Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№14 от 14 апреля 2011 г.
Муза и музыка Василия Николаева
Последнюю неделю в Рязанском художественном музее работает выставка «Отражения»



Вот уже два месяца в Рязанском областном художественном музее работает персональная выставка Василия Николаева «Отражения». Последние дни ее работы – «под занавес» – оказались отмечены интересным событием. Картины зазвучали! 10 апреля на выставке Василия Николаева состоялся концерт классической музыки.

«Музыка в музее» – это новый проект,  который художественный музей начал в этом сезоне. Ежемесячно в выставочных залах, в старинных стенах, в окружении великолепных образцов искусства звучит живая музыка. Концерт, состоявшийся 10 апреля, стал первым тематическим концертом: музыканты посвятили его известному рязанскому художнику, а выбор произведений был вдохновлен живописью Василия Николаева.

В феврале, на торжественном открытии выставки, много говорилось о том особом положении, которое занимает творчество Николаева в художественной сфере региона. Получив классическое образование (художественная школа и художественное училище в Рязани, Киевский художественный институт) Василий Иванович уже давно отошел от канонов реализма, перейдя на язык знаков, символов, цветовых ритмов. Такую верность своему мироощущению в городе, где царят довольно консервативные вкусы, можно, действительно, назвать «мужественным поступком», как говорили на выставке. Условия, в которых даже коллеги по творческому Союзу не вполне понимают и принимают твое творчество, делают художника одиночкой на выбранном пути. Впрочем, самого Василия Николаева такая ситуация не расстраивает: противоречия только дают художнику новые силы для работы и совершенствования, для отстаивания своих позиций в искусстве. И, конечно же, как признается автор, сильное влияние оказали заграничные вернисажи. Одним из первых он начал выставляться за рубежом, был там понят и оценен. Пришла уверенность в своих силах и осознание, что, независимо от взглядов, каждый художник достоин внимания и уважения.

Персональные выставки Николаева в художественном музее проходят с солидной периодичностью: раз в 10 лет. Предыдущая открывала новое тысячелетие в 2001 году. Нынешняя приурочена к 60-летнему юбилею живописца. Но назвать ее «юбилейной», в смысле отчета за долгие годы, было бы неправильно. Это абсолютно новый, цельный проект, отражающий отношение автора к миру и искусству:

– Для меня это очередная рабочая выставка, – рассказывает Василий Николаев. – Многие из представленных работ я готовил в рамках одного проекта, задуманного музеем, посвященного театральному искусству. Но проект не случился, и я стал продолжать, уже не будучи скованным никакими ограничениями. И мне захотелось поднять именно тему мифов, поскольку работы в этой направленности у меня появлялись уже после института. Одиссей, Геракл, другие мифологические герои всегда существовали в моем творчестве. Все это давно копилось и вот, наконец, получило реализацию, выплеснулось на холсты.

Говоря об истоках вкусовых пристрастий художника, следует обратиться к его детским годам, которые прошли в Кирицах, где, по словам художника, все и началось:

– Я хорошо помню свои впечатления от знаменитого дворца фон Дервиза: тогда еще был более-менее сохранившийся мост, старые ворота хоть и разрушались, но не до такой степени, как сейчас, и только-только сняли кентавров. Царящая романтическая атмосфера, удивительной красоты природа и побудили меня, наверное, в дальнейшем к занятию искусством. А далее меня направляли потрясающие учителя: Зоя Григорьевна Гнаткова, мой педагог в художественной школе, и Василий Егорович Куракин в художественном училище. «Делайте сказку на холсте!» – говорил нам Куракин. Он учил нас ничего не бояться и писать так, чтобы каждая работа становилась праздником.

«Отражения» Василия Николаева – еще один праздник: триединство мифа, театра и музыки. Обращаясь к мифам, евангельским сюжетам, он ищет в канувших эпохах отражение нашего времени и находит в сегодняшнем дне отражение прошлых культур.

Полотна Николаева не передают букву сюжета, не рисуют профили героев. Автор стремится передать атмосферу и настроение мифического сказания, свои собственные переживания, связанные с древней историей. Для каждой темы художник находит новый ритмический рисунок, цветовое и световое решение. Густой красный цвет крови и пожарищ заливает «Трою». Всеми возможными оттенками голубого дарят исцеление и прохладную негу «Наяды». Золотом, багрянцем и чистым непорочным светом знаменует рождение Спасителя «Поклонение волхвов»…

Каждая картина располагает к глубокому проникновению, медитативному созерцанию. Здесь нет четко очерченных объектов, но тем не менее сам автор не спешит называть свое творчество абстрактным искусством. Ему больше по душе термин «реализм без берегов», который подразумевает, прежде всего, серьезные традиции, лежащие в основе.

– Это не абстрактные вещи. Если вглядеться, вчувствоваться, то они все абсолютно реальны. Для меня, по крайней мере... Для того чтобы в полной мере зазвучала тема мифа, важно передать его настроение, определить цветовое звучание холста. Я стремлюсь отразить целостный взгляд на тот или иной миф, сохранить его единое пространство, и при этом линией, пунктиром, движением передать сюжетную канву. При внимательном рассмотрении можно увидеть и Цирцею, и Пандору…

Начинается все с эскизов. В эскизах нет героя, главное – настроение! Ритмы, цветовые отношения, волнение, охватывающее тебя в предвкушении, что вот-вот состоится нечто особенное… И только потом вырисовывается тема картины. Как Суриков, поразившийся однажды тому, как смотрится черная ворона на белом снегу. Это впечатление жило в нем несколько лет и спустя годы вылилось в картину «Боярыня Морозова».

Действительно, несмотря на символическую обобщенность картин, в них чувствуются контуры реального мира. Многовековая толща времени, лица, образы, пейзажи, эмоции – на картинах все уплотнено до единой музыки цвета и подчинено общему движению, подобно тому, как развивается музыкальная тема. Полотна Николаева наполнены звуковыми потоками («Концерт», «Осенняя соната», «Ноктюрн»): бурными, нежными, вкрадчивыми, нисходящими до звенящей тишины. Поэтому так легко и естественно сплетались на концерте музыка и живопись.

Пианисты Елена Яковлева и Евгений Антипов, скрипачки Елена Коновалова и Ольга Дьяченко, певица Марина Оводкова наполнили залы музея прекрасными звуками. Сарасате, Пьяццолла, Гершвин, Альбенис, Крейслер, Рахманинов, Шопен – музыка словно проникала в краски, заставляла их вибрировать, оживляла скрытый драматизм экспрессивных полотен. Растворяясь друг в друге, две мощные изобразительные стихии и дают тот целостный взгляд на мир, когда звук рождает зрительные образы, а живописные полотна звучат в сердце зрителя.

– Не случайно, что на моей выставке прозвучала музыка, – признавался Василий Николаев после концерта. – Музыка сопровождает меня всю жизнь. Муза и музыка – слова, имеющие один корень. Музыка стала моей музой. Но не единственной, правда. Я счастливый человек: моя муза – моя жена, которая вместе со мной вот уже сорок лет и вдохновляет меня на новые произведения. Когда я работаю, всегда звучит музыка. Не надо понимать это буквально. Это вовсе не означает, что я обязательно ставлю пластинку или включаю диск. Музыка звучит в душе. Музыка от впечатлений, от поездок. Возвращаясь, я не бросаюсь сразу к холсту. Но потом, спустя время, солнечный блик или шевеление листвы могут всколыхнуть в памяти пережитые мгновения – и вот уже хочется рисовать!..

Вера НОВИКОВА Фото Андрея ПАВЛУШИНА