Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
Свежие новости
Крыша над бездорожьем. «Новая» поговорила с протестующими рязанскими дальнобойщиками (30.11.2015)

Евгений Ерёмин

Треть владельцев большегрузов из Рязанской области готовы присоединиться к всероссийской акции протеста, намеченной на 5 декабря. На этот нетипичный для дальнобойщиков шаг их толкнула новая система дорожных сборов «Платон», которая обязывает водителей большегрузов (более 12 тонн) оплачивать 3,73 рубля за каждый километр пути по федеральным трассам. Уже возникли версии развития дальнейшего сценария: «Платон» для дальнобоев – только «обкатка», в ближайшем будущем к этой системе обяжут подключиться водителей всех фургонов и легковых автомобилей. В настоящее время машины-многотонники простаивают, водители находятся на вынужденном отдыхе, небольшие  запасы средств, отложенные на ремонт «кормилиц», тают. Перевозчики надеются, что власть их услышит. В противном случае, если им все же придется удовлетворять непомерные аппетиты «Платона», перевозчики будут вынуждены «взвинтить» стоимость перевозок, что обязательно отразится на потребителе. Том самом, покупательская способность которого и так уже находится под жирным знаком вопроса. 

 Запрет на выживание

«А вам разве не запретили про нас писать? – первым делом задает вопрос владелец трех большегрузов Евгений Ерёмин. – Многие СМИ отказались, хотя мы распространили информацию о причинах нашего решения. Ну, тогда приезжайте, мы с вами вместе посмотрим, как мы на золоте едим, какие мешки с бриллиантами в огороде закопаны. Про нас же так говорят, что мы богачи».

Еще говорят, что дальнобойщики настроены агрессивно, что собираются устроить российский майдан и сменить власть – естественно, в интересах Штатов (такой прием в нашем регионе давно опробован). Ничего из вышеперечисленного рязанских дальнобоев не интересует, да и настроение, скорее, удивленное, растерянное. За что платить, если и так уже плачено-переплачено? Ведь про ремонт дорог говорилось и тогда, когда вводили акцизы на топливо, и когда повышали транспортный налог. Почему – некому Ротенбергу, а не сразу, к примеру, в налоговую? Что за бандитский прием: сначала заплати – потом работай? Да и, главное, с чего платить, если вся прибыль уходит на те же налоги, плановый и внеплановый ремонт и топливо? Начиная с 14 октября, как только дальнобойщики узнали об убийственных «3,73», эти вопросы успели набить оскомину. Но ответов никто так и не услышал. Более того, губернатор Калужской области предложил ввести налог и за проезд по региональным трассам, - ну, чтоб уж совсем «прижать к ногтю». Однако, по признанию владельцев большегрузов, они и так уже «прижаты по самое не балуйся». К примеру, Евгений Ерёмин со своей семьей проживает в Сасово, где найти работу, даже если очень-очень захочется, просто невозможно.

«У нас здесь те, кто работает, в основном, по 5 тысяч рублей зарплату получает. В месяц, естественно. Супруга открыла небольшой магазинчик компьютерной техники: как открыла, так и закрыла, потому что покупать некому и не на что. Сам я сначала занимался перевозками на микроавтобусе, но все небольшие фирмы к 2008 году обзавелись своим машинами, так что я пересел на большегруз. Потом приобрел второй – понятное дело, в кредит. Бывало такое, что задерживал платеж в банк, накручивались пени. Банки же не интересует, что у нас в стране в новогодние и майские праздники жизнь замирает, никто не работает. Словом, бизнес шел нелегко. И вот снова – отдай часть прибыли, отдай, иначе ты преступник! Что вообще происходит?!», - удивляется Ерёмин.

Перевозчики грузов выдали мне, почти один в один, одну и ту же раскладку. Среднестатистический большегруз, который перевозит по нашим издревле и навсегда разбитым дорогам туалетную бумагу с памперсами, накатывает на круг 40-80 тыс. руб. прибыли. Из этой суммы выплачивается зарплата водителю (порядка 30 тыс. руб.), небольшая «деньга» откладывается на ежегодный налог, страхование и прочие обязательные «государственные взносы», часть денег идет на уплату кредита банку (если большегруз куплен в кредит). Остается... да ничего не остается, окромя долгов. Остается фура, которую обязательно нужно осмотреть после дальнего рейса и провести хотя бы мелкий ремонт. А ремонт этот самый нынче не просто кусается, а заглатывает полностью, как голодный аллигатор: замена масла и фильтров обходится в 30 тыс. руб., замена пары колес на новые, самые дешевые, - 40 тыс. руб., замена турбины в прошлом году оценивалась в 60 с небольшим тыс., руб., в этом году – уже более 100 тыс. руб. про топливо, которое дорожает с каждым днем, можно уже вообще не заикаться, и так все понятно. Вышеперечисленное касается «вражеских», импортных многотонников, потому как работать «на результатах экспериментов отечественного автопрома» опытные перевозчики попросту отказываются. И говорят об этом не стесняясь. Собственно, чего стесняться, если все «передовики патриотизма» - депутаты и чиновники – боятся ездить на «родных» автомобилях и плотно сидят на иномарках, водонепроницаемых, пуленепробиваемых, сквозняконезалетаемых. 

Оно им надо?

Предприниматель Сергей Чернавский, похоже, и сам удивляется: как это получилось, что дальнобойщики дошли до состояния «кипения». 

«Вообще-то, мы – ребята терпеливые, нам скажут завтра груз важный на Сахалин перевезти – мы поедем, несмотря ни на что. Даже не зная, есть ли там дороги. Протесты, митинги – ну, не наше это, да и не хотим мы этого, нас вынуждают. Главное, чего мы не понимаем и опасаемся: почему мы должны платить частному лицу и что и эти наши деньги “не дойдут” до дорог, а осядут в чьих-то карманах. Есть и более мелкие, частные нарекания. Система не протестирована, работает с перебоями. К примеру, на Урале почти нигде нет связи, интернет не работает – и как мне платить за проезд? Еще вопрос: у нас есть дальнобойщики, которым по 60 лет, они с интернетом даже не “на вы”, а просто не знаются. Им как быть? Ехать в Рязань на личном автомобиле, там оплачивать проезд, возвращаться обратно, в район, и только тогда садиться за баранку и отправляться в рейс?», - не понимает он.

Стоит отметить, что не все поддержали дальнобойщиков в их протесте против новых поборов. «Пусть платят, это они разбивают наши дороги!», «Они постоянно идут с перегрузом, хотят побольше нахапать, теперь пускай раскошеливаются!», - можно прочесть комментарии в Сети. Мелкие перевозчики только смеются в ответ на эти обвинения: «Если бы парк фур мне подарил папа-миллионер, может быть, я ее не жалел бы и перегружал. А так – после каждого перегруза, как правило, следует серьезный ремонт, так что себе дороже выйдет. Ведь каждая машина приобретена своим горбом. Да и доплачивают за перегруз по 3-5 тысяч, оно нам надо?». 

Остается выяснить, что же те 70% рязанских дальнобойщиков, которые продолжают выходить в рейсы? Их устраивает дополнительная нагрузка на личные кошельки, или увидели выгоду в том, что коллеги в простое? На эти коварные вопросы согласились ответить двое предпринимателей, но – с условием анонимности. 

«Живу я в N-ском районе, здесь все как на ладони. Есть у меня небольшой бизнес, на кое-какие мои нарушения руководящие органы закрывают глаза. Стоит мне открыть рот против них – у меня все отнимут, да еще и из села придется убираться вместе с семьей. Так что – да, я заплачу хоть государству, хоть Ротенбергу за безопасность своей семьи. Да, и вот еще что: половина тех, кто вышли в рейсы, в системе пока не зарегистрированы. И еще добавлю: перегрузы все равно будут. Если едешь на чужой машине – легче приплатить на весовом контроле», - пояснил дальнобойщик с 10-летним стажем работы Анатолий.

«Я на хозяина работаю, на предприятии, в основном, стройматериалы вожу. Ну, выступлю я сейчас, и что дальше? Кто меня на работу возьмет? Конечно, я понимаю, что все отразится на ценниках в магазинах, но ведь если я сейчас выражу протест, у меня вообще никаких денег не будет. Так что – извиняйте, у нас всегда народ платит, пора б привыкнуть», - посоветовал Николай. 

И вот незадача: вроде бы, уже и привыкли, но что-то пошло не так. И мужики – работящие, трезвые, абсолютно аполитичные – начали сопротивляться. Как водится, сразу попали «на заметку» в правоохранительные органы, представители которых уже приходили «на дом», провели разъяснительные беседы. Взяли расписку в том, что дальнобойщики не станут принимать участия в каких-либо противоправных действиях. Сию подписку протестующие с легкостью дали: ведь, исходя из Конституции РФ, защищать себя и свою семью от грабежа – пока не противозаконно. Вроде, вчера было так. 

Нина ЛАВРОВА