Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№51 от 29 декабря 2011 г.
Есенинский дебют
Новый главреж Театра на Соборной поставила свой первый спектакль с гжельским акцентом



В преддверье зимних праздников афиши рязанских театров традиционно украшаются заманчивыми новогодними названиями. Волшебные сказки, чудеса и приключения – словом, все для того, чтобы дети могли вволю повеселиться, а взрослые хоть на пару часов перевести дух от праздничных застолий.

Новогоднюю сказку от Театра на Соборной в этом сезоне ждали с особым интересом не только маленькие зрители, но и взрослая публика.


С 1 сентября главным режиссером театра стала небезызвестная в театральной среде Марина Есенина, и спектакль «Три желания Морозко» явился для нее дебютом на сцене ТЮЗа.

Первая ассоциация от названия – конечно же, знаменитый фильм Александра Роу. Красочная сказка с неподражаемыми актерами, полная обаяния и юмора. И с изумительными пейзажными съемками! С самого детства перед глазами: заснеженный лес, белый искрящийся иней на ветках и морозное прозрачно-голубое небо. Наверное, у всех детей Советского Союза одинаковые воспоминания, потому что художник Юлия Ксензова сделала спектакль Театра на Соборной по цветовой гамме именно таким – бело-синим. Деревенская изба, лесной терем, кусты и деревья – все опушено белым снегом, по которому распускаются синие цветы и завитушки. И даже добрый молодец превращается не в бурого медведя, а в белого! Словно Морозко обжигал новогоднюю гжель в своей студеной печи!..

В фантазийных костюмах «а-ля рюсс» цвет небеленого домотканого полотна переплетается со всевозможными оттенками серебряного, синего, голубого и бирюзового. Одна только Марфуша щеголяет красной нижней юбкой (ну, прынцесса, что возьмешь!). Впрочем, никакой другой персонаж так часто не оказывается в сугробе ногами кверху. Так что кому, как ни Марфуше демонстрировать всю красоту и «многослойность» костюма!..

Надо сказать, что на названии и цветовых ассоциациях сходство с фильмом заканчивается. Спектакль поставлен по пьесе драматурга Игоря Цунского, который соединил в одной истории героев самых разных сказок, добавив тем самым к известному сюжету совершенно новые повороты. А актеры Театра на Соборной внесли столько куража и приколов, что и вовсе изменили сказку до неузнаваемости!

Здесь, как снег на голову, падает неизвестно откуда блестящий чудо-юдо Птиц Заморский. Здесь мягко стелет коварный Кот Баюн, усыпляющий всех, но сам страдающий бессонницей. Здесь злится на весь мир Лихо Одноглазое, не сумевший разглядеть сосновую иголку в своем глазу. Здесь молодцеватый Морозко обхаживает Дуняшу, сам не прочь сделать ее законной хозяйкой в своем тереме. А получив отказ, не желает так просто отпускать ее обратно к милому дружку Илюше, придумывая три, казалось бы, невыполнимые желания. Ну а как Дуняша с ними справляется, оставим пока в секрете.

Как это обычно бывает, в новогодней постановке занята чуть ли не вся труппа. Спектакль играется несколькими составами, и каждый артист создает свой уникальный образ. Не знаю, на какой актерский состав попадет читатель, но мне довелось увидеть хозяйственного и домовитого Морозко в исполнении Виктора Шульца (смотреть, как заботливо он кормит щуку в проруби, было одно удовольствие, особенно зная, как Виктор Олегович любит своих аквариумных питомцев). Екатерина Васильева и Дмитрий Немочин создали на сцене «сказочно-сладкую парочку»: Дуняшу и Илюшу. Андрей Кондрашов добавил экзотики как Птиц Заморский, Александр Степанов удивлял гибкостью и кошачьей пластикой под шкурой Кота Баюна, а Максим Докучаев лихо смотрелся в роли Лиха Одноглазого. Но, как это всегда случается в добрых сказках, самыми колоритными оказались отрицательные персонажи: уморительный дуэт Валентины Федотенко и Инессы Чернявской (Мачехи и Марфуши) доставил немало минут смеха зрительному залу!

Озорной спектакль, где сами актеры веселятся от души, исполнит не только три желания Морозко, но и желания сотен рязанских зрителей, загадавших улыбки и хорошее настроение.
Вера НОВИКОВА Фото Андрея ПАВЛУШИНА