Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№27 от 14 июля 2016 г.
Разящий выстрел в «бегущего кабана»
Чемпион СССР Валерий ПАВЛОВ – об оружейных секретах, мандраже и спецкомандировке в Венгрию



Во времена Советского Союза стрелковый спорт в стране пользовался заслуженной популярностью и поддержкой. Сейчас же ему, как и многим другим, удается выживать лишь благодаря таким энтузиастам как чемпион СССР, неоднократный победитель первенства Вооруженных Сил, почетный мастер спорта СССР по пулевой стрельбе Валерий ПАВЛОВ. На минувшей неделе он отметил свой 75-й день рождения, с чем «Новая» его и поздравляет.



– Валерий Андреевич, вы родились в июле 1941 года, дитя войны, как принято говорить…

– Мой отец был военнослужащим, начало войны встретил в Каунасе. Находившуюся в положении маму в спешном порядке эвакуировали в деревню во Владимирской области, откуда она родом. Но на станции Рузаевка, что в Мордовской АССР, по вполне понятным причинам ее сняли с поезда – там я и появился на свет. В свидетельстве о рождении у меня указан именно этот населенный пункт, хоть и находился я там всего два-три дня. После Победы мы с отцом вдоволь напутешествовались, и не только по стране, были еще и Австрия, и Румыния. И только в 1956 году перебрались на постоянное место жительства в Рязань – отец уже был в звании полковника и продолжил службу в облвоенкомате начальником политотдела.

– А то, что отец был военным, не сказалось в дальнейшем на вашем выборе вида спорта?

– Дело в том, что мы получили квартиру в доме на углу улиц Новой и Циолковского, а рядом оказался стрелковый тир ДОСААФ. В школе тогда был такой предмет, как начальная военная подготовка, и наш военрук Михаил Афанасьевич Кривов водил нас стрелять. Первый раз я попал в тир и начал заниматься ровно шестьдесят лет назад, а в 1957 году уже получил свою первую грамоту. Норматив мастера спорта выполнил, будучи еще учеником десятого класса, но мне его не присвоили, потому что тогда нужно было сделать это дважды.

– Тогда у вас уже было ощущение, что стрелковый спорт станет делом всей жизни?

– По окончании школы я поступил в Горьковское радиотехническое училище войск ПВО, но в 1960 году, когда я уже заканчивал первый курс, было произведено первое сокращение Вооруженных Сил на один миллион 200 тысяч. В их числе оказались и мы – курсанты, но почему-то нас отправили сразу по домам, а не дослуживать. Произошло это уже несколько позже, видимо, обо мне была соответствующая информация, потому что сразу же оказался в спортроте ЦСКА.

– То есть получилось так, что повестка в армию оказалась для вас путевкой в большой спорт?

– Можно и так сказать, ведь моя дальнейшая судьба сложилась просто замечательно, а моими сослуживцами стали сильнейшие армейские спортсмены – чемпионы мира, Европы и Олимпийских игр по различным видам. Правда, для начала пришлось во второй раз принять присягу, хотя я уже делал это в военном училище, после чего началась серьезная работа. Можно сказать, что весь год мы были на сборах, ежедневно по две тренировки, постоянно в тонусе.

– И каково вам пришлось в компании звезд?

– В Рязани я стрелял из винтовки и пистолета, когда же попал в Москву, начал тренироваться бок о бок с такими величинами, как заслуженные мастера спорта Анатолий Иванович Богданов, Тамара Сергеевна Ломова. С нашими прежними достижениями (а со мной попали еще несколько новобранцев) там делать было просто нечего, но азы стрелкового спорта были, поэтому нас решили попробовать в таких упражнениях, как «бегущий кабан» и «бегущий олень». День за днем мы постигали премудрости и в итоге нас вымуштровали так, что скоростные упражнения стали получаться очень хорошо. И вскоре мы считались кандидатами в сборную команду уже на законных, так сказать, основаниях.

– С каких достижений начинали свой спортивный путь?

– Запомнился первый выезд в Читу в 1962 году на зональное первенство Вооруженных Сил, куда команду Московского военного округа, в которую входили сильнейшие спортсмены страны, направили большей частью с пропагандистскими целями. На этих соревнованиях сразу в трех упражнениях я показал результаты выше норматива мастера спорта. 

– Еще два года спустя вы стали чемпионом  СССР, выступая уже за общество «Динамо».

– В армии своих премудростей хватает. В нашей команде, в которую входило человек 25, было определенное количество постоянного состава и переменного – срочников. И вот как-то руководство посчитало, что не хватает постоянного, тогда раз я рязанец, дали телеграмму в десантное училище: зачислить Павлова курсантом и откомандировать в распоряжение начальника СКА МВО. Я приехал в Рязань, меня оформили за два дня, выдали курсантскую форму, и я уехал. Но когда срок моей службы подошел к концу, я решил уволиться, хоть мне и предлагали остаться. И надо же было такому случиться, что когда в 1964 году я выиграл чемпионат Советского Союза, меня награждал тренер сборной команды Вооруженных Сил Георгий Георгиевич Козлов: «Тебя почему за «Динамо» объявляют? Потом подойди ко мне». Я подошел, и он сделал мне предложение, от которого я не смог отказаться, но для этого вновь пришлось облачиться в военную форму.

– Не зря говорят, от судьбы не уйдешь!

– Пять лет я провел в Венгрии, выступал там за армейский спортклуб, стал трехкратным чемпионом страны, был награжден знаком Венгеро-Советской дружбы. Для этого пришлось стать сверхсрочником, но форму носили лишь по большим праздникам. Тогда было очень много соревнований, к тому же по территориальному делению мы относились к Молдавии и значительную часть времени проводили в Союзе. Вскоре мне было присвоено звание почетного мастера спорта СССР, для чего необходимо было пять лет подряд выполнять мастерский норматив. В свое время так руку набили, что мне удавалось это практически на каждых соревнованиях. Вплоть до 1970 года был кандидатом в сборную команду СССР. А по возвращении снова оказался в СКА МВО, потом официально был переведен в спортклуб Рязанского десантного училища, где и дослуживал до пенсии. В 1981 году успел стать еще и серебряным призером чемпионата СССР, так что спортивная карьера, считаю, сложилась очень успешно.

– А повысить звание до международного уровня у вас возможности не было? 

– Едва такой шанс не улыбнулся мне в 1968 году на Спартакиаде народов СССР, когда я выступал за команду Молдавии. Выполняли упражнение «бегущий кабан»: там 40 выстрелов медленного бега и столько же быстрого. Получилось так, что когда я стрелял медленный бег, то показал лучший результат. После этого у меня кое-где заиграло, а на мушке уже повисли медали. Получилось так, что со мной рядом не оказалось моего тренера, некому было поддержать, настроить. А через два дня уже быстрый бег – еще 40 выстрелов. Появился какой-то мандраж, и уже первая попытка оказалась неудачной. В итоге я занял место в конце первой десятки, а в общем зачете стал шестым. Результат хороший, но до звания мастера спорта международного класса мне все же немножко не хватило. 

– Будучи председателем, а затем и вице-президентом областной федерации, вы немало сделали для развития в регионе своего вида спорта.

– Стрелковый спорт в Рязани начал хорошо развиваться с середины 1950-х годов, когда у ДОСААФ появился тир. А в 60–70-е годы у нас уже было примерно шесть мастеров спорта СССР международного класса, Александр Михайлович Данилов стал чемпионом Европы среди юниоров. Мастеров было человек 25 или даже больше. Постоянно двигались вперед, потому что были на бюджете: оружие, боеприпасы, обмундирование – все получали бесплатно. Первым тренером был участник войны Николай Николаевич Шатохин, он всех нас и воспитал. 

Стрелковый спорт вообще насчитывает 47 упражнений по классификации, мы в Рязани стреляли из них, может быть, 20–25. А сейчас упражнений пять, потому что оружия нет, да много чего. В лихие времена лет пятнадцать был простой, лишь в середине нулевых мы возродили федерацию. А в прошлом году по состоянию здоровья я передал все свои полномочия Марине Андреевне Кутякиной, но связи с организацией стараюсь не терять. 
 
Юрий МАТЫЦИН