Новая газета
VK Twitter Рязанский выпуск
№15 от 19 апреля 2012 г. Политический рынок | Экономика | Общество | Культурный слой | Спорт | Блогосфера | Архив номеров
Свежие новости



Человек непознанный
Театральный фестиваль «На пороге юности» оставил больше вопросов, чем ответов



7 апреля в нашем городе завершил работу VII Всероссийский фестиваль спектаклей для подростков «На пороге юности». Традиционно в финале собирается круглый стол «Театр и подросток». И, как правило, ни одно обсуждение не обходится без жарких споров. Подростковый возраст – самый сложный для театра, прежде всего потому, что современный подросток для сцены – человек непознанный. Terra Incognita. Неизвестная планета со своими чувствами, проблемами, страхами. И какие бы «рецепты» ни пытался предложить ему взрослый театр, он вряд ли найдет панацею. И прав оказался известный критик Олег Лоевский, в пылу дискуссий вспомнивший слова Чехова: «Театр – не лекарство, театр – боль».

Составляя афишу фестиваля, художественный руководитель Рязанского Театра на Соборной з.д.и. РФ Василий Грищенко выстроил ее так, что каждый из 11 спектаклей, прошедших в Рязани за 5 дней, поднимает острую, довольно болезненную тему подросткового мира. Не идеализируя сегодняшнюю реальность, фестиваль общается со своей аудиторией честно и открыто. И опыт показывает, что с подростками можно говорить о чем угодно: о любви и смерти, о жестокости и всепрощении – главное, найти способ передачи и особый язык для диалога.

Собираясь каждые два года, фестиваль «На пороге юности» словно делает срез времени. На его сцене, как на лакмусовой бумажке, проявляется все то, что произошло за это время с обществом, с подростком и с театром. И если последние годы наши информационные ленты как никогда пестрят сообщениями о подростковых суицидах, то театр, естественно, не может не отреагировать на эту проблему. Сразу три участника посвятили свои постановки трагедии детских самоубийств.

А почему люди умирают?..

Санкт-Петербургский ТЮЗ им. А.А. Брянцева облекает эту проблему в некий поэтический флер, создавая на сцене иллюзорное пространство «между небом и землей». Эффектное художественное решение рисует зрителю полувоздушный небесный мир из мягких облаков, нежно-белой пены и озорных ангелов. Эта ирреальность надуманна и чересчур сказочна: здесь можно загадать любое (последнее!) желание, а можно и подзатыльник получить за бранное слово. Здесь кажется, что все можно переиграть заново, перепрыгнуть с облака на облако – и вывернуться!.. Вот только понимаешь, что возможно это только на сцене…

На этом фоне особенно ярко прозвучали «письма к Богу», взятые из жизни и «отправленные» настоящими школьниками: «Ну при чем здесь ребро, когда делают человека?» или даже «Я пока маленькая, учусь в 3-ем классе. Грехов пока нет, но собираюсь».

В питерском спектакле подкупала игра молодых актеров, своей энергией «вытаскивавших» буксующую драматургию. Герои пьесы, расставшись с жизнью (кто по своей воле, а кто – и нет), попадают в пограничное состояние – между жизнью и смертью – и получают шанс что-то обдумать и, возможно, исправить. Каждый использует подаренное время по-своему: один – мстительно наблюдает за своими похоронами, другой – наедается до отвала, третий – ищет любимую девушку. Все они в последние минуты пытаются понять нечто важное об утраченной жизни и приходят к единственно правильному выводу: «Это не я был нужен жизни, а жизнь – мне!»

Свести счеты с жизнью решает и героиня спектакля «Крестики – Нолики» Краевого ТЮЗа из Хабаровска. Пьеса Александра Червинского была написана в советское время, но ее проблематика: трагедия первой, неразделенной любви – трогает и в наше время. «Этот спектакль учит нас не делать поспешных выводов и не решать за других», – такой отзыв прозвучал в одной из рецензий зрительского жюри.

Камерный театр из Челябинска привез в Рязань уже ставшую культовой пьесу «Norway.Today» драматурга Игоря Бауэршима. В основе сюжета реальная история молодых ребят. Познакомившись в интернете, юноша и девушка договариваются о самоубийстве и, записав последние слова на камеру, вместе заканчивают жизнь, сорвавшись с ледяного фьорда.

Челябинский театр создает на сцене виртуальный мир, такой близкий и понятный современному подростку. На громадном экране мелькают фотографии, буквы складываются в слова, открываются web-сайты, звуковым фоном не смолкает стук клавиатуры. Виртуальная реальность затягивает, и все вокруг кажется пустым и лишенным смысла. И единственное «настоящее» в этой общей бессмысленности – смерть.

В этом спектакле актеры идут на весьма рискованный эксперимент. Видеокамера, на которую они записывают свои последние мгновения, работает на сцене в режиме on-line, проецируя лица артистов на огромный экран. В таком гигантском масштабе, когда зритель видит каждую капельку пота, нельзя дать фальшивую ноту. Актеры существуют максимально честно, вовлекая зрителей в свой мир. Несмотря на то, что финал спектакля остается открытым, хочется верить в лучшее. Возникает некое смирение с жизнью. Пусть жизнь несовершенна и совсем не проста, но цепляться в ней все-таки стоит хоть за северное сияние!..

На злобу дня

Еще одна болезненная тема – подростковой преступности – поднимается в музыкальной драме Калмыцкого национального драматического театра. «Стервы» – так называется спектакль, и его действие: нарочито грубое и жестокое – в точности отвечает этому хлесткому названию. В постановке рассказывается о девочках, сколотивших уличную банду. И финал этой банды, как и финал спектакля, выстроен вполне по законам реальной жизни. Неприкрашенная сценическая правда подействовала как отрезвляющая пощечина, способная на многое открыть глаза.

Проблема детской жестокости во взаимоотношениях учителей и учеников прозвучала в спектакле Гомельского молодежного театра по известной пьесе «Дорогая Елена Сергеевна». В отзывах зрительского жюри есть такая реплика: «Одна из фраз спектакля была такова: «Каждый четвертый рождающийся в мире ребенок – дебил!» По моему мнению, каждый из четверых учеников, пришедших к Елене Сергеевне домой требовать оценку, и является именно этим четвертым». Гомельский спектакль добивается удивительного результата: он заставляет подростков вызывать на суд своих же сверстников!

Легкость жизни

Как бы актуальны ни были проблемы, звучащие со сцены, всегда с не меньшим успехом принимаются светлые, романтические постановки. Прекрасную музыкальную историю любви Ассоль и Грея привез театр из Орла «Свободное пространство». Правда, вокальная и пластическая составляющие мюзикла в исполнении драматических актеров выглядели не слишком впечатляюще, но поднятые алые паруса, думаю, тронули сердце каждого. Легкий, озорной спектакль по «Приключениям Чика» Фазиля Искандера показал Пермский ТЮЗ. Интересен режиссерский ход – открытая театральная игра. Зрителю сразу дается понять, что перед ними актеры, которые будут рассказывать историю про еще одних актеров. В итоге зал видит «театр театра в театре», за которым очень весело и увлекательно наблюдать. Камерный Духовный театр из Минска обращается к военной тематике, полуфантастическим образом объединяя в спектакле «Блиндаж» два времени. И самые теплые отклики получил «Старший сын» Вологодского ТЮЗа. Легкость жизни почувствовал в этом спектакле известный театральный критик, член экспертного совета «Золотой маски» Олег Лоевский:

– Казалось бы, что сюжет «Старшего сына» настолько ясен, закончен и хорошо всем знаком, что у него нет трактовок. Но каждый раз появляются все новые спектакли, идеи, которые вступают во взаимоотношение с новым временем. Спектакль Вологодского ТЮЗа – это хорошо сыгранная комедия положений. В этой системе главным становится ритм действия. В спектакле подкупает способность (утраченная многими актерами) существовать автоматически, без внутренних оценок, без рассиживания на быте. Все очень быстро, энергично, захватывающе и при этом наполненно! В результате возникает легкость жизни, которая умнее всех думающих о ней и мудрствующих.

Фестиваль «На пороге юности» – не конкурсный, хотя есть все-таки один приз, априори считающийся главным – приз зрительского жюри. В этом году симпатии молодых театралов оказались отданы хозяевам фестиваля Театру на Соборной за спектакль «У ковчега в восемь». Увлекательную игровую форму постановки, через которую непринужденно раскрываются вечные истины, отметили все: и профессиональные критики, и юные зрители. Простая история о трех пингвинах и всемирном потопе доказала, что в подростковом рейтинге милосердие и дружба находятся на первом месте.

– Говорят: подростки – это наше будущее. Это не так. Подростки – это наше настоящее! – так подвел итог фестиваля столичный театральный критик Геннадий Демин. –  В том смысле, что нельзя ничего откладывать на завтра. Наш театр с его актерским и режиссерским потенциалом способен сделать нечто, говорящее на злобу дня, не в плакатно-газетном смысле, а по сути. Это, конечно, задача и этого фестиваля, и всех будущих.



 
реклама  |  редакция |  пресс-релизы