Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
Рязань теряет знаковые места. «Старый Перекресток» - хроники 22-х лет работы (08.06.2012)
Если Ваше внимание привлек заголовок этой статьи и Вы принялись ее читать, то, наверное, словосочетание «Старый Перекресток» для Вас не пустой звук. Действительно, художественный салон «На Старом Перекрестке» относится, пожалуй, к самым неформальным заведениям – долгожителям города и в этом году отметит свое 23-летиям. К великому сожалению многих людей, этот день рождения салона может уже не состояться.

Читатель наверняка относится с большим интересом и доверием, когда проблема излагается от первого лица участника событий. И пусть кто-то скажет, что изложение такое может быть тенденциозным, но все-таки постараюсь быть максимально объективной…

Итак, автор этих строк в 1989 году, на заре «постперестройки» решила организовать художественный салон – то место, где можно не только полюбоваться работами художников, но еще и купить их. Была у меня такая сугубо индивидуальная потребность. Так как за годы советской власти никто не позаботился о его организации, то с введением новых экономических законов появилась гипотетическая возможность создания художественного салона. С этой идеей я обратилась в один из первых кооперативов города, называвшийся корпорация «Комфорт». Там на меня посмотрели с большим удивлением, но не отказались от предложения и предоставили помещение в деревянном домике на перекрестке Свободы и Горького. Так началась история «Старого Перекрестка».
Через год работы на интересное начинание обратили внимание люди из властных структур и предложили перебраться на новое место – уже перекресток Ленина и Свободы. Договор заключили между «Комфортом» и областным управлением культуры на длительный срок.

Экспозиция первого в Рязани художественного салона начиналась с работ художников бюро эстетики Рязанского Приборного завода. В основном это были работы в жанре декоративно-прикладного искусства. Потом круг художников постепенно начал расширяться. На сегодняшний день художественный салон «На Старом Перекрестке» объединяет около 200 художников, большая часть которых живет и работает в Рязани или Рязанской области. У нас представлены все жанры изобразительного искусства – живопись, пастель, акварель, керамика, резьба по дереву, плетение из лозы, изделия из стекла, кружево, вышивка, гобелен, батик, изделия из бисера и многие другие. Особенность «Старого Перекрестка» – неформальный стиль и возможность увидеть, каким художественным творчеством занимаются люди, живущие в Рязанском крае, причем градация профессионального мастерства – от фольклорных вещей до высокохудожественных авторских работ заслуженных и народных художников.

Будучи клубным организатором, я сделала все возможное, чтобы наш «Старый Перекресток» стал местом встречи для творческих людей, был максимально открыт к взаимодействию. В 90-е годы здесь проходили становление многие музыкальные коллективы города. Джазовые «посиделки» с участием группы «Feelin’s» стали уже историей Рязани.

С экономической точки зрения деятельность салона была очень непростой. За последние четверть века страну перекроили, перевернули… другие эпитеты не хочу использовать. Понятно, что деятельность изначально совершенно нерентабельная могла оставаться на плаву только благодаря работе энтузиастов. Как говорится, «охота пуще неволи».

Я была инициатором художественного салона в рамках кооператива «Комфорт», но когда «Комфорт» обанкротился, мне, преподавателю вуза, пришлось стать одновременно предпринимателем, чтобы взять ответственность за салон на себя.

Ответственность эта была суровая. Так, в 90-е годы не удалось избежать прессинга криминальных структур, которые предложили трансформировать художественный салон в ювелирный магазин. Но эти же структуры позволили работать лишь при условии соответствующего месячного вознаграждения (по размеру иногда превышавшего доход). В двухтысячные годы возникла другая экономическая проблема – галлопировавшая арендная плата, нависавшая как дамоклов меч… С наступлением кризиса экономическая ситуация совсем ухудшилась, и пришлось обратиться в правительство Рязанской области рассмотреть возможность придания художественному салону статуса социально значимой деятельности. Данное обращение подписало около 600 человек. Не случайным является тот факт, что за два десятилетия в нашем регионе так и не появилось ни одного подобного проекта. Попытки были, но быстро заканчивались. Причина в том, что без спонсорской поддержки деятельность оказывалась нерентабельной. А социальная значимость художественного салона заключается в поддержке художников и народных мастеров Рязани. Этот закон был принят 7 марта 2012 года. Однако наш новый арендодатель – областная рязанская филармония в лице ее руководителя, еще на этапе обсуждения закона на сайте правительства сообщила, что у нее есть свои планы на использование помещения салона. Был телефонный разговор, в котором директор филармонии перечислила причины отказа, среди которых была и причина незначительных доходов от нашего салона. На вопрос, для чего же понадобилось наше помещение, Соколова Г.Н. ответила: «Не могу же я посвящать Вас в свои мечты». Договор аренды был продлен лишь на полгода – до 10.05.2012 г. Когда же закон был принят на заседании областной Думы, арендодатель письменно сообщил о том, что продления договора аренды помещения салона не планируется, но нам предлагают принять участие в аукционе на право аренды помещения площадью 66 кв м на втором этаже того же здания.

Дальнейшие события таковы. Мы собрали более 1000 подписей людей, для которых наш салон важен и нужен на своем месте. Направили обращения во все инстанции (в комитет по культуре и туризму – учредителю государственного автономного учреждения культуры «Областная Рязанская филармония», губернатору, во все думские партийные фракции). Ответа так и не получили. Следующим шагом в попытке привлечь внимания к проблеме было обращение к Президенту РФ. Медведеву Д.А На его личный сайт написали группы художников, в том числе очень статусных (М. Шелковенко, Т. Голованова, В. Грушо-Новицкий). Целых 40 дней ждали встречи в общественной приемной с вице-губернатором Филимоновым С.В. Вице-губернатор пообещал помочь. По-видимому, он поручил председателю комитета по культуре и туризму Рязанской области провести совещание по нашей проблеме. Совещание было проведено, и ответ на обращение Президенту также был получен (за подписью председателя комитета по культуре и туризму). Суть ответа – наше помещение необходимо филармонии для гримерных, костюмерных и репетиционных. А вообще в планах комитета – строить «город мастеров». Ни одного упоминания о художественном салоне «На Старом Перекрестке», о придании его деятельности статуса социальной значимости, в ответе не прозвучало.

На совещание в комитете по нашему вопросу меня не включили в список приглашенных лиц, а когда я попыталась участвовать без приглашения, секретарь не позволила мне пройти. Повестка дня участникам не сообщалась заранее, не было этой повестки и у секретаря. По результатам совещания была опубликована статья в «Рязанских Ведомостях», где изложена точка зрения только одной стороны. Неубедительной является аргументация комитета по культуре и туризму о нехватке производственных помещений у областной рязанской филармонии, так как одновременно с выселением художественного салона областная филармония заключает долгосрочные договоры аренды с другими арендаторами в том же здании. А это около 600 кв. м! Говорилось о том, что «Старый Перекресток» просто поменяет адрес. А нового адреса – нет. В коммерческой зоне подобная деятельность просто невозможна. На сегодняшний день, не смотря на то, что закон о социальной значимости художественных салонов принят, ни комитет по культуре и туризму, который выступил с предложениями о признании социальной значимости нашей деятельности, ни филармония, не подписали документ, подготовленный министерством имущественных и земельных отношений Рязанской области о предоставлении льготы. В силу того, что за годы кризиса арендная плата увеличилась на 50% , соответствовать этим требованиям стало практически невозможно. Надежда была на получение льготы. Так что помимо репрессивных действий со стороны органов культуры, возникли и финансовые трудности.

Последняя попытка привлечь внимание к проблеме – это моя личная встреча с губернатором и устное изложение ее (с передачей письма и собранных подписей). К сожалению, эта встреча могла состояться лишь в контексте мероприятия, проходившего в городском парке.

Вот такая история с нашим художественным салоном.

Да, в начале прошлого века в русских людей вселился дух разрушения. По-видимому, это бессознательные влечения, которые очень сложно объяснить с рациональной точки зрения. В психоанализе предполагается, что деструктивные влечения связаны с нелюбовью к себе самим, которую мы переносим на других людей. К сожалению, все, что мы в своей жизни разрушаем, в какой-то момент возвращается к нам с такой же разрушительной силой. История России 20-21 веков нам уже это доказала.

Ирина СУСАНИНА,
организатор и руководитель художественного салона
«На Старом Перекрестке»,
кандидат психологических наук, доцент