Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№24 от 21 июня 2012 г.
30 романов Романовой
Одна из наиболее ярких рязанских беллетристок – о «попаданцах», австралийских поклонниках и виртуальных развлечениях 


 
Вы знаете имя самого плодовитого из рязанских писателей-профессионалов? Почти уверен, что нет. А это Галина РОМАНОВА, которая является на сегодня автором более двадцати пяти романов, давно и прочно «сделавшим себе имя» среди поклонников фэнтези, а затем и исторической беллетристики – полный перечень ее творений можно увидеть в нашей справке. 
 
– Галина, когда в середине 90-х ты только начала писать фэнтези, то была, пожалуй, единственным местным писателем-фантастом, поскольку писатель советских времен Валентин Новиков к тому времени умер, а новых, кроме тебя, еще не наблюдалось. Сейчас, напротив, Рязань – это буквально город фантастов. Помимо тебя и с куда большим коммерческим успехом сочиняет юмористическое фэнтези a la Андрей Белянин парочка Олег Шелонин и Виктор Баженов. Несколько успешных фэнтези-романов, тоже юмористических, написал печатающийся в издательстве «Крылов» Сергей Панарин. В журнале Бориса Стругацкого «Полдень, XXI-й век» регулярно выходят рассказы Владимира Голубева, который работает в жанре «твердой НФ». Целую россыпь блестящих фантастических рассказов и повестей написал на стыке веков рязанский журналист Юрий Манов, написавший потом еще и несколько романов, выходивших в «АСТ». Ты знакома с кем-то из местных «коллег по ремеслу»? Читаешь их вещи? 
 
– С тандемом Баженов/Шелонин я знакома, увы, только заочно. То есть, мы общались письменно и по телефону, но очно пока не получилось встретиться. А хочется – пообщаться и вообще... Книги этих авторов читала, но в основном ранние вещи. Читать их мне было сложно – не потому, что они пишут плохо, а исключительно из-за выбранного направления. Я не могу читать книги про «попаданцев», они обычно однотипны – самый обычный человек из нашего мира попадает куда-то еще, и там внезапно становится магом, воином, спасителем мира, а если девушка – то женой как минимум принца крови. 100% всех произведений из серии «наши люди – там» этим и грешат. Здесь – бомж, там – бог. И изнеженного человека двадцать первого века как-то не напрягают бытовые проблемы, и нет языкового барьера, и люди там сплошь грамотные, даже крестьяне не принимают девицу с мобильником и в джинсах за ведьму… Надумано, притянуто за уши. Я так не могу – ни писать, ни читать. Вообще не важно, кто автор –  просто не могу. Если бы они в своем стиле написали что-нибудь не из серии «наши люди – там», купила бы книгу сразу и долго гонялась бы за авторами с целью получить автограф!
 
Про остальных рязанских фантастов, если честно, впервые слышу. Хотя имя Юрия Манова кажется знакомым. Наверное, видела книги на полках магазинов.
 
Сейчас просто не хватает времени/сил/финансов, чтобы приобретать и читать абсолютно все. Я же не только своих «конкурентов» читаю – когда писала крайний роман «Свой дракон», обложилась историческими монографиями, часто перечитываю Агату Кристи, Маринину, недавно открыла для себя Джейн Остин. 
 
– Ты стала одним из немногих в нашем городе профессионалов, которые реально зарабатывают на жизнь своим творчеством, а не требуют подачек от государства, как местные недотыкомки из различных союзов писателей. Вот сейчас, спустя полтора с лишним десятка лет после того, как написала и издала свой первый роман, нет сожаления, что занялась литературой? Потому что сколько-нибудь серьезной «звездой» нашего фэнтези ты так и не стала, и даже если спросить 10 земляков-рязанцев – дай бог, если один из них вспомнит, кто такая Галина Романова. 
 
– Давай на этот вопрос – про сожаление о выбранном пути – я отвечу лет в семьдесят, ага? Мне хватает на «хлеб с маслом», муж даже рад, что у меня есть профессия, которая меня кормит. Он буквально настаивает, чтобы я продолжала писать, ругает, если я опускаю руки или начинаю ныть, недовольная очередным эпизодом. Мои книги известны в других городах, у меня есть поклонники в Украине и Белоруссии. Даже из Австралии недавно писали. Мне этого достаточно.
 
– Ты самый плодовитый из рязанских писателей, на счету уже более 25  вышедших в разных издательствах книг – в основном, фэнтези и исторические романы. Скажи, пожалуйста, какой из них кажется тебе сейчас наиболее удавшимся и почему? И чем был продиктован в свое время довольно неожиданный переход: от написания фэнтези – к написанию исторических романов? И почему потом опять вернулась к фэнтези?
 
– Однозначно ответить: «Вот этот роман – лучше других, а вот этот – хуже!» – не могу. Я, как многодетная мать (уж если говорить о плодовитости в широком смысле слова), люблю всех своих детей. Конечно, кто-то из них «огорчает» свою «родительницу» – мол, на этого «сыночка» или «дочку» возлагались такие надежды, а он/она не оправдал... Но любить-то от этого меньше их не станешь... Впрочем, могу и хочу выделить «Золотую Ветвь», «Невозможного мага», дилогию «Одинокий орк», роман «Слуга чародея» из серии «Юмористическая фантастика». Могу еще добавить в число удачных книг «Проклятье династии». Эти книги я бы взяла с собой, если бы пришлось куда-то уехать и бросить большую часть вещей – знаешь, как в спешке чисто инстинктивно хватаешь самое ценное. Но это, повторюсь, вовсе не значит, что остальные – хуже. От меня ведь ждут, что я назову какие-то названия? Назвала.
 
Исторические романы я начала писать потому, что как раз в те годы издательства переживали кризис – помнишь 1998 год? У меня как раз две фантастические книги из-за этого кризиса не вышли. Пришлось «менять амплуа», ибо к тому времени писать стало привычкой, а тут еще мне подкинули интересный сюжет для романа «Изборский витязь». Один любитель-историк раскопал интересную, с его точки  зрения, подробность – при археологических изысканиях в Изборске якобы в крепостной стене этого старинного русского города нашли замурованного рыцаря в доспехе. Такой вот «детективчик». Я заинтересовалась этой историей, захотелось что-то написать свое, тем более, на Изборск действительно неоднократно нападали рыцари тевтонского ордена, описать, как это могло быть... Уже потом выяснилось, что у меня получается писать исторические романы. Я и увлеклась. И писала о русских князьях серии «Рюриковичи» пока, по словам моего редактора, «князья не кончились». Кстати, последняя книга из исторической серии была посвящена первому рязанскому князю, Ярославу Святославичу, младшему брату знаменитого Олега Святославича Черниговского, прапрадеду Олега Рязанского. Увы, проект рухнул, и книга так и не вышла. После этого случая я пару лет вообще ничего не писала. А потом... Потом подруга мне дала почитать книгу Ольги Громыко «Верные враги». Я проглотила ее запоем и подумала: «Фантастику все еще печатают. Так почему бы и нет?» Села и написала «Золотую Ветвь». 
 
– Название романа «Золотая ветвь» – это умышленная отсылка к классической работе Фрезера или просто совпадение?
 
– Про «Золотую Ветвь» – просто совпадение. Названия у романа долгое время не было, но словосочетание «Золотая Ветвь» то и дело мелькало. Вот я и решила – пусть будет оно. Ветвь здесь – в смысле ветви родословного/генеалогического древа.

– Роман про Ярослава Рязанского так и не вышел? Надолго заминка?
 
– Перспектив у него – увы! – никаких, ибо текст романа утерян лет шесть назад и, как говорится, восстановлению не подлежит. А переписать все с начала? Ну, можно потратить месяцев семь-восемь на сбор информации и непосредственно работу, а дальше что? Я на данный момент не знаю издательства, которое возьмет его в работу. Исторические романы я писала по заказу именно от издательства. Думаю, что с «историей» покончено. 
 
– Сейчас через свою группу в социальной сети ВКонтакте ты запускаешь, начиная с июля, литературный конкурс, призывая читателей вместе с тобой придумывать  сюжеты будущих книг. Расскажи поподробней, что это за проект, и для чего он тебе понадобился: неужели собственной фантазии уже не хватает? 
 
– Проект чисто развлекательный. Не думаю, что из этого реально может в ближайшие годы что-то получиться. В том смысле, что у меня есть несколько сюжетов, которые только и ждут своей «очереди». Так что с фантазией у меня все в порядке и писать есть о чем – за последнюю неделю вот придумалось и было отложено «на потом» еще два сюжета. И конкурсом это назвать сложно, ибо о призах я пока не думала. Я уже третий раз пытаюсь как-то «развлечься» в этой группе. Не факт, что через полгодика-годик не придумаю что-нибудь еще.
 
– Ожидается ли в ближайшие месяцы выход новых твоих книг? В Рязани они будут продаваться? И какой это будет по счету твой роман? Я, например, уже запутался в их количестве, а сам автор – помнит?
 
– В данный момент в продаже имеется тремя отдельными книгами «Трилогия Карадора» – «Выбор наследника», «Неугомонный эльф» и «Серебряный Рыцарь». В июле ожидается выход очередной книги в серии «Магия фэнтези» – «Свой дракон». Отвечая на вопрос о количестве книг, могу лишь сказать про те, что вышли в издательстве «Альфа-книга», начиная с 2007–2008 годов, ибо ранние вещи автор действительно уже не помнит. Всего за последние пять лет вышло одиннадцать книг. И двенадцатая – «на подходе».
 
В Рязани они продаваться будут. Ну, почти во всех торговых точках – «Барс», например, регулярно закупает. Многие знакомые ЧП – тоже, и даже пытаются мне же меня рекламировать, когда туда захожу: «Вот Романова пишет, а она рязанская!». Те, кто не успеет купить в магазинах, могут скачать на сайте издательства.
 
– Своими ушами слышал, как тебя называют «рязанской Марией Семеновой». От таких сравнений все равно не уйти, тем более, «славянское фэнтези» – не такая уж широкая площадка. Тебя такое сравнение греет или, наоборот, отталкивает? Кстати, веришь ли, что какой-то из романов может быть экранизирован более успешно, чем не слишком удавшийся в кино семеновский «Волкодав»? 
 
– Я – рязанская Мария Семенова? Первый раз слышу! Тем более, я уже несколько лет славянское фэнтези не пишу. Пробовала недавно – издательство отклонило рукопись, сказав, что написано «на троечку». Так что это поле деятельности оставляю другим, у кого сие получается лучше. Писать «как кто-то» не хочу – это означает не превосходную степень, а всего лишь то, что твои книги похожи на другие произведения. У каждого автора должно быть свое лицо. Мне как-то мое нравится. 
 
Насчет экранизации – не верю, что вообще экранизируют, есть более достойные вещи. Лично для меня фильм «Волкодав» был чем-то вроде головоломки «найди в кадре Домогарова и получи миллион долларов». И потом – уж если портить, то вещь, которой от экранизации хуже не станет, в смысле, экранизация не отпугнет новых читателей. Я бы, кстати, на месте Марии Семеновой убрала свое имя из титров. Дескать, это не по моей книге, просто названия совпали.
 
– Насколько я помню, в твоих книгах, как и в книгах Семеновой, иногда попадаются авторские стихи. У Семеновой недавно книжка стихов вышла. А у тебя есть амбиции в этой области? 
 
– Если б ты знал, как мне порой трудно их сочинять! Вот здесь бы с удовольствием взяла кого-нибудь в соавторы. Поэзия – это как-то не мое. Никогда не стремилась прославиться именно как поэт.
 
– Твоя жизнь – это только творчество, все остальное меньше волнует? Или, может, чем-то еще увлекаешься – крестиком выпиливаешь или под водой с парашютом прыгаешь? 
 
– Нет, кроме книг, есть масса всего, что мне интересно. Второй год занимаюсь фиалками, собираю коллекцию ретро-сортов отечественной и зарубежной селекции. Мечтаю собрать «под одной крышей» максимум старых сортов – Макуни, Прилуцкой, Тараскиной, Бутене, Ширяевой, Низкоуса. Регулярно езжу в Москву на выставки в Дом Фиалки, у меня есть много знакомых по этой теме в Украине и Белоруссии. Мечтаю поехать в Киев – и не только потому, что нравится старинный город (писала ж когда-то исторические романы!), а еще и потому, что там живут такие же увлеченные ретро-сортами люди. Еще охота побывать во Львове – с той же фиалочной целью. Это для меня – как Мекка для мусульманина. И вообще о фиалках могу говорить долго.
 
– В советское время было такое возвышенное отношение к писателям, даже плохим, что люди смотрели на них как на героев. Даже оборот был популярен: «Писатель – инженер человеческих душ». А сейчас как живется профессиональному писателю, чья фамилия не слишком «на слуху», да еще в провинциальном городке Рязань? Например, как твои родные-друзья-знакомые относятся к твоей профессии? Это что-то меняет в твоих отношениях с ними по сравнению с «обычными» людьми?
 
– Родные с моим ремеслом давно уже смирились. Знакомые... Я стараюсь не орать на всех углах: «Смотрите все – писатель идет!» Это такая же работа, как и все остальные, даже немного труднее. Иногда в сердцах восклицаю: «Да уж лучше вагон угля разгрузить, чем продумать, как и что герой будет дальше делать!» Можно сказать, что я даже не афиширую сразу свою профессию при новых знакомствах. С одной фиалочницей из Киева мы общались больше года прежде, чем я случайно проговорилась. Иногда удивляют дамочки, позиционирующие себя как писателей-фантастов: «Вам в самом деле нравится, какой у меня слог в комментариях? Это потому, что я – писатель-фантаст!» А спросишь в приватной беседе: «Какие книги у вас вышли? Можно что-то почитать?» – и в ответ: «Нет, я еще ничего не издала. У меня есть повесть/роман/цикл рассказов, я их постоянно переделываю, а вот недавно поняла, что надо написать продолжение...» Врач, учитель, продавец не кричат о своей профессии на всех углах – вот и я тоже.
 
Мужу моя профессия нравится – это для меня главное. А то, что профессия не настолько денежна, как бухгалтер крупного предприятия – ну, нам хватает.
 
Справка «Новой»
 
Галина РОМАНОВА родилась в 1970 году в городе Рязани. После окончания с отличием Рязанского сельскохозяйственного института работала педагогом Городской станции юннатов. Потом бросила это неблагодарное занятие и посвятила себя творчеству. Книги выходили в издательствах  «Армада» (сейчас «Альфа-книга»), «АСТ-Астрель», «Центрполиграф», «Эксмо». Автор романов «Властимир» (1996), «Обретение Перуна» (1997), «Странствия Властимира» (1997), «Чара силы» (1997), «Легенда о Велесе» (1998), «Золотые рога Даждя» (1998), «Если верить Хэрриоту...» (1999) «Дороги богов» (2000), «Застава» (2000), «Ярослав II Всеволодович. Изборский витязь» (2000), «Чужие цепи» (2001), «Святополк II. Своя кровь» (2003), «Роман Галицкий. Русский король» (2004), «Мстислав Великий: Мономашич» (2004), «Тайна лорда Мортона» (2006), «Золотая Ветвь» (2008), «Иван Берладник» (2008), «Наследник Темного Властелина» (2008), «Невозможный маг» (2009), «Двое из Холмогорья» (2010), «Проклятие династии» (2010), «История одного эльфа» (2010), «Одинокий орк: Странствия одинокого орка. Возвращение магри» (2011), «Выбор наследника» (2011), «Слуга чародея» (2011), «Записки провинциального некроманта. Как начать карьеру» (2012), «Неугомонный эльф» (2012), «Серебряный рыцарь» (2012).
 
Анатолий ОБЫДЁНКИН