Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
Сдаемся! Рязанские власти боятся дать решительный бой коррупции (09.12.2014)
9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Накануне "праздника" авторитетная организация Transparency International опубликовала очередной Индекс восприятия коррупции. Россия в рейтинге заняла 136 место, поделив его с Нигерией, Ливаном, Кыргызстаном, Ираном и Камеруном. Соседство, которое будоражит воображение. Что же происходит в наших краях?

На прошлой неделе в Рязани тоже кое-что случилось: прокуратура Советского района распространила информацию о том, что начальник сектора по работе с персоналом горадминистрации Светлана Рожкова имеет подозрительные доходы. Чиновница приобрела в 2013 году квартиру на улице Татарской. Цена объекта составила более 3 миллионов рублей. При этом официальный доход Рожковой составляет 1 миллион 368 тысяч в год. То есть даже при своей высокой зарплате в более чем 100 тысяч купить жилплощадь без кредитов она бы не смогла.

"Откуда деньги?", - спросила прокуратура. Наследство получила, на голубом глазу ответила муниципальная служащая. Но никаких подтверждающих документов предоставить не смогла.

Теперь в мэрии думают, как наказать свою коллегу за выявленное несоответствие в задекларированных доходах и расходах. Уволить пока не решаются - хотя и следовало бы. Как минимум.

Контроль за расходами чиновников -  в теории достаточно эффективная мера по борьбе с коррупцией. Конечно, можно свои коттеджи, автомобили и прочие элитарные приобретения оформить на тещу. Но подобные извороты тоже связаны с определенными рисками, поэтому если можно мздоимцам усложнить жизнь - негоже от такого шанса отказываться.

В России сейчас набирает обороты кампания за полную ратификацию Конвенции ООН против коррупции. В 20 статье документа содержится понятие "незаконное обогащение". Эту главку наша страна при ратификации Конвенции как раз и выкинула. Между тем, в ней говорится о том, что виновным в преступлении чиновник может считаться уже в том случае, если стоимость его собственности значительно превышает задекларированные доходы. Под уголовную ответственность должностное лицо рискует попасть, если не сможет "разумным образом" обосновать появление у себя или членов своей семьи, к примеру, дорогостоящих квартир, автомобилей и загородных домов. Представляете, как бы изменилась жизнь представителей российской власти в случае ратификации 20 статьи? Они были вынуждены бы прятать нажитое своим непосильным трудом. Или даже (прямо как во сне!) начать работать честно.

Светлана Рожкова тем временем продолжает исполнять свои обязанности. Как и глава администрации Шацкого района Петр Калинин. Еще в феврале он был уличен в сокрытии реальных доходов и имущества, а также незаконной предпринимательской деятельности. Депутат Госдумы Дмитрий Гудков с помощью прокуратуры выяснил, что местный князек, уже находясь на посту, являлся председателем и учредителем колхоза "Вперед". То есть бизнес, вопреки закону, не оставил. И даже попытался это скрыть.

"Выявленные нарушения действующего законодательства свидетельствуют о невозможности Калининым П.М. занимать должность главы администрации МО Шацкий муниципальный район",- сделал вывод прокурор Рязанской области Сергей Легостаев. Однако реальных санкций в отношении Калинина не последовало. За нарушение закона о муниципальной службе главу администрации наказали лишь замечанием.

Декларирование конфликта интересов у нас не работает. Должностные лица "забывают" задекларировать свою аффилированность с коммерческими структурами. Угроза увольнения не может остановить чиновников, создающих условия максимального благоприятствования для личных бизнес-структур. И виной тому - отвратимость наказания.

В числе других причин неэффективности борьбы с коррупцией в Рязанской области можно назвать отсутствие реальной политической конкуренции и подконтрольность большинства СМИ. Все эти вещи находятся во взаимосвязи. Без действительно свободных выборов, где граждане могут выразить власти недоверие, без журналистских расследований и формирования общественного мнения относительно коррупционных практик, искоренить продажность и казнокрадство оказывается невозможно.

Да, региональные правоохранительные органы могут похвастаться эпизодами уголовного преследования коррупционеров. Как, например, в случае с налоговой инспекцией и ГИБДД. Но эта работа не способна спровоцировать системных изменений. Скорее, речь может идти лишь о подстригании сорняков.

Сергей ЕЖОВ