Новая газета
VK Twitter Рязанский выпуск
№20 от 26 мая 2011 г. Политический рынок | Экономика | Общество | Культурный слой | Спорт | Блогосфера | Архив номеров
Свежие новости



Фотомашина времени
Увидеть 3D девятнадцатого века можно на выставке в Рязанском кремле



Две истории слились в одну на выставке «Рязань в фотографиях конца XIX-первой трети XX вв.», открывшей в Рязанском кремле 18 мая. В первой половине XIX в. появляется чудо светописи – фотография. К 60-м годам XIX в. относятся первые опыты фотосъемки Рязани. Фотография, как искусство, и образ города, созданный средствами этого искусства, – главные объекты выставки.

Идея выставки возникла после того, как на протяжении многих лет шла работа по подготовке каталога фотодокументов Рязани. Авторы каталога – заместитель директора по научной работе Государственного архива Рязанской области Дмитрий Филиппов и заведующая отделом фондов музея-заповедника Елена Чумичёва – подготовили масштабную публикацию фотособраний ГАРО и РИАМЗ. Но поскольку печатное издание – дело довольно затратное и требует серьезных средств, то было решено представить материал публике уже сегодня, но в выставочном варианте.

Во Дворце Олега показана Рязань на сломе двух эпох: размеренное течение провинциальной жизни конца XIX столетия и надлом первых десятилетий бурного XX в. Самая ранняя серия из 11 снимков города относится к середине 1860-х годов и подписана как фотография Блюма. Серия интересна и видами несохранившейся загородной усадьбы Рюминых в Рюминой роще.

Комплекс фотографий 1880–1890 годов связан с именем одного из самых талантливых фотографов того времени – Владимира Либовича, члена Русского фотографического общества. Посетителям выставки предоставляется возможность увидеть его снимки в отпечатанном виде, а также виртуально перелистать альбом Либовича с видами Рязани: снимки проходят в слайд-шоу в электронной фоторамке.

Уезжая из Рязани, Либович продает свое заведение Елизавете Гончаровой, которая сохранила известную марку. Сама она фотографом не являлась (выступала в роли владелицы), в ее фотоателье работал известный мастер Н.А. Саввов. В ателье Гончаровой было сделано несколько интересных снимков, по характеру близких к репортажу, способных передавать движение и ритм городских улиц.

Начало XX столетия отразилось на снимках целой плеяды фотографов – И.А. Тарасова, К. Лаймана, А.Д. Степанова и др. Опыт первых десятилетий советской эпохи в провинции зафиксирован в работах фотографов В. Панкова, А.Н. Секирина, М.С. Заблоцкого, в любительских снимках врача Н.В. Воскресенского и архитектора А.Д. Сошкина.

В экспозиции представлены фотографии, отпечатанные уже в наше время, а также выставлены и подлинники. Но показывать подлинники довольно сложно, поскольку постоянное освещение не идет на пользу отпечатку. Поэтому большая часть кадров представлена в виде репродукций. Но даже немногочисленные подлинные фотоотпечатки создают удивительную атмосферу путешествия во времени. Прошедшие десятилетия, оставшиеся на снимках в виде желтизны, помятостей и разрывов, дают физическое ощущение толщи времени.

Фотолетопись словно переносит нас в незнакомый город. На некоторых кадрах с трудом удается найти хоть один узнаваемый на сегодня объект: за сотню лет некоторые рязанские пейзажи изменились на сто процентов. Интересно сопоставление панорам города, снятых с одних и тех же точек разными фотографами в разное время. Можно видеть, как активно менялся город: даже разница в несколько десятков лет кардинально преображает местность.

Но если архитектурная съемка делает кадр интересным с позиций исторической правды, то фотографии повседневной жизни города дают ни с чем не сравнимое эмоциональное переживание: увидеть и сравнить быт горожан в разные эпохи! Праздник в честь коронации Александра III на Новобазарной площади – если сменить декорации, то можно представить первомайский митинг на пл. Ленина. Рыночные развалы, нахмуренные лица торговцев, купающаяся ребятня, дамы на прогулке – фотографии сохраняют пульс быстротечной жизни!

– Фотоотпечаток невозможно воспринимать однобоко, – подтверждает Дмитрий Филиппов. – Понятно, что если работа выполнена профессионально, то ее качество и художественное исполнение очевидны. Но рассматривая снимок более детально, удивляешься, как сумел фотограф запечатлеть такие сиюминутные вещи!.. На одном из снимков есть реклама кефира, который для начала 1900-х годов был совершенно новым продуктом, и для его продвижения на рынок вешали на улицах настоящие афиши. Вникая в мелочи, видишь одежду, лица людей, что дает удивительное восприятие эпохи в комплексе. И бессмысленно отрывать документальную ценность снимка от художественной.

В экспозицию выставки включены самые разнообразные экспонаты, словно сошедшие с фотографий и несущие в себе саму историю: фотоаппараты, газеты, театральные афиши и программки, есть даже чайная лавочка. Любопытна подборка страховых медальонов, которые устанавливались на зданиях и показывали тем самым, в какой компании оно застраховано.
Всю выставку сопровождают воспоминания Евгения Свенцицкого, относящиеся к 1905 году. Интересны они тем, что принадлежат обычному горожанину, воспитаннику гимназии №2. По сути, это то же самое, что сегодняшние блогеры пишут в ЖЖ, твиттере, фейсбуке и тому подобных сетевых дневниках. Да и зарисовки Свенцицкого таковы, что, читая их, забываешь о сотне прошедших лет. Посудите сами, разве не о нынешней Рязани написано: «Прежде чем попасть с вокзала в город, приходится претерпеть ряд неприятностей при проезде по Троицкой слободе: в сухую погоду можно задохнуться в облаках пыли, а в сырую – утонуть в море грязи». Или: «Чем дальше от больших улиц, тем хуже становились тротуары. Ездить на велосипеде по рязанским мостовым было весьма тошно».

Многие фотографии выставляются впервые. Прежде всего, это относится к негативам на стекле, дающим фотографии высокого качества.
Еще один эксклюзив выставки – стереопары. Появившись во второй половине ХIX века, эти изображения произвели тогда даже большую сенсацию, чем сегодня 3D. Стереопара – это двойная фотография одного и того же объекта, имеющая различия между изображениями, призванная создать эффект объёма. Для их просмотра использовался специальный аппарат – стереоскоп. При рассматривании через него стереопары каждый глаз воспринимает только изображение, предназначенное для него, за счет чего и создается иллюзия объемной картины. Увидеть стереоскоп в действии могут на выставке все желающие.

В цифровых фоторамках можно просмотреть виды советской Рязани и планы архитектурных строений середины ХIX века, предоставленные ГАРО. Работает интерактивная игровая зона, где можно в виртуальной форме подобрать одежду для горожанина, гимназисток, узнать, как назывались здания старой Рязани или найти лишние элементы на фотографии.

…Проходя по выставке, посетитель постепенно переходит из одной эпохи в другую. Завершается цикл фотографиями Рязани в первые годы советского периода. Видно, что пока еще смена времен мало повлияла на внешний облик города, сохраняющего архаичные черты. Но уже постепенно набирают силу новые процессы, предвещающие активное расширение и застройку города. Таким символом будущего города и завершается экспозиция. Последний стенд – фотографии первой многоэтажки Рязани. Благодаря архитектору Сошкину, запечатлевшему все этапы строительства, можно видеть, как вырастает это монументальное для того времени здание, символизирующее новую Рязань и новую эпоху.



 
реклама  |  редакция |  пресс-релизы