Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№10 от 14 марта 2013 г.
Тренер-путешественник
Олег Барсуков – о своем европейском прошлом, пивном празднике и альтруизме


 
По ходу минувшего сезона в ХК «Рязань» возникла непростая ситуация: чемпионат лишь набирал ход, а переломить ситуацию в лучшую сторону уже не было практически никакой возможности. Встать во главе команды в столь сложный период, не побоявшись «подмочить» репутацию, мог лишь человек, пользующийся непререкаемым авторитетом в мире рязанского хоккея, такой как Олег БАРСУКОВ.
 
–Олег Владимирович, вся ваша жизнь прошла в хоккее, все ли удалось?
 
– Если бы мне вдруг представилась возможность что-то изменить, я бы оставил все, как есть, разве что немножечко свой пыл иной раз попридержал бы. А то, когда предлагали очередной контракт, где-то вспыхивал, не соглашался, потом жалел, возвращался назад. Эх, не делать бы тех ошибок, что я совершал раньше, особенно когда играл в Европе… А так, обернувшись назад, могу сказать, что своей карьерой в целом я вполне доволен.
 
– Вы один из немногих воспитанников рязанского хоккея, кому удалось попробовать свои силы в чемпионатах трех европейских стран. А с чего все началось?
 
– С турне «Вятича» по Германии, где нас и приметили с Юрием Герасимовым, и вскоре мы заключили свой первый заграничный контракт. Приехали в Деггендорф, как с Луны свалились, все-таки на дворе было начало 1990-х, в стране разруха, а тут всего в ста с лишним километрах от Мюнхена, самое настоящие изобилие. Нас все устраивало, все были довольны нашей работой, поэтому то время я всегда вспоминаю с теплотой. 
 
– В дальнейшем что-то пошло не так?
 
– Да, если бы не развал рязанского клуба, уверен, наша германская карьера продолжалась бы еще ни один сезон. Во всяком случае, клуб имел желание нас оставить, но, как это часто бывает, не удалось найти точки соприкосновения по финансовому вопросу. Мы тогда принадлежали «Вятичу», поэтому все переговоры велись через президента клуба Смирнова, которому и доставался главный куш с наших контрактов…
 
– Через несколько лет вы отправились осваивать другую немецкоговорящую страну?
 
– Предложение поиграть в Австрии поступило, когда я уже выступал за тверской клуб. Главным тренером «Ватенса» был назначен российский специалист Алексей Костылев, в свое время выступавший за рязанский «Станкостроитель» вместе с нашим наставником Алексеем Жеребцовым, он-то и предложил в качестве двух иностранцев наши с Юрием Герасимовым кандидатуры. За небольшой отрезок времени мы вытащили этот клуб в верхнюю часть турнирной таблицы. Все было просто здорово, но из-за травмы пришлось прервать выступления и возвратиться домой.
 
– Впрочем, не надолго…
 
– Да, вскоре мне позвонил бывший тренер немецкого клуба и предложил поиграть в итальянском чемпионате. Мы подумали, и ответили согласием. Когда мы приехали, «Лачес» лишь дебютировал в сильнейшей лиге страны, и благодаря нашей помощи с первого же захода пробился в восьмерку лучших команд Италии. Естественно, все были довольны, а мы стали чуть ли не местными героями.
 
– Для этого, по всей видимости, были достаточно веские основания?
 
– С легионеров всегда спрос особый, но, думаю, нам везде удавалось оправдывать возлагавшиеся на нас надежды в полной мере, в какой бы стране мы ни выступали. В Италии уже в наш первый сезон Юрий забросил шайб сорок с небольшим, я, кажется, 37, плюс к этому примерно по столько же раздали результативных передач. Местным ребятам очень нравилось играть с нами, ведь мы проповедовали комбинационный хоккей. Помню, в одном из решающих матчей нам как воздух была нужна победа, и мы добились ее со счетом 7:2. Четыре шайбы тогда забросил я сам, и еще одну с моей передачи провел Герасимов.
 
– В какой стране вам игралось наиболее приятно?
 
– В Германии. Это хоккейная страна и клуб был с амбициями, поэтому постоянно находились наверху. Особый интерес вызывали матчи с командой «Штраусберг», которые превращались в настоящие дерби. В гостевой игре мы уступали после второго периода 1:4. В заключительной двадцатиминутке заруба была страшная, но мы сумели переломить ход поединка и выиграли со счетом 5:4. Юрий Герасимов отметился дублем, еще одну шайбу забросил я. Правда, оба получили травмы, но со стадиона болельщики унесли нас буквально на руках.
 
– А желания остаться за границей насовсем не возникало?
 
– Нет, хотя, не скрою, подобные предложения были, но я, не раздумывая, всегда отвечал отказом. Да, там было очень комфортно первые месяца два-три, а потом начиналась ностальгия, и меня со страшной силой тянуло в Рязань. 
 
– Что осталось в памяти о том счастливом времени?
 
– Конечно же, Октоберфест – крупнейший в мире фестиваль пива, который осенью каждого года проводится в Мюнхене. Незабываемое зрелище! Перед глазами сразу всплывают карусели, аттракционы, всевозможные костюмированные представления, выступления народных ансамблей и море народу со всей Европы. Хрупкие девушки разносят огромные литровые кружки – по пять в каждой руке, и ведь ни капельки не прольют.
 
– Олег Владимирович, вы приняли непосредственное участие почти во всех достижениях рязанской команды за последние 30 лет: переходный турнир 1984/85 годов, победа в зональном турнире второй лиги (1991/92 гг.), 5-е место в высшей лиге России (1992/93 гг.), первые места в турнирах второй (2005/06 гг.) и первой (2006/07 гг.) лиг. Что наиболее дорого?
 
– Приятно, конечно, что завершил свою карьеру игрока на мажорной ноте – победами во второй, а затем и в первой лигах. А вообще крайне сложно что-то выделять, ведь, как говорится, из песни слов не выкинешь. До сих пор памятен успех в последнем чемпионате СССР. Тогда у нас была очень приличная командочка, но и представители местной школы хоккея достойно смотрелись в той звездной компании. Забросив без малого сотню шайб, тройка Герасимов – Барсуков – Томилов стала самой результативной в «Вятиче». 
 
– Тогда Рязани удалось получить путевку в первую союзную лигу, но сыграть в ней из-за развала СССР так и не удалось. Не обидно?
 
– Обидно, конечно, ведь мы столько лет шли к этой цели, связывали с этим определенные надежды, которым так и не суждено было сбыться. Но жизнь порой вносит свои коррективы. Сейчас бы нам такую команду, с тем же отношением к делу, любовью к хоккею, граничащей с фанатизмом, постоянно были бы на передовых позициях в ВХЛ. В то время на наши матчи ходило по девять тысяч зрителей, и плохо играть перед переполненными трибунами было просто стыдно.
 
– А у вас не было возможности попробовать свои силы на самом высоком уровне?
 
– В юношеском возрасте всегда был на виду, имел приглашения в воскресенский «Химик», тольяттинское «Торпедо», «Кристалл» (Электросталь), выступавший в первой союзной лиге. Значит, чего-то стоил. Но в то время не последнее место занимал патриотизм: в Рязани ведь своя команда, и как я мог уйти куда-то еще. Хотя сейчас все это в порядке вещей, и сделай я тогда шаг в нужном направлении, глядишь, вся карьера пошла в ином русле.
 
– Если не ошибаюсь, именно вы стали последним представителем рязанской хоккейной школы, выступавшим за родную команду…
 
– Выходит, что так. В прошлом году была организована молодежная команда «Молния», теперь будем надеяться, что проявят себя ребята 1996 года рождения Сорокин, Царёв, Сухарев, за которыми мы внимательно следим. Если, конечно, не сбавят обороты, со временем они вполне могут принять у меня эстафетную палочку. 
 
– Уже несколько лет вы занимаетесь тренерской деятельностью, а по ходу минувшего сезона в сложнейшей ситуации именно вам пришлось встать во главе родной команды.
 
– Не скрою, было немного страшновато, ведь ХК «Рязань» – лицо области, а работа главного тренера очень ответственная, да и спрос особый. Но искренне верил в то, что смогу выправить ситуацию. Специально приглашали ребят, возможности которых нам были хорошо известны. Со временем они заняли в команде ведущие роли, сплотили коллектив, благодаря им даже те, кто уже «умирал», неожиданно воскресли. В заключительной части сезона удалось набрать неплохой ход, жаль только, что победы пришли слишком поздно: из девяти последних домашних матчей мы выиграли шесть, еще две встречи проиграли лишь по буллитам. Этими успехами мы всем дали понять, что престиж региона для команды не пустой звук, хотя весь сезон ребята играли без премиальных. Что же касается лично меня, то я приобрел бесценный опыт, который, надеюсь, в дальнейшем принесет свои плоды.
 
– Сезон завершен, а каким вам видится ближайшее будущее?
 
– Конечно, хотелось бы остаться в тренерском штабе родного клуба, продолжить начатую работу, но пока ничего конкретного сообщить не могу.
 
Юрий МАТЫЦИН