Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№49 от 13 декабря 2012 г.
Из программистов – в Томы Сойеры
Лидер «Складня» Антон Свиркин запел в мюзикле


 
Молодой рязанский музыкант Антон СВИРКИН интересен тем, что многолик. Он давно уже является автором песен и фронтмэном местной группы «Складень», он же регулярно появляется на сценах рязанских клубов как исполнитель песен классиков нашего рока. А теперь Антон еще и стал исполнителем главной роли в недавней премьере Рязанского музыкального театра – детском мюзикле питерского композитора Сергея Баневича «Приключения Тома Сойера» по книгам Марка Твена, поставленном опять же питерским режиссером Анной Осипенко. С разговора об этом мюзикле мы и начали интервью. 
 
–Том Сойер, насколько я понимаю, это твоя первая главная роль в спектаклях театра. Но быть солистом и «держать» зал тебе не привыкать, судя по работе с группой «Складень», да и просто один на сцене с гитарой ты появляешься довольно часто. А вот насколько тебе близок именно этот персонаж – Том Сойер? Заборы в детстве красил? С неграми дружил? 
 
– Заборы не красил, хотя в детстве у меня однажды была история, практически один в один повторяющая известную сцену с забором. Герой действительно оказался мне близок, хотя бы потому, что мне из литературных героев всегда нравились остроумные авантюристы. Том Сойер, на мой взгляд, из их числа. Может, несколько натянутым покажется сравнение, но я бы его поставил рядом с Остапом Бендером, который всегда был моим любимым литературным героем. А вот «держать» зал на спектакле бывает посложнее, чем на рок-концерте. Порой выкладываешься еще сильнее, тем более, если играешь для детей.
 
– А дети тебя за своего принимают? Советы из зала часто дают?
 
– Похоже, принимают и, слава богу, что так. Потому что сложно все-таки убедительно сыграть ребенка. Не могу судить со стороны, но, надеюсь, у меня получается. Вот, кстати, когда я готовился к роли, то не стал перечитывать «Тома Сойера» – вместо этого стал читать «Остров Сокровищ» и вспоминал, какое впечатление он производил на меня в детстве, как сами играли в пиратов. Это помогло мне гораздо больше. Потом, еще я очень благодарен своему другу музыканту Максиму Ляшко, который в свое время мне указал на дневники Ролана Быкова и сказал, что обязательно нужно их прочитать. Это было как раз два года назад, когда эта книга вышла. Когда работал над ролью, то вспоминал советы из нее, и это тоже здорово помогало. А, кстати, насчет советов из зала – у нас однажды была очень веселая ситуация в сцене с Бекки, когда Том никак не решается ее поцеловать, и на одном спектакле из зала завопили: «Целуй ее!» Чудом, но самообладание удалось сохранить. 
 
Еще приятный момент был, когда однажды на улице узнали. Шел по улице, а там играли дети, и одна девочка, увидев меня, закричала: «Смотрите, Том Сойер!» Меня это очень обрадовало тогда. 
 
– Ты говоришь, что в детстве с тобой была история, похожая на то, как Том Сойер красил забор…
 
– Мне было шесть лет, когда родители собрались строить баню. Нам привезли кирпичи, и нужно было с улицы перетащить их во двор. Я помогал взрослым и, когда вечером все ушли домой, продолжал перетаскивать во двор по кирпичику. Ко мне начали подходить ребята с улицы и, прямо как в книжке, спрашивать: что, мол, заставляют работать? А я отвечал, что делаю это просто так, потому что нравится. В итоге сначала один мальчик стал со мной вместе кирпичи перетаскивать, потом другой, третий... Вскоре уже человек десять кирпичи таскали, и разошлись только, когда окончательно стемнело. В итоге я потом честно поделился со всеми, кто мне помог, шоколадкой! Но никакого «Тома Сойера» я тогда не читал, он ко мне попал где-то спустя лет пять....
 
– Тебе в мюзикле «Приключения Тома Сойере» еще и много петь приходится. А музыка спектакля, написанная питерским композитором Сергеем Баневичем, тебе нравится? Посоветовал бы друзьям-рокерам сходить, посмотреть и послушать? 
 
– Друзья-рокеры, кстати, были, и им понравилось. Скажу так: я отношусь к этой музыке с симпатией. Потому что все равно после репетиций или спектаклей она остается в голове, ходишь, напеваешь ее. Она достаточно незатейливая, может быть, этим и хороша. Интересно было работать над музыкальными номерами, но здесь еще во многом интерес заключался в том, что для меня это была первая работа в качестве солиста. В хоре, к примеру, мне было интересно работать над различными оперными номерами, хотя это гораздо сложнее. Но и в «Приключениях Тома Сойера» была сложная задача. Она заключалась в том, что во время пения надо активно двигаться. Главное было – правильно распределить дыхание и не «выдохнуться» к концу номера. Поначалу удавалось не всегда, но потихоньку преодолевалось и это.
 
– Как тебя вообще занесло в музыкальный театр? Почему выбрал именно это заведение, а не стал искать что-то более престижное или денежное? Заканчивал же ты, насколько я в курсе, журфак РГУ и даже что-то писал и пишешь как журналист, в том числе в «Новой газете» твои тексты появлялись.
 
– У меня первое образование – вообще, «инженер-программист», я закончил колледж электроники. После окончания еще год проработал там, потом ушел, лето просидел без работы, пытался найти что-то по специальности, но не устраивали зарплата либо время работы. Потом вспомнил, что мой друг Алексей Серафимов работает в музыкальном театре, в хоре. Позвонил ему, спросил, не требуются ли им в хор люди? Оказалось, что требуются. Пришел на прослушивание, и вот так и стал там работать. И надо сказать, что это мне оказалось гораздо проще и интереснее, чем предыдущая работа и вообще специальность «инженер-программист». Удивительно, но, в общем-то, получилось так, что мое хобби – пение, на сегодняшний день является для меня основной профессией.
 
– Едва ли не чаще собственных песен ты поешь со сцены чужие: в одном только «Старом парке» за последнюю пару лет участвовал в вечерах, посвященных творчеству Александра Башлачева, Бориса Гребенщикова, Вени Дркина, Майка Науменко, Алексея Рыбникова. Помню даже случай, когда на свой концерт в «Логове» не приехал Сергей Селюнин из группы «Выход», а ты вышел на сцену вместо него и больше часа пел его песни для его же публики – по-моему, ничуть не хуже оригинала. Вот интересно, кого еще ты мог бы заменить на сцене таким образом, если человек вдруг на свой концерт не приедет? 
 
– Ну, ты почти всех уже назвал, кого  долго могу петь. Можно припомнить еще недавний фестиваль фантастики, когда на третий день в Солотче я развлекал его участников песнями Олега Медведева. 
 
Кого еще можно назвать... Рыбников, кстати, в этом списке скорее исключение – просто из-за того, что когда-то он попадался мне реже других. Могу еще сыграть почти все песни Цоя, Янки. Достаточно много могу вспомнить песен Вадима Кузьмина, известного как Черный Лукич. Это все идет в основном из нашей компании, еще со школьных времен, – у нас был такой полумифический проект под названием «Мы», где мы с моим приятелем Александром Свировым на двух гитарах играли и записывали любимые нами песни. Я даже мечтал Черному Лукичу показать наши каверы на него, уж очень забавные они у нас вышли, но вот не сложилось, к сожалению, он умер недавно... А, ну еще к этому списку можно Петра Мамонова добавить – мы очень любили его песни тогда играть.
 
С «Силей», кстати, была еще одна забавная история во время его последнего концерта в Рязани. Он вдруг забыл, как играть одну свою песню, и я вышел, сыграл ее на гитаре, а он спел. 
 
– Я знаю, что сейчас ты со своей группой «Складень» пишешь в Москве альбом на студии группы «Оргия Праведников». Когда можно уже будет послушать этот релиз целиком? 
 
– Ну, не целый альбом, все-таки это достаточно дорого для нас. Мы изначально хотели записать одну композицию и посмотреть, что у нас из этого выйдет. Для нас главное было научиться настоящей студийной работе, грамотному отношению к записи и, что для меня было наиболее важным, – как сохранить на записи энергетику. Предыдущие попытки терпели крах, в основном, именно по этому пункту. Самое забавное, что наиболее энергетически насыщенная в этом плане – самая первая запись, сделанная на магнитофон наложениями еще в 2005 году, которая периодически распространяется сейчас как мини-альбом «Судная ночь». И вот здесь ребята из «Оргии Праведников» преподали просто бесценные уроки. Отдельное спасибо хочется сказать Алексею Буркову – он в основном нас записывал и давал просто бесценные советы, и Юрию Русланову, который прописал нам флейту и клавиши. Он тоже предложил в песню массу интересных находок, что очень ее оживило. Сейчас она распространяется «ВКонтакте», и, судя по отзывам, людям нравится, кто-то даже написал, что это похоже на арт-рок или «прогрессив». Конечно, преувеличение, но, тем не менее, приятное. Мы подумываем записать что-то еще на студии у «Оргии…», но сделаем это, когда все-таки будет достаточно денег. А сейчас если какой-то релиз в итоге и будет, то, скорее всего, он будет состоять из вещей, записанных в разных местах. Пока же, в ближайшее время, я собираюсь выложить в интернет акустический альбом, который записал этим летом.

– Мюзикл «Приключения Тома Сойера» будет идти сейчас несколько дней подряд, если не путаю, аж с 18 по 28 декабря чуть ли не ежедневно, а вот концерты «Складня» в ближайшее время ожидаются? 
 
– Ближайшее выступление группы – 21 декабря в клубе «Планетарий», это будет электрический концерт и в программе прозвучат новые песни. Далее 22-го я участвую в квартирнике, а 23-го выступаю в Москве на небольшом фестивале. 
Анатолий ОБЫДЁНКИН. Фото Ольги МИЛОВЗОРОВОЙ