Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№41 от 31 октября 2013 г.
Свежие новости
Гамбургский счет для «Рязанской старины»
В свет вышел третий том альманаха, проливающего свет на неизвестные страницы истории края


 
«Рязанская старина» – один из самых авторитетных проектов, посвященных истории нашего края, отметил 15-летний юбилей. Событие ознаменовалось и поразительным совпадением дат: 25 сентября 1998 года впервые вышла одноименная полоса в газете «Рязанские ведомости», а 25 сентября нынешнего года Чеховская типография (Московская область) закончила печать тиража третьего тома «Рязанской старины» в книжном варианте. Презентация сборника, собравшая авторов альманаха и читателей, состоялась 28 октября в Рязанском художественном музее.
 
Начиная «Рязанскую старину», автор идеи кандидат исторических наук Павел Трибунский, задумывал ее как периодическое издание, отвечающее самым строгим научным критериям и вместе с тем доступное широкому кругу читателей. В результате появилась беспрецедентная для рязанской прессы рубрика. Ежемесячная полоса в «Ведомостях» заполнялась полноценными научными материалами, занимательными, не перемалывающими в сотый раз известные факты, а основанными на оригинальных исследованиях и архивных изысканиях. В таком газетном формате и негазетном исполнении проект просуществовал достаточно долго, ближе к финалу перекочевав на страницы «Вечерней Рязани». Всего за это время увидели свет 139 статей и заметок, тематически охвативших 11 веков рязанской истории.
 
Изжив свой газетный вариант, «Рязанская старина» постепенно трансформировалась в форме: перешла в виртуальное пространство в виде сайта www.starina.ryazan.ru и, наконец, стала издаваться в виде альманаха в твердом переплете. С 2003 года было издано шесть выпусков альманаха, объединенных в три тома (2003. Вып.1; 2004–2005. Вып. 2–3; 2006–2008. Вып. 4–6). Составителем первого сборника стал Павел Трибунский, начиная со второго тома, работу научного редактора с ним разделил Александр Никитин.
 
Изменившись по форме, проект остался верен содержанию. «Кроме гамбургского счета в науке никакого другого счета быть не может», – этот принцип, озвученный на презентации Александром Никитиным, разделяют все авторы сборника. Подготовка «Рязанской старины» для них становится не просто механическим объединением текстов под одной обложкой, а формой научного творчества. И этот процесс предполагает не только ответственейший подход авторов к текстам, но и работу составителей с исследователями, розыск для иногородних авторов материалов в Рязанском архиве, фондах музеев. Отвечая за каждую строчку, редакторы подвергают тексты многократным вычиткам и правкам, прежде чем вывести его на необходимый уровень.
Реконструировать историческую реальность максимально подробно и адекватно – так видят свою общую задачу авторы альманаха. И главным показателем здесь является широта источниковой базы: при подготовке статей для последнего сборника было использовано 31 архивохранилище – от Государственного архива Оренбургской области до Института рукописи Национальной библиотеки Украины. Еще одним несомненным достоинством нового тома можно назвать разнообразие иллюстративного ряда: 77 изображений! Историкам, работающим в основном с письменными документами, всегда не хватает человеческих лиц, ландшафтов. И в этой связи на презентации не осталась без внимания Елена Чумичева, старший научный сотрудник музея-заповедника «Рязанский кремль», внесшая огромный вклад в подготовку фотодокументов.
 
Солидность издания подтверждается и авторским коллективом. Известные рязанские исследователи, именитые  ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и других городов – всего 19 авторов (среди них 5 докторов наук и 6 кандидатов, 5 научных сотрудников музеев). 
 
Камертоном сборника может служить статья видного украинского ученого Василия Ульяновского ««Прямой» или «Кривой» герой Смуты? Рязано-Муромский архиепископ и патриарх Московский грек Игнатий». На сегодняшний день это самая обстоятельная биография иерарха, венчавшего Лжедмитрия I на царство. Как отметил на презентации доктор исторических наук Вячеслав Козляков, осмысление Смуты без этого материала уже невозможно.
 
Настоящим открытием стало установление рязанского происхождения рода Черномырдиных (к которому принадлежал бывший премьер-министр Российской Федерации), подкрепляемое родословной росписью в статье Константина Борковского «Черномырдины – воины и земледельцы (Опыт изучения истории однодворческого рода)»
 
Самым крупным текстом сборника стала статья Александра Никитина «Две жизни С.Д. Ржевского», посвященная бывшему рязанскому губернатору Ржевскому, владельцу одной из лучших дендрологических коллекций России рубежа XIX–XX веков. Этим материалом автор подводит итог 15-летней исследовательской работы. Однако разработка этой темы потянула за собой столько ниточек, что параллельно обозначилось еще масса направлений для анализа. Например, творчество Натальи Сергеевны Ржевской, матери рязанского губернатора. Красавица, певица, она, по сути, является первой рязанской женщиной-композитором: уже выявлены ноты более 10 ее опубликованных романсов. И теперь, как высказал пожелание на презентации Александр Никитин, есть возможность ввести в репертуар рязанских певцов-исполнителей романсы, написанные Ржевской, вернув тем самым ее музыку нашему городу.
 
Новаторский характер носит работа Дмитрия Филиппова «История 33-го городского квартала» – первое в своем роде исчерпывающее описание застройки с екатерининских времен одного из самых старых сегментов городской территории, очерченного улицами Ленина, Свободы и Полонского.
 
Эта статья – связав географию и биографию – логично вошла в раздел альманаха, посвященный фотохудожнику и краеведу Евгению Каширину. Здесь, на углу «Полонки» и «Свободы», Каширин был постоянен (преподавал детям фотодело), «вписавшись» в городской пейзаж и сохранив его на своих фотопленках. Сохранить же самого Каширина, объяснить феномен его личности для потомков – стало нравственным долгом для редакторов альманаха. Раздел «Евгений Каширин: личность, творчество, судьба» состоит из материалов конференции 2008 года, которые смогли увидеть свет только сейчас.
 
Все эти годы проект «Рязанская старина» существует без всякой государственной поддержки. Третий том альманаха (как и предыдущий) вышел в издательстве «Край» под эгидой Фонда содействия региону «Достояние». Финансовую поддержку изданию оказала специализированная бухгалтерская контора «Профит», а также многие рязанцы, например, историк Ирина Кусова, пожертвовавшая 10 тысяч рублей (компенсацию морального ущерба за незаконное увольнение из музея-заповедника «Рязанский кремль») на издание сборника.
Неравнодушное отношение к своей истории объединяет всех участников проекта. И это внушает оптимизм. Как отметила на презентации доктор исторических наук Алла Севастьянова: «Если есть востребованность точного и достоверного знания своей истории на этом месте, то это место имеет свое будущее».
Вера НОВИКОВА. Фото Андрея ПАВЛУШИНА