Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№29 от 23 июля 2015 г.
С места в «Фонтан»
Известный культуртрегер Николай МАТРОСОВ – об атмосферной музыке, джазовых вибрациях и тайных схемах подбора артистов


 
Любителей джаза в Рязани не так уж мало и, наверное, все они в курсе, что с некоторых пор в любимом многими из них джаз-кафе «Фонтан» сменился арт-директор – теперь концертами там «рулит» Николай МАТРОСОВ. Мне, как человеку, занятому тем же самым в «Старом парке», показалось любопытным поговорить с Николаем об общих проблемах, которые испытывают организаторы камерных мероприятий в нашем городе. Что получилось из разговора двух арт-директоров – читайте ниже.
 
– Насколько я знаю по личному опыту работы в «Старом парке», в последнем сезоне работать было тяжелее, чем до этого, – посещаемость несколько упала, и на артистов, которые, условно говоря, собирали 50 человек, стало ходить при прочих равных человек 35–40. Насколько твои наблюдения совпадают с моими? Стало ли и в «Фонтане» тяжелее работать в последнее время?
 
– Были сложными четыре месяца прошлого года – с августа до ноября. Не шли люди, и всё. Наверное, это было связано с каким-то психологическим состоянием после начала кризиса. Потом все выправилось. С начала года у нас публики больше, чем в тот же период год назад.
 
– Может быть, это связано с тем, что в последнее время заметно расширился диапазон артистов, выступающих в «Фонтане»? Помимо джаза, там появились и эстрадные коллективы, вплоть до попсы, и барды, хотя они и раньше время от времени там появлялись, и стало намного больше инструментальной музыки, не всегда привязанной к джазу. Это умышленное «расширение формата»? Во всяком случае, со стороны это выглядит именно так. 
 
– Ну, у «Фонтана» был период, когда бардов и эстрады (все-таки попсы в привычном понимании у нас не встречается) было даже чересчур. Скорее, мы сейчас вернулись к той музыке, которая изначально характерна для «Фонтана» – а это, я бы сказал, тонкая, атмосферная музыка. Не обязательно джаз. Как ты верно заметил, это может быть и поп-рок, и латина, и другие направления.
 
Вообще, на мой взгляд, «Фонтан» отличается от «Старого парка» самим принципом построения репертуара. «Старый парк» работает на именах – артистах, у которых есть хотя бы какое-то число поклонников в городе. Имена же большинства артистов, которых мы приглашаем в «Фонтан», мало кому знакомы. Сюда идут не на имена, а на атмосферу. И задача нашей арт-команды – подбирать таких музыкантов, которые этой атмосфере соответствуют, создают ее.
 
Как охарактеризовать эту атмосферу? Элла Хрусталева однажды в интервью сказала, что здесь воздух наполнен «положительными джазовыми вибрациями». Пожалуй, главное – это чувства. Но не те, которые остались в нас от зверей, а наоборот, те, которые делают человека человеком. Это сродни влюбленности – когда мы вдруг начинаем видеть мир в сто раз красочнее, воздух становится свежее, а люди вокруг – добрее. Музыка, пробуждающая в нас такие чувства – это и есть музыка «Фонтана».
 
– А как подбираются исполнители? Джаз-кафе есть, мягко говоря, далеко не во всех российских городах – знаю, что есть в Москве и, по крайней мере, было в Ярославле. Следишь ли за деятельностью коллег? Помогает ли это в составлении программы? Или есть другие пути для поиска людей, которые проецируют именно нужную атмосферу?
 
– Да, джаз-культура, способность воспринимать джаз – благодаря многолетним, не побоюсь громких слов, самоотверженным стараниям Александра Семячкина и затем Геннадия Филина – в Рязани есть. И это ценится приезжающими артистами – ведь кафе «Фонтан» неплохо известно в джазовой среде России. А наша публика имеет у музыкантов репутацию очень хорошей, знающей и понимающей джаз.
За деятельностью коллег слежу, хотя и не очень пристально. Пути, по которым мы находим артистов, три. Я ищу сам – по афишам других клубов, просто по интернету – кто где есть. Таким образом я нашел и пригласил к нам, например, двух совершено блестящих певиц: Екатерину Черноусову из Москвы и Екатерину Лавринову из Тулы. Второй путь – сами артисты рекомендуют других артистов. Вот прямо сегодня у нас Екатерина Унгвари – ее посоветовал мне известный вологодский блюзмен Виктор Колесов. И третий путь – когда музыканты рассказывают не мне, а свои коллегам, что есть такое классное место в Рязани – кафе «Фонтан». И те уже обращаются ко мне сами. Например, Ольга Архипова порекомендовала нас шикарному пианисту Константину Глузману. А тот после концерта в «Фонтане» рассказал о нем джазовому журналисту и продюсеру Виктору Радзиевскому, который, недолго думая, привез к нам обалденных итальянцев «Accordi Disaccordi». Вот так это все и живет.
 
Нельзя тут забыть, конечно, про Геннадия Филина. Благодаря обширным связям и авторитету в джазовой среде ему удается заманивать в Рязань, ни много ни мало, выдающихся музыкантов планеты. Игорь Бутман, Аркадий Овруцкий, Стэффорд Хантер, Майя Азусена, Валерий Пономарев и другие – это все дело рук Геннадия Филина.
 
 – Очень много имен, но многие из них даже мне незнакомы, хотя я вроде бы человек «в теме». Это, наверное, потому что «Фонтан» камерная концертная площадка, как и «Старый парк», где тоже выступает много артистов, которых можно назвать культовыми, про кого говорят «широко известны в узких кругах». Иногда людям с таким уровнем популярности удается впоследствии пробиться, условно говоря, «ступенькой выше», но чаще – нет. Пробовал размышлять на тему того, почему так происходит? И вообще, что, на твой взгляд, необходимо человеку, кроме обязательного таланта, чтобы от камерных залов перейти к залам большим? Есть тут, по-твоему, закономерности? Почему, допустим, у балалаечника Архиповского получилось и он теперь играет не в «Фонтане», а в большом зале Рязанской филармонии и вообще довольно большие залы собирает по стране, а вот у большинства артистов камерных площадок не слишком получается заметно расширить аудиторию?
 
– Ну, во-первых, одно другому не противоречит вовсе. В джазе и другой интеллигентной музыке – тем более. Музыкант может выступать и в больших залах, и на камерных площадках – и везде находит свою публику.
 
Во-вторых, я думаю, выходить на сцены больших залов получается у тех, кто к этому стремится. А стремятся далеко не все: кто сказал, что большие залы – это мерило успеха? Успех – это занять свое место, найти своих слушателей. А слушатели есть далеко не только в больших залах. Есть даже такие, кто туда не ходит совсем и не пойдет ни за какие коврижки. Опять же, большие залы накладывают свои рамки – все равно что микрофон режет многие частоты голоса. Хочешь быть услышанным во всем богатстве своего диапазона – пой без микрофона. Хочешь донести всю глубину и тонкие оттенки своей души – пой в камерном зале, лицом к лицу со зрителями.
 
– Тогда уж проще давать не концерты, а частные уроки, показывая свое мастерство одному-единственному зрителю/слушателю, в буквальном смысле «лицом к лицу», а заодно в антракте такого концерта можно этому слушателю и какие-никакие музыкальные навыки привить. Кстати, рязанские музыканты-джазисты часто ходят на концерты? Я вот знаю по «Старому парку», что местные сочинители песен чуть ли не поголовно гениями себя считают и на чужие выступления доходят только по большим праздникам. Ну, или когда самим надо «на разогреве» выступать. А как с этим дело обстоит у тех, кто играет в «Фонтане», у тех, кто больше ориентирован не на песни, а на чисто инструментальную музыку?
 
– Ну, про частные уроки – это уж ты утрируешь. Джазовые музыканты ходят на концерты коллег. Не все и не на всё, конечно – но на каждом концерте кто-то из рязанских музыкантов всегда есть. Кстати, те, кто выступают в «Фонтане», могут ходить на концерты коллег бесплатно. Это наше правило. Мы хотим, чтобы происходил творческий обмен.
 
Этой же задаче служат и джем-сейшены – то есть концерты, на которые собираются музыканты из разных коллективов и импровизируют вместе. Они уже традиционно проходят в конце каждого месяца. Это не только интересно слушать – это еще очень важно для поддержания самой джазовой жизни в городе, чтобы среди музыкантов огонек не затухал.
 
– Благостная картина вырисовывается. Арт-директором «Фонтана» ты работаешь недолго, меньше двух лет. Интересно, когда пришел на это новое для себя место, насколько все оказалось так, как предполагал? Вообще, что стало главным разочарованием и главным приятным сюрпризом за время работы? И какой из своих «фонтановских» концертов считаешь на сегодня самым удачным?
 
– Ну, за полтора года, во-первых, пришло осознание того, какая музыка нам нужна. Ощущение той самой атмосферы сформировалось. Теперь, послушав запись, я могу сказать – «наш» артист или «не наш». Это важно, и этого не хватало в начале работы. И еще пришло осознание, что «Фонтан» – это мощный бренд, который нельзя разрушать непродуманным репертуаром.
 
Разочарование... Ну, разве что в том, что, оказывается, не на каждого классного артиста можно собрать публику. Даже в «Фонтан». Если это музыка, уж слишком отличающаяся от привычной, – не соберешь.
Приятный сюрприз – само общение с музыкантами, погружение в этот мир тонкой музыки, которая – без всякого преувеличения – развивает тебя умственно и духовно.
 
А самый удачный концерт... Приятнее всего, когда приглашаешь новых, не известных даже тебе музыкантов – и попадаешь в точку. Так было с Екатериной Лавриновой, трио Константина Глузмана, группой «Сухие». И еще я очень рад, что мы сделали концерт группы «Happy 55» – как раз тот случай, когда музыка совсем непривычная, и публику мы собирали с огромным трудом. Но собрали! И услышать эту ни на что не похожую музыку вживую – было фантастически здорово.
 
– Постоянно говоришь «мы». А кто это, кроме тебя?
 
– Ну конечно, прежде всего, Геннадий Филин. Будучи основателем и зачинателем творческой составляющей «Фонтана», он продолжает играть в ней огромную, я бы сказал, определяющую роль. А еще – Юлия Филина и Мария Николаева. Именно Маше, кстати, мы обязаны расширением репертуара в сторону инди-поп-рока. Я изначально скептически относился к уместности такой музыки в «Фонтане». А Мария убедила, что надо попробовать – и оказалась права. Так что, вроде бы, маленькое кафе – а работает целая команда.
 
– Камерный масштаб не тяготит? Ты ведь еще когда руководил информационный агентством «Рзн.Инфо», стоял у истоков фестиваля уличных музыкантов «Подбелка», который 31 июля пройдет уже в очередной раз. А до этого принимал очень активное участие в организации масштабных пафосных фестивалей «Золотой оперный бал». Нет ли желания сделать что-нибудь городского масштаба?
 
– Ну почему тяготит, это просто разные вещи. Интересно делать и то и другое. Что касается городских масштабов – с удовольствием бы сделал, если бы не надо было искать на это деньги, ведь на таких мероприятиях основные силы уходят именно на поиск ресурсов. Я немножко устал это делать, сейчас хочется направить усилия на что-то другое.

– «Фонтан» – единственная в городе концертная площадка, которая и летом не сворачивает активности. Что яркого и необычного ожидается в ближайшие недели?
 
– 29 июля – впервые на сцене «Фонтана» певица Лиза Карпова, яркая вокалистка, выпускница нашего музучилища. Она выступит в составе «Price List Band», который создан по инициативе неутомимого Константина Панкратова – обладая званием «легенда рязанского джаза», он совсем не желает почивать на лаврах и все время придумывает что-то новенькое.
 
5 августа – еще один новый проект: группа «Flash Royal», на этот раз – детище пианиста Андрея Синецкого. Вот кого, кстати, я бы назвал открытием последнего года. Андрей, как ранее Геннадий Филин или Константин Панкратов, становится еще одним центром притяжения, вокруг которого формируется музыкальная жизнь, какие-то творческие поиски. Именно такие люди и формируют культурную среду города, и толкают творческую жизнь вперед.
 
Затем – «Feelin's» с новой программой, потом Николай Массальский с улетным – не могу сказать иначе – проектом «Аудиогрибы». Завершит лето традиционный джем «Джазовый спас». И в сентябре будут очень интересные артисты, но это пока секрет.
 
Анатолий ОБЫДЁНКИН