Новая газета
VK Twitter Рязанский выпуск
№40 от 11 октября 2012 г. Политический рынок | Экономика | Общество | Культурный слой | Спорт | Блогосфера | Архив номеров
Свежие новости



Живопись обстоятельств
Рязанский художник Александр Печатнов представил публике неизвестные грани своего таланта


 
Фоном к открытию персональной выставки художника Александра ПЕЧАТНОВА в галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская» оказалась картина «Падающий Атлант». Бугрящиеся мышцы, скрученная в жесткий клубок фигура, ощущение рухнувшего неба... В результате «Атлант» определил и дальнейшее настроение: высвобожденная внутренняя энергия сжатой пружины страстей человеческих ощущалась с каждого полотна.
 
«Наконец-то!» – пожалуй, это слово часто, как никакое другое, звучало на открытии экспозиции Александра Печатнова. Выставка оказалась долгожданной и для самого автора, и для зрителей, и для музея. Дело в том, что в художественной среде Рязани Печатнов давно и прочно завоевал славу графика. Хорошо известна и другая грань его творчества – акварели, созерцательные и медитативные. Но под афишей «Избранное» автор решил показать свои живописные полотна, практически не знакомые широкому кругу зрителей. Из акварельных работ в экспозицию вошел только автопортрет художника, но и тот дополнен авторским эссе – посланием самому себе и зрителю-читателю.
 
Впрочем, для друзей и хороших знакомых живописца многие из этих картин не были неожиданностью. Некоторые из них эпизодически «мелькали» в мастерской Печатнова, часть – экспонировалась в 2009 году на выставке обнаженной натуры. Но собранные вместе на музейных стенах холсты произвели особое впечатление, сложившись в цельную картину внутреннего мира художника.
 
И этот мир оказался тонким и ранимым, утонченно красивым, хрупким и изящным. В нем чувствуется ироничный взгляд умного и вдумчивого человека. Этот мир полон женских образов, метафорических и земных одновременно. Он пронизан неканоническим, очень личностным осмыслением мифических и божественных сущностей. Его сюжеты сложны и многослойны, фигуры сплетены в единую канву общей идеи и композиции. Отталкиваясь от вполне узнаваемых событий, автор поднимается на высокий уровень обобщения, создавая свое пространство и время. И, наверное, не стоит пытаться найти в этом мире какую-то четкую систему или пытаться подвести его под определенные рамки. Каждая работа Печатнова – это разговор с самим собой. Личные обстоятельства, облаченные в форму живописных размышлений. И эта откровенность и обнаженность переживаний делает выставку еще более ценной и весомой. 
 
– Конечно, прожив полжизни, человек не может оставаться в состоянии некоего безмятежного покоя и душевного равновесия, – сказала на открытии искусствовед Ирина Протопопова. – Вещи, показанные на выставке, сделаны художником давно. И они отражают поиск, душевные терзания, которых не может у художника не быть.
 
Добавив, таким образом, к двум своим ипостасям: графика и акварелиста – еще и третью грань, Александр Печатнов внес немалую долю смятения в художественную среду города. По крайней мере, два высказывания, прозвучавшие на выставке, уже говорят о сложном будущем выборе. «Порядочный человек должен из графика превратиться в живописца», – эту реплику Ирины Протопоповой парировал известный рязанский геральдист Михаил Шелковенко: «Поздравляю с тем, что мы приобрели еще одного живописца и, надеюсь, что не потеряли графика».
 
Посетить выставку Александра Печатнова «Избранное» в галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская» (Первомайский проспект, д. 14) можно до конца октября.



 
реклама  |  редакция |  пресс-релизы