Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№20 от 26 мая 2016 г.
Бессмертное воинство Евгения БИЦЕНКО
Пронский художник создал удивительную галерею героев великой войны, с каждым из которых был знаком лично



Более полувека он писал портреты людей – свидетелей военной эпохи. Для нас они – герои Великой Отечественной войны, но себя таковыми не считали, а шли на фронт по велению сердца. Умудренные и лукавые, озабоченные и открытые лица земляков смотрят на нас со стен сельского Дома культуры – 70 портретов ветеранов Великой Отечественной войны как результат кропотливой работы заслуженного художника России Евгения Федоровича БИЦЕНКО. 

Уроженец  деревни Кулаково Пронского уезда Рязанской губернии, он родился в многонациональной семье: мать – русская крестьянка, отец – рабочий, выходец с Украины. Всю свою жизнь родители провели в Спас-Клепиках, куда переехали сразу после рождения сына. Именно там родные рязанские просторы открыли пытливому взгляду свою задумчивую красоту, а будущий художник с завидным упорством фиксировал уходящие мгновения на бумаге. 

«Они сражались за Родину!» – выставка, которая послужила поводом для нашей очередной встречи.

В Спас-Клепиках он встретил меня на ступеньках бывшего технологического колледжа, в котором в настоящее время разместилась импровизированная творческая мастерская. Как всегда аккуратный, подтянутый, с горящим взглядом.

– Доброе утро, сударыня! Утренний чай вам с дороги не помешает – жена с утра выпечку приготовила.

За чашкой чая неспешно текла беседа. Ароматные горячие сырники подстегивали аппетит, а куст сирени расточал и без того божественный аромат. «Я научилась просто, мудро жить...», – вспомнила я Анну Ахматову. Да... для меня такие встречи пока скорее исключение из правил.

– Вы угощайтесь, угощайтесь, а я рассказывать буду. Понимаете, я ведь когда над портретами работал, не думал, что их так много окажется. Да и какие это были ветераны, скорее уж рано повзрослевшие юнцы, которым едва перевалило за двадцать.

– Здесь ваши земляки?

– Вы имеете в виду – клепиковцы? Нет. На самом деле я, как часть большой страны, работал не только на Рязанщине. В 60-е годы прошлого века, став профессиональным художником, по распределению я работал в Ставрополье. Люди работали там без устали, с огромной верой в светлое будущее: русские, казахи, армяне, украинцы – будто дети одной дружной многонациональной семьи. Именно там было положено начало серии портретов героев Великой Отечественной.

– Вы сознательно выбирали натурщиков?

– Нет. Работал по наитию – «зорко одно лишь сердце».

– Почему же, проведя большую часть жизни в Ставрополье, вы вернулись на малую родину?

– По разным причинам. Это и зов предков, и долг перед земляками. Я успел запечатлеть многих. Ну, что ж, пойдемте?

Несколько минут заняла дорога до Дома культуры. В этом еще одна прелесть провинциальных городков: все рядом, компактно и уютно.

– Ну, здравствуйте! Вот и мы.

Портреты ветеранов развешаны тщательно и с любовью. Жаль только, что внизу лишь инициалы и фамилия. Не будь рядом автора, не узнать бы мне о них ничего больше.

– Евгений Федорович, среди них есть особо запомнившиеся лица?

– Трудно выделить кого-то одного. С каждым я был знаком, беседовал лично. За каждым портретом – человеческие судьбы. Вот смотрите:

Соловьев Григорий Александрович. 20 лет возглавлял Клепиковский технологический техникум. Сдвинутые брови, глубокий взгляд, как высшую степень ответственности, которую выбрал для себя обладатель. Это было в его другой, мирной жизни, а до нее – Горьковское училище зенитной артиллерии, по окончании – бесконечные бои по маршруту: Сталинград – Калач – Ростов – река Минус – река Молочная – Перекоп – Севастополь – Витебск – Кенигсберг... ранен под Сталинградом, госпиталь… и снова фронт.

Попков Иван Николаевич. Окончил Высшее военное летное училище. После его окончания – в бой: Халхин-Гол, Финская и Отечественная войны… Участник Сталинградской битвы, освобождения Киева, боев во Франции, перебрасывал по воздуху боеприпасы отрядам французского сопротивления. Вернулся домой. Прожил долгую, богатую событиями жизнь.

Шмелев Константин Ефимович. На Василия Теркина похож! Правда? Это сейчас принято сетовать на судьбу. «Работа трудная. Начальник сердитый», а тогда... На фронт ушел добровольцем, едва исполнилось восемнадцать. Участник Курской битвы, связист. Однажды командир направил юного бойца найти место обрыва – прервалась связь. Константин нашел это место – связь восстановил, но, возвращаясь назад, обнаружил, что попал на минное поле – раздался взрыв, – у бойца оторвало левую ногу. Раненый наложил жгут и потерял сознание. Его обнаружили солдаты, везущие полевую кухню. Демобилизован.

Титова Елена Васильевна. На фронте с 1943 года. Призвана в армию в 18 лет. Регулировщица. Пост нельзя было покидать ни на минуту. Сами собой закрывались глаза – сказывалось постоянное недосыпание. Но в голове было только одно слово «надо!»

Взгляд падает на незатейливо оформленную Книгу отзывов:

«Прекрасно! Выставка души и сердца. Дорогие, родные лица – они вечно в памяти. Спасибо, Евгений Федорович, за творческий подвиг»;

«Склоняем головы перед портретами ветеранов войны!»;

«Спасибо Вам за то, что запечатлели для нас людей, которых мы знали всю жизнь, но за недостатком времени не могли остановиться и поговорить, уделить внимание, поинтересоваться настроением. Спасибо вам за то, что увековечили их глаза, такие глубокие и мудрые. Спасибо за то, что мы сейчас имеем возможность остановиться и поговорить с ними, пусть мысленно...»
«Художник такого ранга нуждается в собственной галерее, чтобы последующие поколения могли помнить своих отцов, дедов и прадедов. Это был бы большой подарок городу и всем жителям!»

Евгений Федорович, – спросила я, – а среди них есть... живые?

– Живые? Это же «Бессмертный полк». Для меня они все живые! Надеюсь, что для вас тоже!
 
Елена ПОЛОХОВА