Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№14 от 14 апреля 2016 г.
Убийственный квартет
Артисты Театра на Соборной на четверых исполнили бенефис и преступление


Фото Андрея ПАВЛУШИНА

Даже если вы обладаете минимальным музыкальным слухом, постарайтесь вспомнить псевдоитальянскую песенку «Уно моменто» из фильма «Формула любви». Если промурлыкать на ее мелодию следующие строки, то легко можно вообразить, что исполняли 1 апреля на капустнике артисты Театра на Соборной и по какому поводу:

«В Театре на Соборной в первый день апреля
Славили мы наших юбиляров:
Торхова Андрея, Юру «Антонея», и еще Людмилу, и Володю Б.
Чудо, чудо, чудо эти моменты!
Подарить коллегам комплименты,
Выразить свое им восхищение и теплом своих сердец их обогреть».

Для четырех артистов Театра на Соборной нынешний сезон стал юбилейным. Людмила САФОНОВА и Юрий АНТОНЕЕВ – заслуженные артисты и прекрасная супружеская пара. Их творческие биографии развивалась параллельно: Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, Хакасский драматический театр, а с 1991 года – Рязанский ТЮЗ. Четверть века на рязанской сцене – это десятки ролей, сложившихся в яркую актерскую жизнь!

Солидным послужным списком может похвастаться Владимир БАРАНОВ. В его резюме Ярославский академический театр им. Волкова и знаменитые санкт-петербургские театры: ТЮЗ им. Брянцева, Молодежный театр на Фонтанке, Театр-фестиваль «Балтийский дом». Немало и киноработ. В труппу Театра на Соборной Владимир Николаевич вошел не так давно – в 2013 году. Но каждое его, даже эпизодическое, появление запоминается особым – ироничным – способом существования на сцене.

Вахтанговскую школу прошел еще один юбиляр засл. арт. России Андрей ТОРХОВ. Окончил Театральное училище им. Щукина, работал в Театре им. Вахтангова, Челябинском театре драмы, Рязанском театре драмы, блеснув в роли дяди Вани в одноименном спектакле по Чехову. В Театре на Соборной, где Андрей Петрович служит с 2011 года, проявилась еще одна грань его таланта – педагогическая. Сегодня рядом с ним на сцене работает целое поколение воспитанных им молодых артистов.

Четыре таких значимых повода просто не могли остаться незамеченными. И худрук театра Марина ЕСЕНИНА решила поставить спектакль на четверых: юбилярам – бенефис, зрителям – премьеру. Благо в ее режиссерском портфеле уже была пьеса, которая прекрасно раскладывается на юбилейный квартет.

Детектив английского автора Эдварда Тэйлора «Убийство по ошибке» Марина Есенина ставила в театре драмы в 2004 году. И, перечитав свой текст о премьере двенадцатилетней давности, хочется еще раз подписаться под некоторыми словами: «Детектив – редкое явление на театральных афишах, перенасыщенных комедиями и мелодрамами». Да, редкое по-прежнему. Если киноэкран наоборот «стонет» от детективов и триллеров, то в театре постановки этого жанра можно пересчитать по пальцам. Причина, пожалуй, в особенностях самой сцены, где все происходит здесь и сейчас, перед глазами зрителя. Где искусство монтажа не подменит искусство драматургии. И где лишь точно выверенная актерская игра сможет сохранить загадку вплоть до неожиданной развязки.

И снова возвращаясь к архивному тексту: «Распутывая замысловатый клубок сюжетных хитросплетений, обманываясь и прозревая, чувствуешь, что автор постановки – серьезный противник, знающий толк в игре». Детективную пружину Марина Есенина закручивает все так же туго. Накал страстей смещается ко второму действию. Первое же раскрывает подоплеку конфликта.

А происходит он из причины старой как мир: деньги. Два соавтора, пишущие в детективном жанре, предъявляют друг другу претензии. И камень их преткновения также стар: «Что важнее в творчестве: гениальное озарение или кропотливый труд?». Первое отстаивает Пол Риггс (Владимир Баранов), вечно молодой и вечно пьяный, но выдающий на-гора бесконечное число идей. На второе упирает Гарольд Кент (Юрий Антонеев), педантичный, скрупулезный, мечтающий, наконец, стряхнуть с себя «груз» кутилы-соавтора. Первый – не брезгует шантажом, второй – задумывается об убийстве…

На этом – самом интересном месте – стоит остановиться. Скажу лишь только, что не обойдется без главного закона всех детективов (внимание, спойлер!) «Cherchez la femme». Хотя надо признать, что Эмма Кент (Людмила Сафонова) до последнего «держит лицо». А Андрей Торхов в роли инспектора Эгана впишет еще один яркий образ в галерею английских детективов: эдакий добродушный увалень, умеющий загнать в тупик невпопад заданными и неудобными вопросами. И, кстати, большой любитель мармеладок. Хотя на сладкое финал спектакля приготовил угощения интересней…
 
Вера НОВИКОВА