Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№25 от 24 июня 2010 г.
Третий звонок на экзамен
В Рязанском театре на Соборной состоялась премьера... сессии!



На этих экзаменах не помогут шпаргалки. Не спасут подсказки соседа и не снизойдет всемогущая «халява». Здесь можно надеяться только на
выработанные в многотрудных репетициях навыки, ну и, пожалуй, на такую неуловимую материю, как актерское вдохновение.

19 и 20 июня в Рязанском театре на Соборной молодые актеры, студенты III курса Ярославского государственного театрального института (ЯГТИ), сдавали сессию по творческой практике.


У же который год в театре на Соборной
проходит своеобразный эксперимент:
при поддержке губернаторского гранта
театр на своей базе совместно с ЯГТИ осущест-
вляет подготовку актерских кадров. Кадровые
проблемы российских театров, особенно про-
винциальных, сейчас ни для кого не секрет.
Удержать после выпуска молодую талантливую
театральную молодежь на периферии, в то время
когда яркими огнями манит столица, – задача
не из легких. Для Рязани эта проблема особен-
но острая: Москва всего в 200-х километрах! И
пусть потом окажется, что яркие огни оказались
однодневными сериалами или другими пус-
тышками, – но драгоценное время уже утекло
сквозь пальцы.

Поэтому сейчас некоторые российские
театры идут по пути эксперимента, обучая сту-
дентов непосредственно в своих стенах. Для
театра на Соборной такой опыт уже не нов:
первый набранный по этой схеме курс уже
давно завершил обучение и серьезно работает
в театре. И зимой 2007 года театр совместно с
Ярославским театральным институтом прово-
дит новый набор. Полноценную теоретическую
подготовку обеспечивают преподаватели ЯГТИ,
периодически приезжающие в Рязань с лекци-
онными курсами. И при этом, находясь в театре,
студенты получают уникальную возможность
изучения практических дисциплин непосредс-
твенно на сцене. Тем самым уже с первого года
обучения молодой актер начинает чувствовать
себя частью коллектива.

Р ассказывает художественный руково-
дитель курса, заслуженный деятель ис-
кусств России Василий ГРИЩЕНКО:

– Уже сейчас студенты заняты практически
в каждом спектакле нашего театра. Роли пока
небольшие, по форме более пластические. Но есть
и постановки, сделанные специально под моло-
дых артистов. Такой стала новогодняя сказка
«Белый колдун», спектакль «Мальчишки, жить!»
и «Кукушкины слезки» по рассказам Шукшина.
Сейчас я планирую восстановить спектакль «День
Веселения» («Пеппи Длинныйчулок»), который
также рассчитан на молодую труппу. Словом,
планов много.

Такая практика, когда актер проходит
обучение непосредственно в театре, конечно, во
многом хороша, но в чем-то и опасна. Студент
накапливает актерской опыт, опыт работы в
театре, который не во всем положительный.
И здесь на театр возлагается большая ответс-
твенность правильно направить формирующуюся
личность. В то же время и сами ребята должны
четко понимать для чего они пришли в театр,
в чем состоит их задача. Только, осознав это,
они могут обрести бесценный опыт работы.
Обучение студента при театре – это форма,
которая изначально практиковалась в русском
театре. Потом школу от театра отделили,
создав своеобразный инкубатор. И сейчас мы
видим, что большая часть выпускников не идет
в профессию. Лишь некоторые способны про-
должить свою судьбу на сцене. Многие актеры,
показывавшие прекрасные результаты во время
обучения, попав после выпуска в театр, не могут
найти в нем свое место. Неожиданно для себя они
открывают, что учеба и реальный театр – это
совершенно разные вещи. Для наших студентов
постижение профессии и постижение театра
идут параллельно. Конечно, такая форма обучения
тоже не идеальна (идеального в жизни просто не
бывает), но на сегодняшний день она, пожалуй,
самая прогрессивная.


Д ействительно, за эти три года молодые
студенты крепко «вросли» в театр,
получив и свою долю зрительского
признания. Они стали с театром «одной кро-
ви», как говорит педагог курса, заслуженная
артистка России, заслуженный деятель ис-
кусств России Ольга ПРИЩЕПОВА. Приняв
студентов три года назад под свое крыло, она
буквально стала для них второй мамой. И кто
еще лучше может оценить, как растут и изме-
няются «театральные дети»!

– Конечно, ребята меняются, стано-
вятся тоньше, деликатнее, – говорит Ольга
Прищепова. – Они стали больше читать кни-
жек! С ними становится интереснее общаться.
Ведь они пришли к нам практически с улицы, в их
лице мы получили срез нынешнего поколения. Но
прошло три года, и мы видим, как разительно они
отличаются от своих сверстников! Они по-иному
начинают ощущать действительность, воспри-
нимать жизнь. Я им все время говорю: «Ребята,
вы – избранные! Вы можете то, чего не могут
многие, вам это дано. И вы должны свой талант
нести через всю жизнь, оберегать его и быть за
него ответственными».

Сейчас уже курс устоялся, и мы можем с
легким сердцем сказать, что при отборе сделали
правильный выбор. Конечно, всем талант даден
в разной степени. Но надо сказать, что очень
многое зависит от работоспособности. Бывает,
что природа поскупилась, но в процессе работы
человек доберет, разомнет свои способности,
как пластилин, и вылепит себя сам. А другой,
не обладая трудолюбием, просто зароет свой
талант в землю, и здесь уже никакие педагоги
ничего не смогут сделать.


В летнюю сессию 11 студентов отчиты-
вались по дисциплинам «Эстрадный та-
нец», «Сценическая речь», «Сценическое
движение». И, конечно же, главное испытание
актерского мастерства: 20 июня был представ-
лен спектакль «Кукушкины слезки». Атмосферу
театральной сессии каждый хорошо может
представить по любимому фильму «Карнавал»,
в котором героиня Ирины Муравьевой, приотк-
рывая двери аудитории, попадала будто в новые
миры. Так было и здесь: зажигательный эстрад-
ный танец, зловещий «Пир во время чумы» на
сценречи, головокружительные бои в лучших
голливудских традициях на сцендвижении,
проникновенные шукшинские истории.

Мастерство рязанских студентов оценивали
не только их театральные учителя, но и ярос-
лавские преподаватели: профессор, проректор
по научной и инновационной деятельности
Ирина Азеева, профессор, режиссер заслужен-
ный деятель искусств России Александр Кузин,
доцент, зав. кафедрой сценической речи Татьяна
Гуревич. Назвать комиссию «строгой», честно
говоря, рука не поднимается: первый раз на сес-
сии я видела, чтобы экзаменационная комиссия
хохотала! Смех смехом, но оценивались работы
при этом со всей строгостью, поскольку требо-
вания, которые предъявляются к современному
актеру, как никогда жесткие:

Будущие актеры должны уметь все: сегод-
ня такой театр,
– считает профессор ЯГТИ,
режиссер Александр КУЗИН. – Они должны
блестяще владеть своим телом, хорошо разговари-
вать. Они должны быть внутри очень подвижны,
должны быть обаятельны, красивы, свободны,
быть современными и очень образованными
людьми. На это и направлен процесс обучения,
процесс трудный, продолжительный. И когда
это удается, тогда мы, действительно, получаем
хорошего актера.


– Как, на ваш взгляд, изменились за три года
рязанские студенты?


– Мне нравится этот курс. Мы его вместе
набирали, и он растет на моих глазах. Мальчики
превращаются в серьезных молодых людей, краси-
вых, статных. Девочки становятся прекрасными
дамами, хорошо собой владеющими, чувствующими
партнера по сцене. Они не просто хорошо контак-
тируют друг с другом на сцене – они еще ощущают
реакцию зрительного зала. А это и есть те профес-
сиональные навыки, которые должны быть прису-
щи каждому артисту. Сейчас ребята на третьем
курсе и их уже начинают вводить в спектакли. И
это правильно, потому что в это время начинает
закладываться школа. И еще мне понравилось, что
артисты театра участвуют в тренинге студен-
тов. Казалось бы, они уже окончили институт и
уже давным-давно сданы все зачеты, но они выхо-
дят и помогают студентам на показах! В этом
есть еще один плюс такого обучения: студенты
будут избавлены от стрессов при поступлении в
театр. Театр не всегда принимает молодого ак-
тера с распростертыми объятиями… Но здесь я
вижу отсутствие барьеров между актерами и
студентами, театр их принял за своих.


– Танец, речь, движение – это все-таки фор-
ма. А как заложить в молодого актера содержа-
ние? Мастерство актера – этому вообще можно
научить?


Научить нельзя. Можно научиться. Как го-
ворят: не я делаю упражнение, а упражнение дела-
ет меня. Если упражнение правильно выполнять,
то оно будет формировать личность человека.
Танец, речь, движение – это технология актер-
ского мастерства. На спектакле «Кукушкины
слезки» мы увидели серьезную актерскую работу.
И мне очень понравилось, что одно с другим очень
зацепилось.


Конечно, есть еще некоторые проблемы, ко-
торые ребятам необходимо будет решать. И они
гораздо сложнее сегодняшних зачетов. Я имею в
виду глубинное постижение профессии, то, что
и называется непосредственно актерством.
Танец, сценическая речь, сценическое движение
– конечно, их освоить тоже нелегко, но посильно,
поскольку в них есть жесткая форма. В жесткой
форме всегда работать не легко, но легче. А все что
касается серьезного погружения в актерскую про-
фессию, это гораздо труднее. И совсем не обяза-
тельно, что ребята это освоят за время обучения.
Это длинная дорога, путь всей жизни.

Вера НОВИКОВА