Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№12 от 27 марта 2014 г.
Кто украл современную школу
Сбывается мечта Гитлера: российским ученикам скоро оставят возможность считать до 50-ти и знать только элементарную грамоту?


 
Мы продолжаем публикацию статей нашего обозревателя Александра Николаевича Бабия, в которых он размышляет о проблемах отечественного образования. Настоящую статью автор посвящает памяти своего друга Сергея Львовича АЗЛЕЦКОГО. Редакция «Новой газеты» выражает искренние соболезнования семье известного в Рязани педагога-математика, талантливого шахматиста, многолетнего читателя нашего издания.
 
Действительно, Сергей Львович постоянно покупал более полутора десятка столичных и местных газет и журналов. Всегда был в курсе политических событий. При этом старался не отстать в своей науке – математике. Был Сергей Львович страстным книгочеем. Из каждой своей поездки в Москву он обязательно привозил и для себя и для многочисленных друзей книги!
 
Помимо своей педагогической работы Сергей Львович периодически публиковал свои статьи в журналах: «Квант», «Математика в школе» и в приложении к газете «Первое сентября».
Все годы он выступал ярым защитником геометрии, которую на протяжении последних десятилетий последовательно выдавливают из курса средней школы.
 
Мне пришлось услышать от него массу печальных фактов, характеризующих «не просто неуважительное, а преступно пренебрежительное отношение к школьному курсу геометрии».

Американизация  и «фанаты». 13 лет тревоги
 
Тут уместно привести слова академика Владимира Игоревича Арнольда, взятые из его доклада «Нужна ли в школе математика?», прочитанного им на Всероссийской конференции по математическому образованию (Дубна, сентябрь 2000 года):
 
«Я собираюсь рассказать сегодня о довольно грустных обстоятельствах с положением математического образования во всем мире. Больше всего я знаю положение, естественно, в России, а также во Франции и в Соединенных Штатах. Но процессы, о которых я буду говорить, примерно одновременно идут во всем мире. Они несколько невероятны, но то, что я буду рассказывать, как бы это ни было невероятно, – чистая правда.
 
Я бы назвал основной процесс, который я замечаю, который сейчас идет и который внушает главную тревогу, – я бы назвал этот процесс американизацией…
 
Американская точка зрения состоит в том, что всё старое надо выбрасывать… Вот и математику надо устранить из образования». 
 
Отмечу: эти слова были сказаны академиком Арнольдом тринадцать лет назад. Но за эти годы тревога за будущее современного российского образования не утихала, а только усилилась. 
 
Невольно вспоминается выступление другого математика, академика Игоря Ростиславовича Шафоревича, обозначившего глубокий кризис в современной школе.
 
Его взволнованное выступление мне пришлось услышать в стенах Свято-Данилова монастыря на Всероссийской конференции по насущным вопросам русской национальной школы. Двухдневная конференция проходила в Москве 7–8 декабря 1993 года .
 
«…Профессионалы-математики были вовлечены в очень страстную дискуссию по поводу преподавания математики в школе. Причиной было то, что за несколько лет до того (речь шла о 1980 годе, – А.Б.) были разработаны совершенно новые школьные программы, в принципе изменяющие характер преподавания, написаны новые учебники и введены в действие. Надо сказать, что вообще то, что в виде математики преподается в средней школе, это такой странный товар… Начали писать новые учебники, они были уже нормальные учебники, но они так никогда, и до сих пор, не достигли той кристальной чистоты и ясности, которые в старых учебниках Киселёва, например, были».
 
В итоге в зале прозвучало: «И многими такими преобразованиями был полностью разбит в осколки этот кристалл красоты, который составлял центр математики, и заменен каким-то очень странным, абстрактным формализмом».
 
Именно против «абстрактного формализма» за животворящую красоту математики и выступал всю свою жизнь рязанский педагог Сергей Львович Азлецкий.
 
Таких страстных и увлеченных, как он, принято называть «фанатами». Абсолютно верно, поскольку геометрия для Сергея Львовича была той стихией, из-под власти которой он не позволял себе уйти даже на час. Судите сами: Сергей Львович был одним из самых верных друзей картинной галереи «Виктор Иванов и земля рязанская». Так вот, в ее залах – а в них он, как правило, появлялся со своими студентами, – его интересовали, прежде всего, вопросы, связанные с передачей на двумерной плоскости холста многомерного пространства пейзажа или интерьера. С ним было интересно вести разговор, поскольку его отличали не только заинтересованность, но и природная доброжелательность к собеседнику.
 
И как же могло случиться, что в год самого активного творческого подъема, когда его студенты увлеклись исследованием темы «Геометрия картин Виктора Иванова», их любимый педагог оказался не у дел? Как педагог с полувековым стажем, как защитник интересов сохранения отечественного образования смею утверждать, что «частный» случай с педагогом Азлецким есть элемент единой системы деградации отечественного образования.
 
Где таится 
«пятая колонна»
 
О причинах деградации, как в математике, так и в остальных школьных дисциплинах говорят и пишут ведущие специалисты уже второе десятилетие подряд. Но кому-то очень выгодно не обращать внимания на объективные выводы профессионалов. Глубокий и всесторонний анализ всех причин «симптомов повреждения фундамента математических знаний, умений и необратимой атрофии смыслового и логического мышления»* невольно заставляет вспомнить, что, согласно гитлеровской директиве, дети на оккупированных русских территориях должны были учиться элементарной грамотности в пределах простого предложения и считать только до 50-ти.
 
Если не преднамеренным уничтожением всей структурно организованной системы образования, в которой курс образной, наглядной геометрии вкупе с предметами эстетического цикла и черчения развивали пространственно-образное мышление, тогда чем же занимались и занимаются сторонники глобального образования? А лица, которые не хотят публично признавать деградацию образования, это и есть лукавые «пятиколонники» (а вовсе не те, кто мерзнет на митингах), поскольку живут они и кормятся, – а многие очень даже неплохо! – за счет наплевательского своего отношения к прямому долгу – СЛУЖЕНИЮ ОТЕЧЕСТВУ.
 
Помню, как в 1995 году по данным международного тестирования был озвучен приговор нашей школе: «Российские школьники оказались на 52-м месте. Главный качественный вывод – неспособность наших детей мыслить».
 
Исследования ОЭСР 2001 года констатировало: «Большая часть подростков в России испытывает трудности с пониманием содержания текстов».
 
Думаю, что это и есть прямое следствие многолетнего натаскивания, но не сознательного обучения, в основе которого всегда предполагается САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ПУТЕМ СОСРЕДОТОЧЕННОГО, ОСОЗНАННОГО ТРУДА.
 
В прежние годы, изучая именно предметы математического цикла (арифметика, геометрия, алгебра, тригонометрия, астрономия, черчение, физика) выпускник школы в итоге делал свой ум ГИБКИМ, способным с использованием навыков, приобретенных на уроках математики, находить выходы из тупиковых ситуаций в любой сфере своей деятельности.
 
Невольно вспомнился следующий эпизод. Звонит Сергей Львович:
 
– Александр Николаевич! А я задачку-то решил! Надо же такому случиться, когда мы с вами вчера проговорили о «возможном применении невозможного в изобразительном искусстве», то решение нерешаемой геометрической задачи явилось мне при выходе из троллейбуса! Надо же, как бывает!
 
Так, собственно, чему удивляться, если здоровая основа русской школы зиждилась на восторгах перед одолением трудностей, перед явной и скрытой красотой.
 
Александр БАБИЙ