Новая газета
VK Twitter Рязанский выпуск
№15 от 18 апреля 2013 г. Политический рынок | Экономика | Общество | Культурный слой | Спорт | Блогосфера | Архив номеров
Свежие новости



7 процентов зрения
 хватило фотографу Александру Сорокину, чтобы увидеть мучения рязанских храмов


 
Слово о мучениках – так буквально переводится с греческого «мартиролог». Отсюда и его изначальное понимание: мартиролог – сборник повествований о христианских мучениках. Но уже давно это слово вышло за пределы церковного словаря. Более того, мера страдания, которая выпадает земному миру, уже давно перестала быть уделом только лишь человека. Говорят, что камни не плачут, но от этого их боль не становится меньше. А летопись гонений, которые они переносят, также может составить бесконечный перечень. Свой мартиролог составил рязанский фотохудожник Александр СОРОКИН, зафиксировав историю мучений разрушенных храмов Рязанщины.


 
Он – фотограф небезызвестный в городе Рязани. В его творческой биографии участие в знаменитом фотоклубе «Мещера», членство в Союзе фотохудожников России, многочисленные выставки в России, Германии, Франции, победы на фотоконкурсах. И людей, с ним давно знакомых, совсем не удивляет, что видоискатель своей фотокамеры, да и сами снимки фотограф рассматривает через сильную лупу.

 
На уровне тонких материй
 
Ситуация, казалось бы, парадоксальная: Александр Сорокин занимается фотографией, будучи с детства инвалидом 2 группы по зрению. Его зрение составляет лишь 7 процентов от нормы! Но глядя на результаты его работы, перестаешь видеть в этом парадокс. Александр Александрович своей жизнью и творчеством на практике доказывает все те цветистые рассуждения об интуитивном чувствовании и проникновении в образ, которыми любят глубокомысленно блеснуть теоретики фотографии. Он, действительно, воспринимает окружающий мир на уровне тонких материй, погружаясь в материал настолько глубоко, что образ сразу возникает в мозгу, минуя ненадежную структуру человеческого глаза.
 
Механизмы этого процесса, думаю, вряд ли до конца ясны и понятны даже самому автору. Но не последнюю роль в этом, наверняка, играет страстная увлеченность фотографией. Любовь к светописи пришла еще в детстве. Родители служили в Германии, а он учился в Москве в школе-интернате для слабовидящих, и на выходные попадал к родственникам, в гостях у которых бывали корреспонденты ТАСС. Снимки, фотокамеры, увлеченные разговоры – все это, естественно, не могло не затронуть.
 
– Так и зацепило! – признается Сан Саныч и, добродушно улыбаясь, вспоминает: – Прошу у родителей фотоаппарат, а они мне – аккордеон. Опять прошу фотоаппарат, а они мне – второй аккордеон!
 
Юмором и жизнерадостностью наполнены все его работы. Владея самыми разными жанрами, Александр не скрывает, что репортаж, где надо быстро и четко видеть происходящее, не его «конек». Зато там, где требует вдумчивый предварительный анализ, осмысливание образа, работа с моделями или предметами, для него нет ограничений. Студийная, рекламная фотография, ню, натюрморт, пейзаж, сюр – стали его излюбленными темами. Такой оказалась и выставка «Мартиролог».
 
О чем молчат разрушенные храмы?
 
Сам фотограф признается, что тема храмов-великомучеников возникла довольно случайно. Выехали однажды с друзьями за город, без особой цели, но в поле зрения попала одна такая полуразрушенная церковь. И так получилось, что тема захватила, поездки стали целенаправленными, вместе с товарищами разрабатывали маршруты, искали информацию в интернете. В результате за несколько лет была собрана внушительная коллекция фотографий заброшенных церквей из разных районов нашей области. Более 60 работ экспонируется сейчас в областном научно-методическом центре народного творчества (ул. Урицкого, д.72).
 
Представленная коллекция не претендует на точную описательность. Выбор объектов по большей части хаотичен и не подчинен законам исторического исследования. Здесь можно увидеть будничную документальную фотографию, а рядом эффектные снимки с выстроенной художественной композицией. Фотограф замечает еще сохранившиеся кое-где фрески, лепнину, интересные архитектурные решения, являющиеся настоящими образцами духовного искусства и храмового зодчества.
 
«Мартиролог» Александра Сорокина – это человеческая скорбь по поруганным святыням, выраженная на языке светописи. Храмы на его фотографиях выглядят живыми, одухотворенными. Они с печалью смотрят на нас пустыми глазницами выбитых окон, кричат через провалы дверных проемов. Возносят к небу поломанные остовы куполов и колоколен. И прячут горькие слезы в обвалившихся стенах.
 
Каждая фотография – это немой укор обществу, допустившему такое запустение. Эти храмы в заброшенных деревнях и селах (в отличие от своих более удачливых собратьев в престижных районах городов и мегаполисов) вряд ли будут обласканы вниманием. Средств (да и особого стремления) не замечается ни у церковных, ни у светских властей. Тем трогательней выглядят на фотографиях попытки местных жителей возродить освященные места. Принося иконы в полуразрушенные церкви, устанавливая их на стульях и табуретках, они стараются вдохнуть жизнь в эти стены. 
 
«Мартиролог» стал напоминанием каждому из нас о том, что мы еще можем успеть сделать для истории и культуры.
 
– Смотря на фотографии разрушенных храмов, ужасаешься, – сказал на открытии выставки настоятель Николо-Царского храма протоиерей Игорь Кривоногов. – Но если человек, обремененный недугом, сумел объехать десятки храмов и сделать прекрасную выставку, неужели здоровым людям не по силам начать восстановление церквей, приступить хотя бы к расчистке их от грязи и мусора.
 
Фотовыставка Александра Сорокина проходит в Центре народного творчества в рамках областной выставки работ декоративно-прикладного искусства незрячих умельцев. Свыше 200 работ представили 18 мастеров из Рязани, Ряжского, Спасского, Михайловского, Шиловского районов. Вязание, макраме, резьба по дереву, гравюры на фанере, вышивка, лозоплетение, кружево, бисероплетение – изделия восхищают сложной техникой и скрупулезным мастерством исполнения. И поневоле задумываешься о том, что общее название выставки: «Когда своих работ не видит мастер» – верно только лишь по факту. А по сути, вспоминается Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце».
 



 
реклама  |  редакция |  пресс-релизы