Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№12 от 28 марта 2013 г.
Остановить забвение
Наследие любимицы рязанского бомонда нуждается в восстановлении


 
Не часто можно увидеть, чтобы произведения искусства и люди, послужившие для них моделями, встречались в стенах музея. Но именно это произошло на памятной выставке скульптора, заслуженного художника России Антонины УСАЧЕНКО (1938–2002), открывшейся 22 марта в картинной галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская». 

Еще при жизни художницы ее мастерская была для рязанского бомонда местом притяжения, к ней на огонек любили заходить артисты, писатели, люди искусства. Скульптурные портреты составили экспозицию юбилейной выставки Антонины Усаченко, которая снова объединила друзей в один круг общения.
 
Выставка, открывшаяся к 75-летию, – хороший повод вспомнить о замечательном мастере, которая оставила яркий и запоминающийся след в художественной жизни Рязани. Многогранность ее творческого дарования до сих пор не оценена в полной мере. Она работала в монументальной и станковой скульптуре, рисовала, писала сказки, рассказы, притчи. В последние годы жизни увлекалась инсталляцией, превращая, например, свои скульптуры в меняющиеся день ото дня объекты.
 
Усаченко можно назвать и автором первых в Рязани перфомансов: она выходила к массовому зрителю с художественными акциями еще в 1980-е, когда в Рязани мало кто слышал о таких формах. Источником вдохновения ей служили самые прозаические, казалось бы, объекты рязанского быта. Она могла развернуть целое действо вокруг засохшего дерева на городской улице. А директор художественного училища Василий КОЛДИН на открытии выставки вспоминал ее священнодействие со свечами у скульптуры. 
 
– Антонина Петровна тонко чувствовала нерв художественного процесса, хотя в провинции ей было, наверное, трудно воплотить все свои замыслы, – вспоминала на вернисаже заместитель директора художественного музея Ирина ДЕНИСОВА и так же, с сожалением, говорила о печальной судьбе наследия скульптора. – Единственная большая, претендующая на некоторую полноту охвата ее творчества, персональная выставка Усаченко состоялась у нас в музее в начале двухтысячных годов. Когда мы готовили ее, то казалось, что это только определенный этап, возможность посмотреть на себя со стороны и двигаться в своем искусстве дальше. Но так получилось, что та выставка оказалась не этапом, а скорее итогом. Сейчас же экспозицию, столь полно отражающую эволюцию творчества художника, представить достаточно проблематично. Почему? Само наследие скульптора оказалось в сложном положении. Хранить его компактно невозможно. Скульптуры нелегко перевести в материал, дело это трудное и довольно дорогостоящее. Поэтому зачастую работы так и остаются в гипсе или глине, а это материалы быстро разрушающиеся.

Уже в процессе подготовки этой выставки многие работы потребовали восстановления: реставрацию и подготовку к экспонированию взяла на себя скульптор, президент фонда «Творческое достояние» Раиса Лысенина.
 
Однако далеко не со всем наследием Усаченко дело обстоит так благополучно, и речь идет, прежде всего, об одной из последних ее работ «Россия – Родина моя» – многометровая, по силуэту напоминающая контур Советского Союза, фигура женщины, держащей в руках, как ребенка, Московский кремль. Скульптура была сделана как подарок городу, однако чиновники от культуры работу не оценили. В результате художница установила свое детище на Лыбедском бульваре, на низком деревянном помосте, и, конечно, в таком виде «Россия» во многом проигрывала. Финал же ее оказался и вовсе плачевным: скульптура была варварски разрушена и оттянута бульдозерами на свалку.
 
Трагическую судьбу работы можно проследить по фотографиям Евгения КАШИРИНА, также вошедшим в экспозицию. На архивных снимках видно, как любовно создает скульптуру Антонина Усаченко и как бесславно доживают свой век расколотые куски в зарослях бурьяна.
 
До сих пор судьба «России» не решена. Работа была восстановлена самой художницей еще при жизни, но после ее смерти мастерская понадобилась коммерческому вузу, а потому «Россия» снова была демонтирована. В таком виде она находится до сих пор. 
 
Удручает, что ожидание лучших времен не самым лучшим образом сказывается на скульптуре: гипс разрушается, происходят необратимые изменения. А то, что сделана была скульптура без архитектурной привязки, создает массу проблем и с ее возможным расположением. И это не только вопрос денег: скульптура композиционно решена так, что ей не находится места (непонятно, как и где она должна располагаться, на какой высоте). 
 
Но если найдется талантливый архитектор, который сможет найти ей правильное решение, она может стать достойным украшением Рязани.
 
Вера НОВИКОВА