Новая газета
VK Twitter Рязанский выпуск
№41 от 20 октября 2011 г. Политический рынок | Экономика | Общество | Культурный слой | Спорт | Блогосфера | Архив номеров
Свежие новости



Наш человек в Замке Кафки
Хозяин «Тихого дома» раскрыл секреты мастерства будущим конкурентам из Рязани



12 октября на филфаке Рязанского госуниверситета имени С.А. Есенина в рамках проекта «За качественную журналистику» прошла встреча с российским телемэтром Сергеем ШОЛОХОВЫМ. Заявленная тема встречи звучала следующим образом: «Как брать интервью у звезд мирового кино. Как писать рецензии на фильмы. Как делать репортажи с кинопремьер». Но поскольку собравшимся студентам-журналистам, их преподавателям и практикующим рязанским журналистам вряд ли в ближайшем будущем «грозит» тесное общение с мировыми кинозвездами, то разговор довольно быстро вышел за указанные рамки. Благо, кандидату искусствоведения, обладателю «Золотого пера», автору «Тихого дома» Сергею Шолохову есть чем поделиться с аудиторией.

Мое дело – эксклюзив

Не надеясь на информацию, кочующую по интернету, Сергей Леонидович начал с основных вех своей профессиональной биографии. Раскрывая профессиональную «кухню», журналист рассказал, как изменилась за прошедшие годы работа «Тихого дома» на крупнейших кинофестивалях. Сегодня, благодаря сотрудничеству с Европейским Союзом вещателей (EBU), который имеет площадку на каждом фестивале, у «Тихого дома» есть полный доступ ко всему протоколу, архиву клипов, съемкам на красной дорожке.
 
– Мое дело – эксклюзив, – подытожил Сергей Шолохов и раскрыл механику интервью со звездами. – Раньше это не носило профессиональный характер, так как все делалось на «связях» и дружеских отношениях с агентствами. Теперь это стало уже традицией, если фильм имеет прокат в России, то журналист, представляющий ведущее телевидении России, получает право на интервью со звездой этого фильма в рамках фестивалей класса люкс.
…Американские звезды – постгламурные. Они начитаны, с ними интересно говорить. Самые крупные звезды, как правило, самые свободные и готовы ответить на любой вопрос. Чем меньше звездность звезды, тем больше вокруг нее возникает ажиотажа и запретов.

Сегодня Сергей Шолохов остается главным представителем России на крупнейших мировых кинофестивалях в Каннах, Венеции и Берлине.

– Почему мы сосредоточились на этих трех фестивалях? Они пишут историю кино. Фестиваль обладает невероятным медийным ресурсом: он инвестирует в своего избранника от 3 до 6 тысяч аккредитованных журналистов, такой раскрутки нет ни у какого коммерческого кино! Они держат руку на пульсе и создают новые имена. Появилось даже понятие «режиссер-бренд», то есть открытый фестивалем и являющийся его брендом. Например, мировая элита узнала об Александре Сокурове благодаря Каннскому фестивалю. Каннский фестиваль вообще лучше всех относится к России. Самый безразличный к нашей стране в плане призовой политики – Берлинский кинофестиваль. Но, так или иначе, все зависит от отборщиков. Кроме Каннского фестиваля, который как настоящий Замок Кафки: здесь никто не знает, кто принимает решение.

О Московском кинофестивале журналист отозвался достаточно сдержано, отметив, что тот пока находится в стадии становления:

– После того как мы перестали быть империей зла, интерес к Московскому кинофестивалю резко снизился. Сейчас он снова пытается обрести былое величие, устраивая мировые премьеры голливудских блокбастеров, например, «Трансформеров». Но вообще большого интереса у мировой прессы фестиваль не вызывает.

Гламур – это продажа искусства

Поделился Шолохов и своим опытом проведения кинофорумов. Два года в Мурманске он организовывает Международный кинофестиваль арктических стран «Полярное сияние», где показываются фильмы наших северных соседей: Финляндии, Норвегии, Швеции, Дании, Исландии, Канады и США. Услышав вопрос: «Известно ли ему о том, что в Рязани проходит кинофестиваль «Окраина», посвященный рязанским мотивам в кинематографе?» – журналист сильно удивился. Однако выразил свое полное одобрение и поделился, что на своем фестивале он также планирует страничку «Под небом Мурманска».

Поскольку разговор вертелся вокруг проблемы сосуществования авторского и коммерческого кино, то возник вопрос огламуривания современного кино. «С чем это связано?» – озадачили студенты Сергея Шолохова:

– С его продажной сущностью. Гламур – это продажа искусства. Кинематограф существует как искусство продажное и, естественно, он ищет формы наиболее привлекательные для зрителей. Например, выясняется, что зритель с большим интересом относится к историям девушек, нежели девочек. В связи с этим маркетологи советуют кинопродюсерам снимать девушек. И в результате в фильме Тима Бертона «Алиса в Стране Чудес» мы видим взрослую девушку, а не девочку, как в оригинале Льюиса Кэрролла.

Разумеется, аудитория не обошла вниманием и нашумевшие российские премьеры. На вопрос: «Достоин ли фильм Никиты Михалкова «Цитадель» представлять Россию на «Оскаре»?» – журналист, не задумываясь, ответил, что «безусловно, достоин», обосновав это логикой самого конкурса:

– Это большой профессиональный исторический фильм со своей мифологией, своей правдой о войне. И он продолжает ту историю, которая уже известна американским киноакадемикам, и которые наградили ее «Оскаром». Проследить, что произошло с персонажами в дальнейшем, им может быть интересно.

На вопрос: «Есть ли у фильма шанс на победу?» – Шолохов предпочел отшутиться:

– Я не Ванга, я не знаю, какое настроение будет у американских киноакадемиков на этот раз.

И поделился, что сам бы воспользовался возможностью показать фильм Александра Сокурова «Фауст».

Ильич и мухоморы

Личные пристрастия  известного тележурналиста, разумеется, активно интересовали аудиторию, но было видно, что перечислению любимых фильмов и режиссеров Шолохов явно предпочел воспоминания о работе с Сергеем Курехиным. Легендарная история про Ленина и грибы доставила неподдельное удовольствие всем участникам встречи:

– Что касается Курёхина, то мы с ним стали сотрудничать еще в 1987 году, когда я много писал про него и группу «Поп-Механика» в журналы «Аврора» и «Огонек», в газету «Ленинградская правда» и проч. А когда пришел на телевидение, то главным делом стало «протащить» Курёхина и туда, поскольку «Поп-Механика» была настоящим живым театром, где создавались и сокрушались миры. У него могли появиться рокеры, голые арфистки, перебирающие струны, под музыку которых на сцену выносили завернутого в ковер Эдуарда Хиля (уже тогда – прим ред.). Курёхин бесконечно фантазировал, у него постоянно возникало что-то новое и живое, и никогда не было никакого занудства.

В один прекрасный момент мы пришли к выводу, что надо сообщить зрителю историю грибов. Курёхин, вернувшись из Мексики, был ее совершенно болен. Он нашел, что «Лофофора Вильямса», которые там использовали вожди племен для проникновения в параллельные миры, обладают теми же свойствами, что и мухоморы. И что чем ближе мухоморы к местам дислокации вождей революции, тем больше обладают наркотическими свойствами. Мухоморы из Шушенского совершенно не ядовитые и, приготовленные шаманами, могут помочь проникновениям! А поскольку они шляпками обращены в космос, то могут быть использованы как космический интернет, потому что связаны грибницей, и, получая сигналы из космоса, создают мощные движения, будучи космическими посланцами и выполняя космические поручения.

Поскольку все это витало в воздухе, Курёхин нашел факты, подтверждающие свою теорию. Ленин, оказывается, писал Кларе Цеткин: «Вчера объелся грибов, чувствовал себя замечательно». А я нашел эколога из института РАН, который подтвердил, что правильно приготовленные грибы действительно обладают всеми нужными свойствами. То есть мы подвели научную базу под это все. И все это мы выдали в эфир 17 мая 1991 года – это был первый выпуск «Тихого дома».

И подводя итог встречи, Сергей Шолохов напомнил своим будущим коллегам, что журналистика – это не производство ценностей, а технология:

– Журналистика – инструмент и достаточно могущественный, она может систематизировать, расставить акценты. Но прежде, чем пользоваться инструментом, чтобы влиять на потоки, надо знать потоки, в которые вы собираетесь вступить. Универсальных журналистов нет, надо получать специализацию.



 
реклама  |  редакция |  пресс-релизы