Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№31 от 14 августа 2014 г.
Через тернии к совам
Кирилл УСТИНОВ – о выигрыше «Подбелки», хите на спор и любимых песнях


 
За те четверть века, что я слежу за рязанскими рокерами, случилось много чего хорошего и разного, но больше разного, чем хорошего. На моих глазах появлялись и исчезали даже не десятки – сотни групп. 
 
Но за пределами Рязани хоть как-то знают всего лишь несколько названий – «ОГП», «Зга», «ДХ», бард Ольга Чикина, да теперь еще полупопсовый «Кактус». 
 
И все это, по большому счету, популярность, характеризуемая фразой «широко известны в узких кругах», потому что и для этих «флагманов» местного рока выход на столичное радио или престижный фестиваль – праздник, который редко случается и еще реже повторяется. А у кого-то и эта призрачная слава осталась или вот-вот останется в прошлом. Помимо названных, я могу с ходу вспомнить как минимум несколько парней и девчонок с гитарами, которые мощно стартовали, а потом вдруг исчезли с музыкальной карты города по самым разным обстоятельствам. В основном, по бытовым, конечно, а иногда и по трагическим. 
 
Я очень надеюсь, что этой «метеоритной» судьбы удастся избежать моему сегодняшнему собеседнику – Кириллу УСТИНОВУ, 17-летнему школьнику, только что ставшему победителем фестиваля уличных музыкантов «Подбелка-2014». Потенциал Кирилла очевиден, а вот сможет ли он его полностью реализовать – время покажет. 
 
– Кирилл, удивлен победой?
 
– Удивлен – не то слово. Сразу после нашего выступления походил по площадкам, где играли прекрасные музыканты, и понял, что победы нам в этом году не видать – начал зара-нее готовиться к «Подбелке-2015».
 
Вообще, момент награждения застал меня и нашего гитариста Лешу уже вне Подбелки – мы кушали торт в ЦДТ «Феникс» и за этим делом увлеклись, пропустив начало награждения. Поэтому, когда нам позвонили, с кремом на губах побежали обратно. Флейтист Родион был в это время на фестивале, но когда нас объявили – а объявили нас как «Ларец Снов» (правильное название группы «Ловец сов», – А.О.) – даже и не заметил ничего. Только когда мы с Алешкой на сцену вбежали – кинулся к нам.
 
Удивлялись все долго, буквально сегодня наконец-то отошел от победы. А в тот вечер полчаса ничего не мог, кроме как обниматься и удивляться тому, что мы выиграли.
 
– Что пел на фестивале и почему выбрал именно эти песни?
 
– Долго выбирать не пришлось, просто взял любимых исполнителей 1990-х, отобрал самые известные и зажигательные песни и скинул ребятам. Дальше все само произошло.
 
Естественно, никак не мог обойти «Сплин», хотя «Мое сердце» уже где-то в печенках, поэтому взял пусть и не менее заезженные, но пока еще терпимые «Орбит без сахара» и «Выхода нет». Вторая песня, кстати, стала девизом нашего выступления.
 
С творчеством Вени Дркина я по-знакомился год назад, и его надрывная манера пения сразу мне приглянулась. Так что теперь часто пою «Эй, старуха» и «Пароходик», все ругаю себя, что никак не осилю остальной его репертуар.
 
Конечно, не смог обойти «Чайф» с их «Белой вороной». Впечатлился этой песней у них на концерте, когда минут десять весь зал зажигал под этот безумный припев.
 
Ну, и нарушив немножко правила, своих песен парочку спел.
 
– Несмотря на юный возраст, ты успел поиграть почти во всех сколько-нибудь заметных клубах города, причем исполняя, как правило, именно собственные песни. Насколько это для тебя серьезно: песни сочинять, выносить их на публику? Видишь ли свое будущее связанным со сценой?
 
– Возраст мой недолго будет юным! Очень боюсь новых песен, они редко приживаются, поэтому всегда долго думаю: стоит ли вообще вот эту новую песню петь? Никогда заранее не знаю, что буду исполнять на концерте, сохраняю интригу даже для себя. Порой выйдешь на сцену, посмотришь на настроение зрителя, и только тогда уже соображаешь, с чего начать, что спеть. Конечно, с группой такого себе пока не позволишь, уж больно мы «сырые» для такой рисковой импровизации.
 
Будущее в моем возрасте туманно, знаю только, что дело это не брошу до тех пор, пока оно будет кому-нибудь нужно. Но все-таки творчество – это больше хобби, хотя и безумно увлекательное.
 
– А что для тебя в жизни важнее творчества?
 
– Безусловно, семья, друзья, местами образование, хотя появляются некоторые сомнения по поводу состоятельности этого пункта. Множество вещей на самом деле! Как-то никогда не ставил свои песни в колонку приоритетов... Творчество – это не цель, не средство, это, скорее, состояние жизни. Жить в творчестве, жить творчеством, вот это действительно важно, но жить тупо РАДИ творчества – это уже как-то эгоистично звучит. Не стоит сравнивать, я думаю. Как можно нематериальную песню поставить в один ряд с мамой?
 
– А с чего тебя вдруг на сочинительство потянуло? Помнишь вообще этот момент? Помнишь, как самую первую свою песню написал? И как теперь к ней относишься?
 
– Прекрасно помню. Попала мне в плеер случайно группа «Король и Шут», причем до этого я музыку почти не слушал, но в 11 лет волей судьбы залетела в мой старенький «Simens» песня «Лесник». Конечно, с тех пор вкусы мои нещадно поменялись, но тогда я так вдохновился, что решил, во что бы то ни стало хоть какой-нибудь инструмент освоить. Так и понесло...
 
Сначала стихи писать начал, потом, когда на гитаре что-то получаться начало, – песни, правда, с сильным уклоном в «КиШ».
 
Самому первому произведению так радовался, просто прыгал от счастья. Всем рассылал текст песни во «ВКонтакте». Но никто мне не ответил! Уж больно я тогда маленький был, да и песня, откровенно говоря... Петь я такое теперь не стану, жалко слушателя. 
 
Более-менее стало получаться писать году этак к 2010-му, а петь начал где-то в 2011-м. Спасибо большое моим педагогам, Лене Луневой и особенно Наташе Переходовой, которой я обязан практически всем своим «становлением».
 
– А песня «Бабушка-панк», которую ты теперь поешь на каждом выступлении, это песня-быль или песня-выдумка? Героиня реальна?
 
– Ну, не на каждом. «Бабушка-панк» – это песня-экспромт. Раньше много хвастался, что могу написать песню на любую тему. Один мой друг попросил написать для его группы песню про бабушку-панка, ну а я: а че, да как нечего делать! Так и забыл про это дело. Через месяц звонит мне товарищ: готова песня? А я ее и не начинал даже! Но ничего, написал за пару минут экспромтом, с тех пор текст почти не менял.
 
– Несколько месяцев назад ты собрал группу, с которой и выступал на «Подбелке». Но если ты на сцене выглядишь самодостаточно, то о музыкантах, которые пока играют кто в лес, кто по дрова, не говоря уже об их серьезных проблемах с владением инструментами, такого не скажешь. Ты уверен, что уже сейчас, в 17 лет, собрать группу – это правильная идея? И почему она у тебя называется «Ловец сов»?
 
– Я уверен, что хочу именно этих музыкантов. С ними трудно, не спорю. Они очень тяжелы на подъем и не обладают никаким музыкальным образованием. Но я хочу пройти все с самого начала и до конца. Со всей лажей, со всеми косяками и шишками. Потому что идти по прокатанной дорожке мы всегда успеем. Я не тороплюсь с ребятами, не суюсь часто и всюду, очень хочу, чтобы они росли вместе со мной, чтобы старались больше и репетировали чаще. Это непросто, да, но, как говорится, мы через тернии идем к совам. А название появилось, потому что Алешка так сказал... А нам понравилось!
 
– То есть лучше неумелые единомышленники, которые со временем еще могут «вырасти», чем равнодушные профессионалы, просто делающие свою работу? Интересно, а когда тебе уютней на сцене – одному или с группой?
 
– В самом вопросе есть ответ. Для профессионалов творчество – это, скорее, работа. Очень редко мне нравятся «выученные» музыканты, которые все играют слишком похоже, слишком шаблонно, слишком правильно. Мне часто стыдно становится от себя и своей группы. На «Подбелке» я, как слегка отошел, первое, что подумал – это что мы не достойны всего этого. Мы ведь, откровенно говоря, лажово сыграли. А потом понял... Выступление состоит только на 30% из музыки. Ведь нужно столько еще вещей учесть. Харизма, текст песни, общение со зрителем... Мне тяжело за всем следить, я ведь очень неопытный. Но да, лучше люди с недостатками. Зато с перспективой роста.
 
Когда выступаешь один, страшно подвести только зрителя. А вот с группой волнения больше, ведь если косяк, то косяк хоть и общий, но первый удар всегда приходится «по лицу», то есть в меня, и переживаешь уже за всю команду разом. 
 
Но одному на сцене тяжело, я все-таки довольно замкнуто себя веду, я бы сказал даже – строго. В большинстве у парней комплексов практически нет, поэтому что-что, а зажигают они «по-полной» и это не может не воодушевлять.
 
– В студии уже пробовали работать? 
 
– Да, с Николаем Пашковым на его «Since 2007». Первый раз я туда ходил один, писал песню «Арктика», очень волновался, особенно за свою неопытность. Но быстро освоился, благо очень приятный человек Николай.
 
С ребятами я слегка поторопился – мы отписали еще сырую «Бабушку-панка», очень тяжело творческий процесс шел. Получилось хоть и халтурно, но, считаю, для первого раза очень даже ничего.
 
Сейчас все никак не закончим запись еще одной песни, но разница налицо – играем уже под метроном, пишем не в один заход и больше времени уделяем деталям.
 
– Где тебя можно услышать в ближайшее время?
 
– Часто думаю появляться в новом антикафе «Комната с дверью». Если ничего не произойдет, в октябре там у меня, возможно, будет сольный концерт. Естественно, постараюсь чаще попадать в «Старый парк». А так, авось, куда-нибудь еще позовут, я рад поиграть и в случайной компании, и на широкую публику. До конца лета, скорее всего, буду отдыхать и с ребятами репетировать.
 
Лучше хором
 
Бабушка-панк
1
Где ты, ушедшая молодость?
Где вы, юные годы,
когда мы все были полностью
увлечены новой модою?
2
И вот ей уже 60 с лишним лет,
а на голове у нее ирокез.
В квартире много пластинок и старых кассет,
а на стене висит «Ibanez» .
Припев:
У всех бабушки ходят в театр и балет,
А моя: ни туда ни сюда –
Она слушает рок уже почти сорок лет:
Моя бабушка – панк, 
бабушка – панк, 
бабушка – панк, 
бабушка – панк. 
3
Ее знают в барах и лучших рок-клубах страны,
Ее часто туда приглашают.
Все – от кумиров и до гаражной шпаны –
Мою бабушку знают.
Припев
 
Анатолий ОБЫДЁНКИН