Новая газета
VK Twitter Рязанский выпуск
№16 от 28 апреля 2011 г. Политический рынок | Экономика | Общество | Культурный слой | Спорт | Блогосфера | Архив номеров
Свежие новости



Нескончаемое сумасшествие
Денис Мацуев о «Спартаке», уникальном рояле Рахманинова и пользе переломов руки



Обязательные ежегодные концерты Дениса Мацуева в Рязани уже давно добрая традиция. В сравнении со многими другими российскими городами наш избалован вниманием всемирно известного музыканта. 22 апреля переполненный зал Рязанской филармонии вновь рукоплескал Денису Мацуеву, выдающемуся пианисту, заслуженному артисту России, лауреату Государственной премии.

Всей своей жизнью и всем своим образом Денис Мацуев словно опровергает сложившийся в обывательском представлении стереотип классического музыканта. Витающий в облаках, задумчивый и возвышенный над нашими бренными страстями?.. Все с точностью до наоборот. Он активен, полон энергии, готов к участию в самых неожиданных проектах. И, как показала пресс-конференция перед концертом, с одинаковым пиететом рассуждает и о состоянии классической сцены в России, и о трудных временах «Спартака». Придя на разговор с журналистами в майке своей любимой команды, он сразу задал тон общению, которое в итоге коснулось самых разных вопросов. Например, бережет ли пианист свои руки?..

Я никогда не думаю, как мне беречь руки. В этом вопросе пианиста можно сравнить с футболистом. Кстати, я нахожусь в майке, которую мне подарил Гус Хиддинк на 35-летие (Денис разворачивается и с улыбкой показывает надпись «Мацуев» и номер 35 на спине. – В.Н.). Я очень люблю футбол. Я болельщик. Болею за «Спартак». К сожалению, сейчас не самый лучший период, но мы все равно с этой командой! Поэтому, возвращаясь к вопросу, как, например, футболист может беречь ноги?.. То же самое и у музыкантов. Если ты не затрачиваешься на 150%, не проникаешь в суть произведения, а думаешь об опасности или как сберечь руки, то лучше и вовсе не выходить на сцену.

…По-моему, я давно разрушил стереотип классического музыканта как отстраненного, неземного человека. Я могу вбить гвоздь, я могу много чего сделать. Замечательный пианист Петров легко может орудовать рубанком и молотком! Надо просто соблюдать осторожность и все. В детстве я действительно был страстным поклонником футбола и хоккея и ломал руки три раза! Это был шок для моих родителей, но я в ту пору об этом не думал. Когда я сломал правую руку, я выучил леворучный концерт Равеля. Так что даже была польза. И еще не писал контрольные по математике и другим предметам – это был тоже праздник.


Несмотря на трудные времена, которые переживает сейчас его любимая команда, на концертах, как уверил музыкант, это никак не отражается:

Во время того, как я играю, о «Спартаке» все-таки не думаю. Хотя последние несколько недель очень часто возникают мысли о моей любимой команде. Я много раз говорил на эту тему: болельщик проявляется не только во времена триумфа команды, но и во времена кризиса. Все мы видим, что сейчас происходит с командой. И как раз сегодня болельщики должны сплотиться! Появление на поле Андрея Тихонова – это был некий знак (очевидно, имеется в виду четвертьфинальный матч Кубка России против «Краснодара», когда легендарный футболист московского «Спартака» Андрей Тихонов провел на поле чуть больше тайма и был заменен под овации болельщиков, пришедших 20 апреля на арену московского стадиона «Лужники». – прим. Михаила Солдатова)! И мне было странно, что на трибунах всего 15 тысяч нашей «спартаковской» гвардии. Но я все равно верю – мы уже столько лет не выигрывали чемпионат! Но ждем и надеемся. Без веры ничего не происходит.

Сегодня Денис Мацуев – один из самых востребованных пианистов. Его гастрольный график расписан на несколько лет вперед. В его распоряжении лучшие залы и лучшие инструменты, но самые сильные впечатления, по признанию, произвел личный рояль Рахманинова:

Очень хороших инструментов не так много, но к счастью, мне удалось поиграть на многих. Наверное, все-таки особняком стоит рояль Рахманинова, на котором я записал пластинку в его доме «Сенар» (сокращение от «Сергей и Наталия Рахманиновы») под Люцерном. Этот рояль уникален! Американский Steinway 1928 года, подарок легендарной фабрики композитору. Он на нем много занимался, писал в 30-е годы. Рояль, действительно, уникален: длиннее обычного в полтора раза, с потрясающим звуком. Он просто поет! Старые, довоенные Steinway’и все в своем роде уникальны, к сожалению, сейчас такие не делаются. Мне посчастливилось на этом рояле даже играть концерты! Александр Борисович (внук Сергея Рахманинова. – В.Н.) сделал мне такой подарок. В Берлинской филармонии я исполнял Третий концерт Рахманинова на рояле Рахманинова. Это был исторический момент!

Ежегодно Денис Мацуев дает более 160 концертов! Каждый сезон – это новые, все более сложные и интересные, программы. В нынешнем сезоне маэстро представил пять новых концертов с оркестрами и две новые сольные программы. Новая программа прозвучала и в Рязани. В сопровождении Рязанского губернаторского симфонического оркестра под управлением Сергея Оселкова были исполнены два концерта Прокофьева (Концерты № 3 и №1 для фортепиано с оркестром), а во втором отделении в сольном исполнении пианиста прозвучал Рахманинов, соната № 2 для фортепиано. Открылся же концерт Симфонией № 1 ре мажор «Классическая» Прокофьева в исполнении Рязанского симфонического. А «на бис» от Мацуева – проникновенная, с тонкой тоской и взглядом в неизведанное Прелюдия соль диез минор Рахманинова. И композиция «В пещере горного короля» из «Пер Гюнта» Грига, поданная в неожиданной экспрессивной интерпретации и сорвавшая шквал аплодисментов. Зрительный зал признавался в любви к пианисту, а он в свою очередь – в любви к зрителям:

Я рад играть в России, и был бы рад играть больше. Но, к сожалению, у нас нет ни залов, ни инструментов, хотя ситуация с каждый годом улучшается. Я люблю Рязань и, поверьте мне, мои ежегодные приезды сюда стали уже доброй традицией и хорошей приметой: весной, в апреле-мае я обожаю здесь бывать, играть с вашим оркестром, который улучшается с каждый годом. Я помню свой первый приезд и сегодня, репетируя, я понял, какой грандиозный скачок был сделан дирижером и руководством филармонии. Я благодарен, что ваш город кипит в культурном отношении. Сюда приезжают блестящие музыканты, я знаю вашу концертную афишу и вижу огромный интерес публики. Публику не обманешь! А сегодня зрители ходят на классическую музыку даже лучше, чем на эстраду. И это не только в Рязани, поверьте. Публика уже наелась тем, чем ее так усиленно кормили по центральным каналам. И это приятно.

Денис Мацуев выступал в Рязани 22 апреля, в преддверии светлого праздника Пасхи. Уже через день, 24 апреля, он открывал в Москве традиционный Московский Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева:

Я хорошо помню, как родители, бабушки пекли куличи, красили яйца, ходили на всенощную. Для меня это святой праздник. И то, что делает Валерий Гергиев – это великое дело: столько концертов, столько городов! Интерес публики к этому событию огромный. В прошлом году был замечательный случай, когда мы 8 мая сыграли концерт с Гергиевым в Нью-Йоркской филармонии. И после концерта он спрашивает: «А что ты делаешь завтра?» А у меня была пересадка в Москве, и я дальше ехал в большой тур по России. «Значит, завтра днем ты свободен! Не хочешь сыграть со мной на Поклонной горе?» «Почему бы и нет!» – ответил я. И вот в таком гергиевском темпе мы прилетели в столицу и выступили перед огромной аудиторией: 150 тысяч человек! Такое чувство единения испытываешь редко! Я очень люблю open-air для большого количества публики. И Пасхальный фестиваль в этом плане дает очень много. Я не люблю говорить на такие темы (предпочитаю высказываться посредством музыки), но Пасхальный фестиваль  – это уникальное мероприятие, аналогов которому в мире очень мало.

Получивший признание на самых высоких уровнях, достигший невероятных высот в своем искусстве, Денис Мацуев, тем не менее, не собирается останавливаться. Он полон планов, идей и страстно желает только одного: чтобы это никогда не кончалось!

Если у тебя нет чувства сомнения при выходе на сцену, то можно и не выходить вообще. Конечно, каждый концерт для меня это огромное чувство ответственности. У меня огромные планы в репертуаре, потому что у пианиста, благо, большой выбор. Я получаю удовольствие от работы, от достижения целей. Я не на лаврах: и в творчестве, и в общественной деятельности у меня есть масса перспектив, которые я хочу реализовать. Я не хочу, чтобы это сумасшествие заканчивалось!



 
реклама  |  редакция |  пресс-релизы