Новая газета
VK Twitter Рязанский выпуск
№09 от 16 марта 2017 г. Политический рынок | Экономика | Общество | Культурный слой | Спорт | Блогосфера | Архив номеров
Свежие новости



Андрей ПЕТРУЦКИЙ // Общество
Градостроительный вандализм
 «Мы – один из редких народов, существующих на Земле, который до сих пор зачастую не знает не только, где могилы их прадедов и прабабушек, но даже кем они были. У нас нет даже одного поколения, которое в течение последних 100 лет завещало что-то своим детям – дело, дом, земельные угодья. Поэтому не верим, что завтра наступит, а живем сегодня»

В. Соловьев

Градостроительный вандализм 

Монстры против зрелищ: как преодолеть деградацию исторического центра Рязани?

Новое строительство в Рязани с начала 90-х годов породило целую серию градостроительных ошибок. Некоторые из этих ошибок следует безоговорочно отнести к разряду вопиющих вандализмов. Драматизм нынешней ситуации заключается не в судьбах отдельных памятников, а в тенденции к изменению городских ландшафтов, видовых панорам и перспектив. Нарушаются визуальные взаимосвязи и масштаб пространств, деформируется небесная линия Рязани. То есть именно те особенности, которые в первую очередь составляют неповторимое лицо и зрелище города. Зрелище Рязани определяется не только тем, что где стоит, но главным образом тем, что откуда видно.

Безусловно, градостроительным памятником номер один является архитектурный ансамбль Рязанского кремля. В наши дни грубо перекрыты многие видовые каналы восприятия кремля непродуманной высотной застройкой. Величественный вид кремля со стороны поймы рек Трубеж и Ока грубо подорван массивами 60-метровых зданий на ул.Вокзальной, Солотчинском шоссе, аморфным массивом 8-этажного жилого комплекса на ул.Лесопарковой и другими вторжениями. Панорама восприятия 30-метрового Успенского собора сжимается, и собор кажется более низким. 



улица Щедрина

Как-то буднично, спокойно и, наверное, бесповоротно центр города теряет свой исторический облик на ул.Подгорной и ул.Щедрина. Появились две доминанты, которые подавляют перспективу не только указанных улиц, но и ул.Свободы и ул.Вознесенской. Жилой дом на углу ул.Подгорной и ул.Свободы поставлен с необоснованной претензией на восприятие в створе площади Свободы, что еще больше унизило общегородской силуэт. Этот градостроительный вандализм не удивителен в свете новейшей градостроительной политики, вернее, ее отсутствия. Удивительно, что город не содрогнулся от произошедшего. 



улица Николодворянская

Градостроительным вандализмом можно считать разрушение зрелищной целостности Благовещенской церкви 1623 г. со стороны пл.Свободы, Николодворянской церкви 1681г. с моста через р.Лыбедь на ул.Астраханской. Сохранение общей картины исторического центра, его сложившегося силуэта и масштаба невозможно без высотных ограничений нового строительства. В дореволюционной Рязани существовал жесткий лимит габаритов застройки, которые не мог преодолеть никакой капитал. Высотный регламент (при всех его условностях) мог бы стать пусть не панацеей, но действенным инструментом, если бы он соблюдался неукоснительно. Между тем, его уже не раз смягчали под конкретные проекты, а то и попросту игнорировали. 

Градостроительные ошибки, переходящие в разряд вандализма, размывают целостность и аутентичность уникальной среды. Эти негативные стороны современного «развития» ведут к деградации исторического центра. Сложившаяся среда – основное качество, отличающее в целом Старую Рязань от новых районов. Эту среду можно считать завершенной в силу ее слитности и насыщенности. И еще потому, что ее формирование завершилось (или оборвалось) сто лет назад, после чего она не подвергалась кардинальным изменениям. Эта среда стала подлинной летописью города. Понимание ее культурной ценности пришло не сразу. Это понятно: памятники становятся памятниками (и наследие – наследием) не тогда, когда создаются, а спустя время. Когда осознаются обществом в этом качестве. Естественно, что эта единая и многоликая, рукотворная и хрупкая среда притягивает магнитом инвесторов. Погоня за экономической эффективностью нередко побуждает грубо перекраивать историческую ткань города по новым меркам. Для обоснования используется набор спекулятивных суждений, ложной аргументации. 



улица Свободы

Существует мнение: поскольку город в течение двух столетий непрерывно эволюционировал, видоизменялся, то и в наши дни можно продолжить этот процесс. Но много воды утекло с тех пор, и нельзя снова войти в ту же реку. А главное, что тогда еще не вызрела идея охраны наследия, которая укоренилась в современном общественном сознании. И это – не дань прошлому (возвратом к прошлому было бы как раз перекраивание сложившейся архитектурной ткани), а такой же признак современной цивилизации, как освоение космоса или интернет. 



проезд Речников


Сказанное не означает, однако, необходимости полного запрета на новое строительство, но подразумевает его жесткое дозирование и уместную корректность. Распространенной логической манипуляцией стала альтернатива: сохранение или развитие. Противопоставляются две грани одного понятия. Устойчивое развитие – это совершенствование накопленного, а вовсе не втыкание в небо 60-метровых монстров, по высоте соизмеримых с колокольней Рязанского кремля (80 м). Ценная историческая среда нуждается в лучшем обслуживании, а не в изменении ее параметров. Сохранение ее подлинности не ведет к стагнации, а служит залогом стрессоустойчивости городской жизни. 

Нередко декларируется, что охранные территории слишком велики. Однако их масштаб не случаен. Он отражает своеобразие Рязани с доминированием Успенского собора. К тому же в окружении новых районов – акселератов – Старая Рязань сжалась до компактного ядра, занимающего малую часть города. Историческая среда значима во всем ее многообразии. Чередование стилей, перепады высот зданий, контрасты репрезентативных и скромных фасадов – все это имманентные свойства. Поэтому попытки надстроить, достроить, выровнять фронтальную горизонталь улиц неизбежно ведут к искажению подлинности. 


P.S. В заметке использованы идеи историка архитектуры, кандидата искусствоведения, заслуженного работника культуры РФ Б.М.Кирикова.
 



 
реклама  |  редакция |  пресс-релизы