Новая газета
VK Twitter Рязанский выпуск
№50 от 22 декабря 2016 г. Политический рынок | Экономика | Общество | Культурный слой | Спорт | Блогосфера | Архив номеров
Свежие новости



Ольга МИЩЕНКОВА // Культурный слой
Теоретики гармоничного мира
 Рязанский музыкальный колледж стал alma mater для искусствоведов с мировыми именами



Говорить о музыке, все равно, что танцевать об архитектуре (авторство приписывается всем подряд в диапазоне от Чайковского до Фрэнка Заппа), но говорить все же приходится, тем более, что весьма серьезный повод для этого есть. 16 декабря 2016 года Рязанский музыкальный колледж имени братьев Пироговых отметил семидесятилетие теоретического отдела, выпустившего из стен своих целую плеяду талантливых теоретиков-музыковедов, получивших не только всероссийскую, но и мировую известность в музыкальном мире.

«Где не хватает слов, говорит музыка», – заметил однажды сказочник Андерсен и был бесконечно прав. Очень правильно заметил талантливый музыкант и педагог Сергей Воробьев, пришедший со своими одаренными учениками поздравить теоретиков, что без любого отделения музыкальный колледж был бы гораздо беднее, но без теоретического отдела он вообще не смог бы существовать. 

Теория музыки… 

Вспоминается Гёте: «Теория, мой друг, суха, но древо жизни вечно зеленеет…». Если говорить о музыке, то эта фраза не является ни аксиомой, ни теоремой, потому что в данном случае ничего не надо доказывать, как и оспаривать ничего не нужно, ибо музыка имеет очень совершенные законы, которые каждый музыкант знать должен и соблюдать обязан, потому что из множества задач, которые ему придется решать в жизни, возможно, самыми интересными, а иногда и самыми трудными могут оказаться задачи гармонические. Наверное, если замахнуться на метафору, то жизнь человеческая и есть одна большая гармоническая задача, решить которую удается далеко не каждому.

«Музыка побуждает нас красноречиво мыслить» (Ральф Уолдо Эмерсон), но как сказать о музыкантах так, чтобы это было не хуже самой музыки? 

Если говорить о юбилее музыковедческого отдела, то в первую очередь нужно вспомнить тех, кто составил его историю и славу, потому что Рязани в этом отношении есть, чем гордиться, – богата она и музыкальными талантами, о чем красноречиво говорит интересная экспозиция в стенах колледжа, с большой любовью подготовленная теоретиками к юбилею отдела. 

Первое выдающееся имя в истории теоретического отделения – имя нашего земляка, выпускника рязанского музыкального училища и Московской консерватории, Заслуженного деятеля искусств РФ (1995г.), музыковеда, доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории, мыслителя и педагога Юрия Николаевича Холопова (1932–2003), создателя нового учения о гармонии. По его учебникам теоретическая и практическая гармония преподается ныне в российских музыкальных вузах. В интервью 2002 года профессор Холопов сказал, что «главная, подлинная идея музыкознания – понять все этапы развития музыки как целого, ощутить и представить закономерности музыкального искусства как духовной опоры человека, как отзвука изначального Творения». В 1998 году в Американском биографическом институте Юрий Николаевич был избран «Человеком года». Холопову принадлежит около 800 опубликованных работ, в том числе 10 монографий. Научная школа Ю.Н.Холопова составляет более 80 человек: это несколько поколений музыковедов самых разных специальностей (в том числе докторов и кандидатов искусствоведения): теоретики, педагогики, историки (в том числе переводчики и комментаторы старинных трактатов), музыкальные критики, фольклористы, философы.

60-летие Юрия Николаевича Холопова широко отмечалось в Рязани в библиотеке им. А.М.Горького в 1992 году, а сегодня здание РМК им. братьев Пироговых украшает мемориальная доска в память об этом выдающемся человеке.

Еще одна наша знаменитая выпускница-теоретик, родная сестра Юрия Николаевича – Валентина Николаевна Холопова –  советский и российский музыковед, музыкальный педагог, доктор искусствоведения (1985), профессор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, заведующая кафедрой междисциплинарных специализаций музыковедов МГК им. П.И.Чайковского, член Союза композиторов СССР (РФ), заслуженный деятель искусств РФ (1995). 

Не каждое среднее музыкальное учебное заведение может похвастаться такими выпускниками, это – правда, как правда и то, что не рвется связь времен, и я с особой гордостью и благоговением называю еще одно имя среди выдающихся выпускников теоретического отделения рязанского музыкального училища-колледжа – Ольга Викторовна Холопова, талантливый педагог и музыковед, человек острого ума и доброго сердца, выпускница Академии музыки имени Гнесиных, достойная наследница и продолжательница дела, которому ее родные (дядя – Ю.Н.Холопов и тетя – В.Н.Холопова) посвятили свою жизнь. Многие, кому посчастливилось постигать законы музыкального мира у Ольги Викторовны, вспоминают работу и общение с ней с особой теплотой и любовью, настолько глубокий след оставили в сердцах юных музыкантов встречи с этим удивительным человеком и профессионалом.

«Без музыки жизнь была бы ошибкой», – подумал однажды Фридрих Ницше, а Ромен Роллан добавил, что «музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его». Как и Память, теплом которой был согрет юбилейный вечер, посвященный 70-летию теоретического отдела. 

На электронном табло перед сценой – имена и лица тех, для кого теория – никак и никогда не была суха, потому что она есть удивительный и неповторимый путь по одному из красивейших миров на планете, имя которому «Музыка». Именно об этом говорили те, кто поднимался на сцену, чтобы поздравить именинников с их серьезным юбилеем и пожелать каждому из них талантливых учеников, при общении с которыми работа преподавателя только и имеет смысл. В зале были педагоги и их ученики, которые сами стали педагогами и продолжили дело своих учителей: кто – в стенах этого учебного заведения, кто – в детских музыкальных школах. 

И снова звучала музыка, а гостей торжества возвращали к истории, называя имена: Н.А.Олейник – выпускница Уральской консерватории, проработавшая в рязанском училище с 1966 года по 2005; З.В.Ельцова – выпускница Киевской консерватории, проработавшая в Рязани 37 лет и многие годы возглавлявшая отдел; выпускница Саратовской консерватории А.Л.Соболева, которая занималась и просветительской работой, являясь на протяжении многих лет лектором-музыковедом. Нельзя не назвать имена Э.К.Святославцевой, И.А.Мордвинцевой, Н.Г.Удодовой, Л.М.Балашовой, С.В.Чимирева, Т.М.Дудиной, возглавляющей отдел «Теория музыки» с 2009г. 

Это и окончившие аспирантуру Т.И.Новицкая и Л.В.Петунина – особая гордость колледжа; и Л.М.Кочеткова, которая в течение тридцати лет была единственным преподавателем курса «Полифония» на теоретическом отделении и одновременно вела факультатив по композиции, а три ее выпускника стали потом профессиональными композиторами. 

Это и музыковед-журналист И.А.Нестерова, окончившая Казанскую консерваторию, много сделавшая для пропаганды музыкального искусства и работы колледжа в Рязани.

Особые слова благодарности хочется сказать в адрес теоретика Елены Юрьевны Козловой, выпускнице Саратовской консерватории имени Л.В.Собинова. Она начинает работать с маленькими, особо одаренными детьми на Учебно-консультационном пункте (УКП) при ДМШ №1. Эта работа не простая: совсем еще юные музыканты осваивают то, чему учатся студенты, окончившие детскую музыкальную школу и поступившие в музыкальный колледж. С детьми Елена Юрьевна работает по индивидуальной программе, но и отдачу получает соответствующую. Потом «малыши» вырастают и уже студентами приходят к ней в училище, постигая все новое и новое в теории музыки, решая гармонические задачи повышенной трудности, расширяя свои горизонты, готовясь к поступлению в самые престижные консерватории России, в которые и поступают без труда. 

Они легко учатся дальше, хотя для многих музыкантов-исполнителей сольфеджио является серьезным камнем преткновения и при поступлении, и, впоследствии, при обучении в вузах. 

Они защищают диссертации, потому что для них навсегда «Музыка – это разум, воплощенный в прекрасных звуках» (Тургенев И.С.)

Выпускники специализации «Теория музыки» работают в музыкальных школах и в школах искусств Рязани и области, за ее пределами, показывая человеку через музыку «те возможности величия, которые есть в его душе» (Ральф Уолдо Эмерсон). 

Они, студенты и выпускники-теоретики идут дальше и дальше в постижении такого непростого и прекрасного мира музыки, дорога к которому для многих была связана с Теоретическим отделением рязанского музыкального училища (колледжа) имени братьев Пироговых, которое в эти дни отмечает свое семидесятилетие.
 



 
реклама  |  редакция |  пресс-релизы