Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№32 от 24 августа 2017 г.
Рекордсменка всей «Планеты.Ру»
 «Кактуса» больше нет, а Лера Руссо занялась сольной карьерой и за день собрала деньги на новый альбом

Несколько лет назад солистка популярной группы «Кактус» Лера Руссо вышла замуж и переехала из родной Рязани в Москву. Родила ребёнка, а теперь ещё и записала свой первый сольный альбом на пару с контрабасистом Ираклием Долидзе. Когда понадобились деньги на издание, Лера объявила сбор через хорошо знакомый краудфандинговый сервис «Планета.Ру», с чьей помощью «Кактус» в своё время успешно собирал деньги на запись альбома и съёмки клипа. Уже тогда поклонники довольно активно поддержали любимых музыкантов. Но теперь, когда Лера выложила на сервис свой новый проект, случилось нечто вовсе неожиданное. Рассчитанный на месяцы сбор денег на выпуск альбома занял считанные часы. Сегодня Валерия Руссо делится с рязанским выпуском «Новой газеты» своими впечатлениями относительно неожиданной для всех оперативности поклонников и рассказывает про свой новый альбом. 



Автор фото Екатерина Сергеева

- Во-первых, поздравляю с записью дебютного сольного альбома. Судя по тому демонстрационному треку, что уже появился в сети, он обещает быть очень интересным. Расскажи, пожалуйста, как родилась идея  сделать именно инструментальный альбом и кто такой контрабасист Ираклий Долидзе, вместе с которым вы работали над этим альбомом. Я думаю, большинству твоих поклонников Ираклий не слишком знаком. 

- Благодарю за поздравление. Этот альбом – очень важный и необходимый для меня шаг. А идея родилась, когда я познакомилась с Ираклием на одном из концертов общих друзей. Обе наши команды выступали на одном летнем фестивале от «Seasons». Я – в составе группы «Comment ca va» с актёрами театра Студии Театрального Искусства (СТИ), а Ираклий – в коллективе прекрасного Казимира Лиске, который ушёл от нас в этом году. Волшебный парень и музыкант.

В общем, мы познакомились, решили встретиться и поиграть вместе. К тому моменту у меня было несколько песен, которые звучали бы интересно, на мой взгляд, в исполнении контрабаса – это я и предложила Ираклию. На первой же репетиции я поняла, что всё получится, потому что человек очень серьёзно и ответственно подходит к тому, что исполняет, слышит все нюансы, пробует сделать по-новому. Мы много импровизировали, музыкально сближались и узнавали друг друга, ходили на концерты наших команд, и было бы обидно оставить эти встречи просто дружескими посиделками. Мне захотелось записать альбом, как-то зафиксировать момент, что нам и удалось.

- Боюсь ошибиться, но, возможно, ты поставила рекорд и «Планеты.Ру», и вообще краудфандинговых платформ России по скорости сбора денег на заявленный проект. Ожидалось, что заявленные на выпуск альбома 40 000 будут собираться  не один месяц, а вместо этого нужная сумма оказалась собрана даже не за сутки – всего за световой день, по моим подсчётам где-то за 10-12 часов. Была ли удивлена такой скоростью? И что теперь будешь делать с «лишними» деньгами, которые долго ещё будут поступать? 

- Я не узнавала, если честно, был ли кто-то, кому удалось собрать заявленную сумму быстрее, но я действительно была ошарашена скоростью. За 11 часов собралась вся сумма! Просто невероятно. Это говорит и об интересе к новому альбому, и о желании друзей, знакомых и незнакомых меня поддержать, и просто о том, что я иду в нужном направлении. А дополнительные средства, которые поступают сверх заявленной суммы, я решила пустить на съёмку первого клипа и увеличить тираж самого альбома и «бонусов» акционеров «Планеты.ру» – футболок и открыток. Всё пойдёт в дело!

- Часто со временем приоритеты меняются. Когда-то я был поклонником классического западного и русского рока. А теперь, когда слушаю великую киномузыку позднесоветского времени, 1960-80-х, понимаю, что все эти композиторы, сочинившие до сих пор любимые нами мелодии, – Рыбников, Петров, Таривердиев, Гладков и другие – именно они и были нашими «русскими Битлз», даже круче «битлов», а вовсе никакие не рок-музыканты, что бы те сейчас про себя не думали. У тебя таких переоценок ценностей пока не происходило? И вообще, чьё творчество вдохновляет на сочинение собственной музыки, если такие люди, конечно, есть?  

- Знаешь, меня всегда вдохновляли люди, которые отдаются своему делу с головой. Это просто невозможно ни с чем перепутать – ты смотришь выступление, живой концерт или видео, и у тебя мурашки от того, насколько глубоко проникает эта музыка, эти голоса, как играет мимика, как оправданны жесты, куда тебя уносит поток сознания в этот момент... Меня всегда поражала «Melody Gardot» своей глубокой чувственностью и гибкостью тембра, «Esperanza Spalding» просто фантастической способностью вести свою вокальную, уникальную линию параллельно с линией контрабаса, Tori Amos просто тем, какая она, – она душа, всецело завладевшая мной давным-давно, искренняя, настоящая, чувственная, неподвластная ничему; Thom York – музыкант, достающий из глубин гениально-простое, своё, что цепляет миллионы; Bjork – даже не столько за голос, сколько за «самость», за уникальность и полную самоотдачу; обожаемый мной Фредди Меркьюри – музыкант от Бога, пробивной, напористый, в самую точку попадающий, с нежным, сильным и заражающим голосом. Ну и волшебный Gustavo Santaolalla – аргентинский музыкант, покоривший меня после фильма «Сука Любовь». Слушаю его постоянно и он каждый раз раскрывается по-новому и открывает мне меня. А в последнее время очень тянет к аутсайдерам, тем, кто по тем или иным причинам остался в тени большой славы, но чьё творчество не просто личное – оно нутро, обёрнутое в самую удивительную из форм – музыкальную. Это Сид Баррет и Ник Дрейк, последний даже в большей степени. А ещё, наверное, Keaton Henson, но это в минуты меланхолии. Когда сочиняешь свою музыку, ищешь настроения и стараешься вообще ничего не слушать, уединяешься. Тогда и приходит что-то только твоё, настроенческое.

- Насколько я понимаю, на дисках новый альбом появится осенью. Будут ли живые выступления с его представлением? 

- Живые выступления будут обязательно. Я очень надеюсь, что всё получится, и этой осенью мы презентуем наш альбом во всей красе сразу в двух городах – Рязани и Москве.

- Ваш с Ираклием проект назван «Set A Light». Судя по английскому названию, у вас есть надежда, что и за рубежом удастся заявить о себе? 

- Я надеюсь, что всё произойдёт, но не жду, что это случится сегодня, всему своё время. Я постараюсь сделать всё возможное, чтобы мы выступали везде, где получится, включая города за рубежом. А название пришло сначала по-русски, только джазовый альбом «Спутник» звучал бы менее привлекательно, чем звуковой аналог на английском языке. Плюс, удалось поиграть со словами.

- Выйдя замуж, ты переехала в Москву. А в Рязани продолжаешь бывать? 

- Да, я стараюсь приезжать, как только успею соскучиться. Здесь все родные, многие друзья, любимые места, в Рязани мне очень спокойно и хорошо. Иногда не понимаю, зачем я переехала. Шучу.

- С «Кактусом» за последние годы почти не выступала, дала только один-единственный концерт, заявленный как прощальный. Больше с этой группой не планируется ничего совместного? 

- С «Кактусом» ничего не планируется. После объявления о последнем концерте мы не собирались полным составом и планов не строили. Хотя мне очень жаль оставленного «в пространстве» материала. Было много хороших песен. Если всё получится, мы, конечно, продолжим, но уже, видимо, не как «Кактус». 

- Дебютный сольный альбом только выходит, а дебютная книга стихов уже вышла, причём относительно давно – была ли возможность спустя какое-то время оценить, насколько она удачна? По-прежнему нравится? И где рязанские поклонники твоего творчества могут её приобрести?  

- По правде говоря, выхода как такового не было. Книга в электронном варианте с иллюстрациями существует, я даже устраивала концерт в клубе «ДК», деньги с билетов от которого должны были пойти на выпуск сборника, но они так и лежат на карте. В какой-то момент мне показалось, что это уже никому не нужно, что стихи «детские», что всё это я уже пережила и меня это не тревожит. А раз не тревожит меня, почему должно трогать кого-то ещё? Сейчас я понимаю, что издать её просто необходимо, и я это сделаю до Нового года. А приобрести её можно по предзаказу, написав мне личное сообщение в соцсетях – тираж будет совсем крошечный.

- Как часто пишутся стихи? На вторую книгу пока не набралось?  

- Сейчас стихи пишутся крайне редко. Я объясняю это тем, что тяжёлых потрясений почти не осталось, ничего плохого со мной, слава Богу, не происходит, а потому и почти не бывает поводов излить переживания на бумаге. И это ни в коем случае не рутина – в жизни происходит очень много интересного, помимо исключительно семьи, но все эти переживания носят положительный характер, об этом мне сложно в стихотворной форме написать.

- Есть какое-нибудь из стихотворений, которое выделяешь среди прочих, и оно может считаться «визитной карточкой». 

-  Я думаю, это «Мама»*. Оно на все времена и подходит ко мне в любой момент, как и ко многим. Оно настоящее, не высосанное из пальца.

- Пение, сочинение стихов, теперь композиторский опыт. Чего ещё от тебя ждать? 

- Человек – существо уникальное и непредсказуемое. Я сама ничего от себя не жду, просто потому, что всё всегда случается вовремя. Есть мысль, намерение, идея – будет и воплощение. Благо, на это есть силы и время, правильно расставлены приоритеты. Но это только моё представление о себе, а что на самом деле произойдёт – мне неизвестно. Одно могу точно сказать: музыки в моём исполнении и сочинительстве будет очень много, и «Set A Light» только начало прекрасного пути раскрытия потребностей внутреннего мира.
 
* Стихотворение опубликовано в рязанской «Новой газете» 18 апреля 2013 года.
Анатолий ОБЫДЁНКИН