Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№31 от 11 августа 2011 г.
Дефицит ЛОМов
В Рязани не хватает лидеров общественного мнения. «Новая газета» объявляет конкурс на лучшую гражданскую инициативу–2011



О дефиците лидеров общественного мнения в Рязанской области можно судить хотя бы по составу регионального координационного совета «Общероссийского народного фронта», большинство членов которого хоть и значатся лидерами общественных организаций с громкими названиями, однако их фамилии большинству рязанцев знакомы мало.

И уж тем более эти полуполитики-полуобщественники не способны формировать у значительной аудитории позитивное или негативное восприятие новостей. Будь в Рязани действительно много Лидеров Общественного Мнения – ЛОМов, «Единая Россия» смогла бы поставить под свои знамена хотя бы часть из них.

Единственными исключениями могут служить именно профессиональные политики, среди рязанских представителей которых все же есть люди, способные своим авторитетом воздействовать на мнение окружающих. Но их в данном материале мы касаться не будем, остановившись на личностях других социальных статусов. Ведь без последних в роли ЛОМов и политика не является полноценной, оставаясь слишком узким «междусобойчиком».

Самым волнующим фактом является отсутствие ЛОМов среди журналистов. Среди наших рязанских коллег нет не только личностей, которых можно бы сравнить с федеральными (Леонидом Парфеновым, Олегом Кашиным или Ольгой Романовой), но даже сопоставимых с «героями» местной журналистики 90-х (Валерием Майоровым, Вадимом Михайловым). Безликие пиарщики, в которых превратились многие «акулы пера и микрофона», не могут пользоваться широким общественным авторитетом.

Среди деятелей культуры, к сожалению, также ЛОМов не отыскать – своего Юрия Шевчука у Рязани нет. Но здесь проблема не столько в отсутствии авторитетов в своей области, сколько в их нежелании публично высказывать свое мнение по общественно значимым проблемам.

Вместе с тем, некоторые позитивные сдвиги в нашем регионе в последнее время наблюдаются (иначе и выход в свет данного материала имел бы мало смысла). И связаны эти изменения с появлением общественных организаций, созданных действительно «снизу». Все активнее заявляющий о себе так называемый «третий сектор»** дает надежу на то, что пресловутое гражданское общество будет сформировано, а вместе с тем появятся и полноценные лидеры общественного мнения.

В качестве примеров развития добровольческих и опирающихся на поддержку общества структур в Рязани можно привести такие организации, как Экологический рязанский альянс (ЭРА), «Детские домики», Комитет защиты Рязанского кремля, «Гражданская оборона», «Лучшие друзья» и другие.
Немалую роль в объединении всех этих людей играет интернет. Именно с помощью Сети формируется сегодня гражданское общество не только в Рязани, но и по всей стране. В этой связи можно также вспомнить неформальный клуб рязанских блогеров и журналистов, который аккумулировал мнения рязанских интернетчиков. Блогеры, кстати, сами по себе могут являться мощными ЛОМами (Алексей Навальный другим наука).

Все вышеперечисленные и некоторые другие организации объединяет одно – они напрямую не зависимы как от властей, так и от спонсора. Рассчитывая на помощь (в том числе финансовую, если требуется) рядовых граждан, данные структуры самостоятельны как в принятии решений, так и в высказывании, например, своих политических предпочтений. К тому же, их деятельность в выгодную сторону отличается от работы правозащитников, зависимых от грантов («Есть грант – защищаем права данной категории, нет гранта – не защищаем»).

Чем больше будет появляться в Рязани самых различных (благотворительных, экологических, общественно-политических) добровольческих организаций, созданных не «сверху» ради галочки, а «снизу», тем благоприятнее будет почва для появления настоящих лидеров общественного мнения.

Рязанское бюро «Новой газеты» теперь будет еще более пристально отслеживать проявления гражданской активность made in Рязань в деловой, политической, историко-просветительской, экологической, научной, культурной и молодежной среде. Причем как среди общественных групп, творческих объединений и СМИ, так и среди «одиночек». Как знать, может затаившиеся ЛОМы услышат наш сигнал «Приём!» и дадут о себе знать в самое ближайшее время?   

Имена победителей смотра-конкурса опубликуем в предновогоднем выпуске газеты.


СПРАВКА "НОВОЙ"

В Рязанской области насчитываются сотни общественных организаций, но за редкими исключениями их руководители никого кроме себя не представляют. Претенциозные структуры могут быть полезны только в случае, если стоит задача создать хотя бы видимость общественной поддержки или осуждения какой-либо инициативы. Пример «Народного фронта», успешно справляющегося с имитацией «общенародности», наглядно это демонстрирует.

*ЛОМ – лидер общественного мнения.
** Третий сектор – совокупность некоммерческих организаций, а также общественных инициатив. Третий сектор является негосударственным, неправительственным; независимым, некоммерческим, неприбыльным; волонтерским, добровольческим.

Рязанское бюро «Новой»