Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№45 от 28 ноября 2013 г.
Экс-президент высокого полета
Патриарх рязанского баскетбола – о счастливом случае, привлекательных великаншах и недостатке свежей крови 


 
В последнее время главной бедой подавляющего большинства рязанских профклубов является отсутствие в их составах местных воспитанников. И баскетбольный клуб «Рязань» в число приятных исключений не входит. И сей факт всерьез удручает экс-президента областной федерации баскетбола Виктора ЖУРАВЛЕВА, который более полувека достаточно успешно занимался подготовкой кадров для спорта великанов.


 
– Виктор Александрович, вы роста среднего, а почему вдруг решили связать свою жизнь с баскетболом?
 
– Наверное, определиться с выбором мне помогли мои товарищи по Тамбовскому техникуму физкультуры, они уже занимались баскетболом, и я к ним попал. Вскоре меня пригласили в сборную области, в составе которой принимал участие в первенстве РСФСР. А вообще я был достаточно разносторонним спортсменом: и в волейбол играл, и на лыжах гонял, но после поступления в Смоленский институт физкультуры моя специальность была обозначена четко – баскетбол. Выполнить мастерский норматив в командных видах спорта крайне сложно, вот и я дошел только до кандидата.

– А в Рязань по распределению попали?
 
– Да, хотя можно сказать, что сам сюда напросился. В 1957 году смоленская команда приезжала играть в Рязань, впечатления сложились самые благоприятные. Ну, и встретили меня, надо отдать должное, в областном Совете ДСО «Спартак» просто здорово и даже подъемные хорошие выплатили. Работу предоставили по специальности, и как начал я заниматься своим баскетболом, так всю жизнь ему не изменял. Сейчас такое даже представить невозможно, а тогда в первенстве города мы принимали участие шестью командами – тремя мужскими и тремя женскими.
 
– В то время команды мастеров в Рязани не было, так что к середине 1960-х вы уже возглавили мужскую сборную области.
 
– Действительно, в 1965 году мы достаточно успешно представляли регион в финале первенства РСФСР, которое проходило в Воронеже. Помню, за команду тогда еще Юрий Панов (отец заслуженного мастера спорта Сергея Панова, – Ю.М.) успешно выступал. Он до этого серьезно волейболом занимался, пока я его в баскетбол не переманил. А потом после окончания института в Рязань приехал Валерий Александрович Комляков, и я ему передал дела, а сам полностью переключился на женскую сборную.
 
– Намаялись с ней, наверное?
 
– Да всякое было. Помню, как мы постоянно разбирали с девчонками тактические схемы, отрабатывали технические элементы, не всем и не всё давалось легко. К тому же ведь все молодые, еще незамужние, им еще и погулять нужно, а в любом виде спорта – режим на первом месте. Раньше во время соревнований питались в ресторанах, и вот идем кушать, особенно в вечернее время, а посетители уже поддатые, начинают моим подопечным знаки внимания оказывать. А они девчонки здоровые, красивые, кровь с молоком, все под два метра, вот и приходилось их быстренько уводить от греха подальше. 
 
– По моей информации, среди ваших воспитанников больше сотни перворазрядников, больше десятка кандидатов в мастера спорта…
 
– Когда я начал работать в радиоинституте, то все сильнейшие баскетболистки области оказались под моим началом, еще три хорошие девочки приехали из Казахстана. Но в первую очередь я бы отметил Елену Толкачеву («Спартак», Москва), Ольгу Шепилову («Спартак», Ленинград) и Юлию Шаповалу (сборная Казахстана), которые в 1980-е годы выступали в высшей лиге. А в середине 1970-х годов в нашей команде блистала Тамара Кароскина, которая у меня с детских лет занималась. Помню, в Нальчике проходил финал ЦС ДСО «Спартак», я с командой выехал заранее, а Тамара не смогла из-за учебы. Прибыла буквально за несколько часов до игры, жарища была страшная, а она еще ночь не спала, но вышла на площадку и сделала результат.
 
– Вы четверть века возглавляли областную федерацию баскетбола, именно в это время команда Рязани стала выступать в первенстве СССР. А кто-то из ваших питомцев пошел по вашим стопам, посвятив жизнь тренерско-преподавательской деятельности? 
 
– Да, это Александр Борисович Воронин, долгое время работавший деканом факультета физической культуры в пединституте. Мало кто знает, что его из Рязани пригласили в Алма-Ату в команду класса «А». Это также Евгений Юрков, Виктор Коновалов, впоследствии директор «Кометы», Валерий Хвостиков, который был тренером в московском институте физкультуры. А с заслуженным тренером России Вячеславом Николаевичем Лазаревым, царствие ему небесное, мы долгие годы трудились в связке. Также хотелось бы сказать добрые слова в адрес своих уже ушедших коллег Абрама  Ефимовича Халфина и Виталия Петровича Шарыпова, внесших заметный вклад в развитие баскетбола на Рязанщине.
 
– За полвека тренерской деятельности рязанские команды под вашим руководством принимали участие во множестве турниров. Что осталось в памяти?  
 
– Где-то в середине 1960-х годов мы победно прошли несколько этапов и пробились в финальный турнир ЦС ДСО «Спартак», поехали в Киев и там заняли место в «золотой» середине. Это был серьезный успех. Рязань и тогда признавать не желали, но мы вот такими шажочками потихоньку продвигали наш баскетбол вперед. Еще был случай во Владимире, когда мы уже юношеской командой пробились в финал и боролись за места с первого по третье, но судьи были настроены против нас. На все это безобразие я обратил внимание главного судьи, тогда он сам сел за часы и начал помогать... команде Горького. А раньше по времени можно было работать будь здоров. И тут уже я не выдержал, вырвал у него часы и только собрался садануть по голове, как мой напарник Абрам Ефимович Халфин (отец подвижника рязанского баскетбола Андрея Халфина, – Ю.М.) обхватил мои руки сзади и не дал свершиться кровопролитию. А мой бывший тренер Иван Александрович Панин потом так сказал: «Витя, терпимее нужно быть. Я вот с игроками не только соперника разбираю, но еще и к судьям их готовлю».

– Странно слышать такие крамольные речи от судьи республиканской категории, обслуживавшего матчи высшей лиги Советского Союза.
 
– Судьи тоже все разные. Я после того как испытал весь этот беспредел на собственной шкуре, предвзятости не терпел. Было дело, и меня уговаривали, сулили даже какие-то презенты, но я всегда так отвечал: «Смотрите, как игра пойдет, так и будет». Но бывало и такое, что входившие в мою бригаду арбитры соглашались: смотрю, свистнул не туда, но я за всех отвечать не могу, может, он просто ошибку допустил. А ведь были еще указания непосредственно от Москвы, кто-то же их выполнял. Еще когда девочек тренировал, собрались как-то вечером в своем кругу, так один руководитель из Астрахани специально судьям привез целый баул таранки – ему позарез нужно было занять четвертое место. А я и говорю: «Маловато, надо бы еще за мешком съездить!» 
 
– Виктор Александрович, вы почти полвека посвятили подготовке кадров для рязанского баскетбола, а сейчас ни одного местного воспитанника в БК «Рязань» нет. Не обидно за дело своей жизни?
 
– Не то слово. Помню, когда в конце 1980-х мы стали выступать в первенстве страны, за «Буревестник» играли только свои ребята: Шатеев, Климанов, Федоров, Меликов, Аллаяров и другие. И смотреть тогда было интересно, а как за них болели! А сейчас у нас каждый год – новая команда, фамилии запоминать не успеваешь. И все потому, что своими кадрами нужно заниматься, а готовых игроков взять куда проще. Вот и ходят они по кругу из одной команды в другую. Эта система порочная. Будь моя воля, я бы большую часть средств пустил на детей, создал бы для тренеров добротные условия. И лет через десять мы бы сполна обеспечили команду своими игроками.
 
Юрий МАТЫЦИН