха на 10 000 кв. м и два мостовых крана. Рыночная цена этого добра, по мнению некоего ИП «Русанов С.И.», составила 27 миллионов рублей. И вот в июле 2012 года руководство «Рязаньавтодора» решает все это добро продать, причем продать по-умному, через аукцион: кто больше даст, тот и заберет. Само слово «аукцион», кстати, в дальнейшем развитии событий будет играть ключевую роль.

 
1 августа 2012 года с факса «Рязаньавтодора» на факс ООО «Капитал-Авто» приходит сообщение о проведении 3 августа аукциона (копии всех документов имеются в редакции). Вот прямо так дословно в послании и было сказано: «ОАО «Рязаньавтодор» 3 августа 2012 года в 12.00 часов в Министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области проводит аукцион по продаже недвижимого имущества...» Дальше упоминаются эти самые цеха и два крана, после чего на 1/2 страницы – перечисление нужных для участия в конкурсе документов (причем большинство их должны были быть нотариально заверены). В конце документа – сообщение о том, что в течение 3-х дней с победителем аукциона заключается договор купли-продажи имущества.
 
В ООО «Капитал-Авто» закипела работа, все документы собрали, и в результате в назначенное время делегация фирмы 3 августа прибыла в Министерство транспорта и автомобильных дорог. Там в 12.00 в актовом зале и началось очень странное действо, не только содержание, но даже название которого участники его позже начали оценивать по разному.
 
Во-первых, кроме представителей «Капитал-Авто» (им при регистрации пакета документов выдали табличку с цифрой «1»), на мероприятие прибыл и директор ОАО «Завод точного литья» Виктор Регуш. Причем пришел он без требуемых документов (ну, просто совсем ничего не принес), однако решением комиссии, состоявшей из представителей различных министерств, был допущен к аукциону, получив табличку №2.
 
Объявили начальную стоимость лота: 28 миллионов рублей, на миллион больше, чем в письме, шаг аукциона – 500 000. Однако возражений от представителей «Капитал-авто» не последовало, они готовы были предложить значительно больше и намеревались торговаться до последнего. Представитель «Капитал-Авто» Сергей Попков поднял свою табличку, поднимая стоимость до 28 500 000 рублей, и... И мероприятие на этом закончилось. Регуш явно не понимал смысл происходящего, дальше поднимать цену он отказался. У присутствующих создалось твердое впечатление, что человек считал, будто реального повышения цены лота не будет, что кто-то дал ему твердое обещание, будто аукцион – фикция и Регушу продадут имущество по начальной цене. Казалось бы, чистая победа «Капитал-Авто», и ребята могут начинать отмечать сделку, заимев без борьбы ценное для себя имущество. Но история только начиналась.
 
«Это дело политическое...»
 
Для начала у «Капитал-Авто» возникли проблемы с получением протокола мероприятия, но вскоре он все же был на руках. И там русским по белому: «Поступило одно конкретное предложение по приобретению недвижимого имущества от ООО «Капитал-авто». Генеральный директор ОАО «Завод точного литья» Регуш В.А. отказался от приобретения недвижимого имущества ОАО «Рязаньавтодор» в связи с тем, что не готов сделать конкретное предложение». И подписи всех членов комиссии на месте. Ну, все, можно, наконец, подписывать договор купли-продажи? А вот и нет, само подписание этого итогового документа стало вдруг откладываться, причем по самым разным причинам. В стенах областного правительства причины назывались, в том числе, и прямо экзотические, связанные, например... с предвыборной кампанией губернатора. Типа вы что, не знаете, кого нам надо выбрать 14 октября? Вы хотите этому помешать? А вот узнают о сделке какие-нибудь коммунисты или еще кто, и начнут на каждом углу орать, что мы народную собственность за копейки разбазариваем! Что, вам подождать трудно?
 
Ну и подождали представители «Капитал-Авто» на свою голову. А потом неожиданно узнали, что не прошло и недели с даты «выборов губернатора», как 19 октября договор на продажу все тех же цехов и кранов «Рязаньавтодор» заключает... та-дам! С «Заводом точного литья»!
 
Почему? А потому что! Потому что и аукциона, оказывается, никакого не было, а было «некое заседание комиссии», да и вообще ОАО может сбагрить что угодно кому угодно одним решением Совета директоров и ни у кого не спрашивая разрешения: закон позволяет! В общем, ребята, подшутили над вами, а вы и повелись, как лохи!
 
Однако представители «Капитал-Авто» почему-то не пошли плакать в кусты, а развернули бурную деятельность. Не будем описывать историю заявлений, писем, обращений, «отказных» дел и отписок. Однако в данный момент результат налицо: Арбитражный суд Рязанской области рассматривает иск о признании данной сделки недействительной, а главное – 7 марта 2013 года следственными органами возбуждено, наконец, уголовное дело по ч.4 ст.159 УК РФ: «хищение чужого имущества путем обмана, совершенное в особо крупном размере». В основу дела лег тот факт, что при проведении повторной экспертизы 29 декабря 2012 года пресловутые цеха и краны были оценены уже в 65 122 000 рублей: не зря, оказывается, «Капитал-Авто» готовилось на аукционе торговаться до последнего.
 
Как ни странно, но реакции областного правительства (чьи представители присутствовали на аукционе) по факту возбуждения уголовного дела так и не последовало. Подумаешь, кто-то снова продал государственное имущество за бесценок. А теперь подытожим. Многие скажут: обычное дело, игры чиновников, мало ли подобного у нас случается! Но я предлагаю взглянуть на ситуацию под другим углом: сначала посмотрим на цифры и поймем, что не без помощи чиновников «Рязаньавтодор» продало наше имущество, переданное в управление, на 37 миллионов рублей дешевле, чем оно стоит. «Рязаньавтодор» – это наши дороги. Нам не нужны деньги на ремонт дорог?
 
Так что, я думаю, глаз с этой истории спускать нельзя. Особенно пристально будем следить за «судьбой» уголовного дела, которое возбуждено пока по факту действий «неустановленных лиц». Захочет ли (осмелится ли?) следствие их «устанавливать» – большой вопрос. Поэтому к этой теме в ближайшее время наверняка вернемся.
 



 
реклама  |  редакция |  пресс-релизы