Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№07 от 23 февраля 2012 г.
Ничего случайного
В Рязанском художественном музее вспоминают великого художника и великого фотографа



Две интереснейшие выставки ожидают в эти дни посетителей Рязанского художественного музея: живописная выставка выдающего русского художника Абрама Архипова и фотографическая выставка Евгения Каширина. Казалось бы, совершенно разные направления искусства, да и авторов разделяет несколько десятков лет. Но, тем не менее, эти имена оказались в одном месте и в одно время не случайно.

Выставкой живописи Архипова художественный музей знаменует 150-летие нашего великого земляка: Абрам Ефимович родился в 1862 году в селе Егорово Рязанской области. К этой знаменательной дате музей приготовил рязанским зрителям поистине шикарный подарок: 18 полотен, вошедших в экспозицию, предоставлены Государственной Третьяковской галереей.

Происхождение художника предопределили его верность крестьянской теме. Хрестоматийные работы Архипова: «Лед пошел», «Крестьянка в зеленом фартуке», «Рязанская пригородная девица» – рисуют такие узнаваемые, родные и знакомые рязанские пейзажи и лица. И с течением времени эта земля и ее жители не перестают удивлять и вдохновлять! Снимки Евгения Каширина, сделанные спустя годы на родине Архипова, – неоспоримое этому подтверждение.

Фотовыставка Каширина была создана еще к предыдущему юбилею Абрама Архипова: в 1983 году рязанские художники Виктор Агеев, Борис Горбунов, Виктор Иванов, Светлана Ильина, Василий Николаев и искусствовед Елена Русанова провели пленэр на родине великого художника в селах Егорово и Екшур Клепиковского района. В течение недели они писали пейзажи и портреты местных жителей (которые потом неоднократно экспонировались), встречали с родственниками живописца, посещали ватную фабрику, а в минуты отдыха – удили рыбу, играли в футбол и наслаждались прекрасной мещерской природой.

Евгений Каширин присоединился к участникам пленэра всего на три дня. Его фоторассказ, сопровождаемый авторскими комментариями, был впервые представлен зрителю в 1983 году под названием «Три летних дня». В первозданном виде выставка не сохранилась, но остались негативы, давшие вторую жизнь далекому прошлому. Сегодня, спустя почти 30 лет, выставку было решено восстановить: было оцифровано более сотни негативов из архива Каширина.

Работа с пленками Каширина оказалась еще одним откровением, признавался на открытии выставки фотограф Андрей Павлушин. Каждый каширинский кадр – это готовое художественное произведение, где уже ничего нельзя ни убавить, ни добавить. Композицию, психологизм ситуации, всплеск настроения – все это Евгений Николаевич чувствовал удивительно тонко, успевая запечатлеть своим простеньким «Зенитом». Поэтому главной трудностью при подготовке выставки оказался отбор фотографий. Было очень жалко от чего-то отказываться, хотелось показать все. И если изначально планировалось расположить фотографии только в фойе музея, то под окончательные объемы материала было решено отдать и зал рядом с выставкой Архипова. Так, совершенно неожиданным образом полотна великого художника встретились с фотографическим образом его родины!

На снимках Евгения Каширина – пейзажи, портреты, жанровые сценки.

– Даже не верится, что все это Евгений Николаевич сделал за три дня! – удивлялся заслуженный художник России Василий Николаев, участник пленэра 1983 года. – Причем было совсем не заметно, как он работает. Я писал портреты и совершенно не обращал внимания, как Каширин успевал перемещаться по поселку. Но теперь кажется, что был везде одновременно, и все жители встречали его как старого знакомца.

Неслучайность выставки подтверждает и ее своевременность: в июне 2012 года будет уже пять лет, как ушел из жизни Евгений Каширин. И чем больше времени отделяет нас от этой скорбной даты, тем важнее подобные проекты. Они не только открывают бездонные архивы Каширина, они открывают новые грани его таланта. И, оказывается, могут удивить даже таких сведущих людей, как, например, историк Александр Никитин:

– Для меня эта выставка – полная неожиданность. Я с некоторым сожалением для себя закрепил за Кашириным определение «городского фотографа». Несмотря на то, что он родился и провел первые годы отрочества в деревне, он был городской житель, и вытащить его куда-то было очень трудно. И получилось так, что город Рязань он досконально вписал в историю, а вот деревня, которую он на самом деле чувствовал, думаю, очень глубоко, осталась на периферии. Все свелось только к Затишью, к великому сожалению. И то, что его мимолетное пребывание в клепиковском селе дало такой потрясающий материал, внушает огромный оптимизм. И уверенность в том, что любая другая новая выставка по Каширину покажет нам его неизвестные грани и откроет нового Каширина!
Вера НОВИКОВА