Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№08 от 14 марта 2024 г.
Отец оркестра

Работать с ним было легко, потому что это был музыкант высочайшего класса

 

Говорить о потере, которая постигла музыкантов Рязани, не имеет смысла, потому что невозможно привыкнуть и осознать, кого и что мы потеряли. И дело не только во внезапности произошедшего, хотя и в этом, конечно, тоже. 31 января 2024 года не стало Александра Ивановича Лаврухина, которому Рязань обязана созданием оркестра русских народных инструментов (ОРНИ). Он гордился им, жил его жизнью и своей не мыслил без родного детища. В последние дни, когда ему приносили лекарства в палату больницы, он раздраженно говорил: «Что вы мне даете? Ноты мне принесите, ноты!»

1 марта 2024 года Рязанскому оркестру русских народных инструментов присвоено имя Александра Лаврухина.

Сегодня музыканты, проработавшие с Маэстро не один год, вспоминают время, проведенное вместе.

Наталия МАКАРОВА, выпускница Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова, артистка оркестра:

– Первое, что приходит на ум – профессионал высочайшего класса. Потом уже – все остальное, потому что человеком Александр Иванович был сложным. Не бывает по-другому, если талантлив. Он очень высоко поднял планку звучания оркестров народных инструментов в Рязани и ни на йоту не опускал ее. И курировал все школы Рязани и области. Никому не доверял, потому что музыка была смыслом его жизни до последнего дня, до последней ноты.

Он окончил Горьковскую консерваторию, приехал в Рязань и сначала организовал оркестр баянов, который знал как свои пять пальцев. А в 1978 году с кружка при заводе «Красное Знамя» стал создавать ОРНИ. Сам обладал высочайшей техникой и был прекрасным инструментовщиком. Поражала педантичность Лаврухина. Невозможно поверить, но за всю жизнь работы оркестра он опоздал всего один раз на свою последнюю репетицию 10 января, извинился и сказал, что его задержал врач. Казался взволнованным и уставшим, но началась работа, и глаза его заблестели, усталость куда-то исчезла, мы опять увидели нашего дирижера таким, каким привыкли видеть его всегда, и представить не могли, что больше это никогда не повторится. 31 января Маэстро не стало.

Людмила ЖУРАВЛЕВА, пианистка, концертмейстер, выпускница Воронежского государственного института искусств:

– На стене в классе Александра Ивановича прямо над дирижерским пультом висело распечатанное на листочке изречение: «Сделай трудное – любимым, а любимое – простым». Изо дня в день, из урока в урок он прилагал все усилия к тому, чтобы его воспитанники, не убоявшись трудностей, полюбили то, что делают. И многим это удавалось. И переставали бояться, спокойно и уверенно становились к оркестру и управляли им так, как учил Мастер. Он вкладывал в учеников все свои знания и умения, весь накопленный за долгие годы исканий опыт проникновения в материал, сопереживания каждому звуку, каждой музыкальной фразе.

Из зрительного зала действо казалось легким, простым. Но сколько тяжкого и кропотливого труда было вложено в это! И какой искренней благодарностью одаривали потом Александра Ивановича ученики. А теперь 304-й класс Рязанского музыкального колледжа имени Г. и А. Пироговых осиротел. И даже цитата куда-то исчезла со стены... Уходит старая гвардия. Это больно и горько. Но верю в то, что последователи Мастера (да, с большой буквы!) постараются сохранить все то, что с такой любовью и верой в силу музыкальной мысли он вложил в них...

Дмитрий КОЗЫРЕВ, выпускник Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, артист оркестра:

 – Я знал Александра Ивановича 38 лет, когда учился в четвертом классе ДМШ г. Скопина. Лаврухин курировал школу и смотрел все народные коллективы области, был в курсе музыкальной жизни края. Потом я поступил к нему в училище. Сказать, что он мне дал много, это не сказать ничего. Я учился у него по специальности (баян), и инструментовку под его началом постигал, и дирижированию он меня учил. Поставил меня на крыло и подготовил к поступлению в вуз. Александр Иванович отвечал за каждого из нас, никого не оставлял без внимания и поддержки. Прошедшие школу Лаврухина в Рязани горды тем, что учились у него. Я с огромной благодарностью вспоминаю моего педагога, сильного человека, который говорил то, что думал, не подстраивался под начальство, никогда не ловчил. Он искренне гордился своими учениками, которых любил и уважал.

Был он и очень чутким ко времени человеком, современным и самоотверженным. В своих кругах его звали коротко: Лавр – в этом было много тепла и душевности.

Он обновлял репертуар, каждый месяц менял программы, сам делал аранжировки. И не потому, что никому не доверял, оркестр был его детищем, он жил им, дышал, заряжался от него, возвращая полученную энергию музыкантам и зрителям. Памятью обладал прекрасной, все тональности репертуара помнил, диапазоны певцов.

Лаврухин – глыба. Говорят, что был он строгим. Да, издалека его было слышно, но это всегда был голос Мастера, а не крик озлобленного педагога. Он мог и «построить», и выгонял с урока, вкладывая в нас так много, что до сих пор я помню все, что он говорил. А когда мы стали коллегами, Александр Иванович очень поддерживал меня.

Никогда наш Лавр не ассоциировался с возрастом и болезнями, именно поэтому его уход невосполнимо внезапен и трагичен, как никакой другой.

То, что созданный им оркестр теперь будет носить его имя, очень правильно. В этом – наша память и величайшая благодарность большому музыканту.

Ирина ЗЕНИНА, художественный руководитель и дирижер ОРНИ им. А.И. Лаврухина:

– Вспоминаю мою первую встречу с Александром Ивановичем Лаврухиным. Я поступила на фортепианное отделение Рязанского музыкального училища. Знакомилась со своими педагогами и узнавала тех, кто работал на других отделениях. На Александра Ивановича обратила внимание по серьезной интонации лидера и громкому голосу, который частенько раздавался в коридорах. Поначалу я даже побаивалась его, хотя никакого отношения к нему не имела.

Больше двадцати пяти лет я проработала на кафедре оркестрового дирижирования в рязанском филиале Московского государственного университета культуры и искусств, который окончила, получив специальность руководителя музыкального коллектива. В 2012 году мне предложили пройти конкурс на синтезатор в оркестр. Очень волновалась, хотя все мы были знакомы: учились с кем-то или работали. Начались репетиции. Но Лаврухина я все равно побаивалась. Потом я поняла, что в жизни он очень спокойный и мягкий человек, а на работе – серьезный и требовательный. Двенадцать лет я проработала в его высокопрофессиональном коллективе.

Годы работы под руководством Александра Ивановича были удовольствием, потому что за ним хотелось идти, мы верили каждому его слову и жесту. Лаврухин был большим профессионалом. Его уход для всех нас оказался внезапным…

* * *

«Браво, Маэстро!» – благодарные аплодисменты зрителей звучат и сегодня в память о большом музыканте. Оркестр не осиротел, потеряв руководителя, потому что Александр Лаврухин успел при жизни передать свое детище в надежные руки, благословив Ирину Зенину на благое дело: из артистки оркестра она стала его руководителем и дирижером. Лаврухин отдал ей партитуры.

После первой репетиции Зенина была награждена аплодисментами музыкантов. Ей очень хотелось, чтобы Маэстро знал: оркестр живет. Они работают и верят в то, что все будет хорошо. И как знать, может быть, перед ними откроются и новые двери (давно пора ему стать филармоническим оркестром!), и новые горизонты, потому что коллектив, созданный Лаврухиным 46 лет назад, заслуживает этого.

Фото: Владимир Илюхин и личный архив

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Я буду звать тебя Мастер»

 

Наши страницы в соцсетях

Ольга Мищенкова