Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№44 от 23 ноября 2023 г.
Свежие новости
Аборты исчезнут и без запрета
Почему вне зависимости от усилий законодателей к 2040 году количество искусственно прерываемых беременностей в России может свестись к нулю


Осенью 2023 года в политических кругах России началась дискуссия о запрете искусственного прерывания беременности в частных клиниках и о принятии закона против «склонения к абортам». В Курской области, например, СМИ сообщили, что после проведенного собеседования частные клиники отказались проводить аборты приходящим к ним женщинам.


Иллюстрация: Георгий Титов / «Новая»

За введение подобных норм закона высказался один из самых влиятельных общественных лидеров страны – патриарх Кирилл. Стоит отметить, что любые традиционные религиозные организации с моральной точки зрения осуждают искусственное прерывание беременности.

В начале 2022 года в Госдуме уже обсуждали введение в школах уроков с беседами о вреде абортов. А некоторые политики много лет выступают за исключение операций по прерыванию беременности из перечня процедур, оплачиваемых из средств обязательного медстрахования. Если принять такую инициативу, все аборты станут платными.

Но действительно ли абортов в России так много, что их прекращение немедленно привело бы к росту населения страны?

Презервативы плюс просвещение

«Мама, что такое аборт?» – спрашивала в анекдоте, маленькая девочка, а при вопросе, откуда она знает это слово, отвечала: «Об этом в песне поется: а волны бушуют и плачут, и плещут о борт корабля…»

43 года назад, в 1980-м, в РСФСР (по населению уступающей нынешней России) рождениями по желанию родителей не закончились 4 миллиона 506,2 тысячи беременностей. Вот если тогда хотя бы половина женщин сохранили детей, СССР испытал демографический скачок не только в Узбекистане.

Однако любые медицинские аборты были официально запрещены в Советском Союзе после Великой Отечественной в течение десяти лет. Запрет отменили только 23 ноября 1955 года. И что же тогда происходило? В 1950-м было зафиксировано более одного миллиона «самодельных» и подпольных прерываний беременности – столько расследований было открыто из-за гибели невыношенных детей. А сколько таких фактов не было тогда обнаружено – вообще вопрос открытый.

Бороться с абортами, как ни удивительно, помогли не запреты, а… исчезновение дефицита презервативов и санитарное просвещение. В 1990 году в РСФСР не родилось 3 миллиона 920 тысяч детей, в 1995-м в РФ – только 2 миллиона 574,8 тысячи, а дальше пошло ежегодное стремительное падение. В 2015 году в России беременным произвели всего 746,7 тысячи соответствующих операций, в 2020-м – 553 тысячи, а в 2022-м – 395 тысяч. За 33 года – уменьшение в десять раз! Если так пойдет и дальше, к 2035 или 2040 году Россия может стать безабортной страной.

Первый секс «постарел»...

Число абортов на 1000 женщин в Рязанской области еще в 1995 году составляло 204. К 1998 году (очень сложный период, дефолт и обнищание) их стало только 195, а в 2000-м – 174. В дальнейшем приокские просторы не отставали от России в целом, где уменьшалось количество операций по удалению плода у беременных.

Есть в медицинской статистике еще и такой показатель, как число абортов на сто родов. Он помогает сравнивать количество прерываний с успешным завершением беременностей. Так вот, в Рязанской области еще в 2000 году на сто родов приходилось 174 аборта, в 2008-м – уже всего лишь 78, а в 2017-м – всего 46. По этому показателю наш регион относится к числу благополучных. Это не депрессивные окраины типа Псковщины и Оренбуржья (по 72 на 100) и тем более не Магаданская область с ее показателем, равным 100 (сколько родили, столько и абортировали).

Именно в 1990-е годы, которые сегодня принято ругать, пошла вниз кривая подростковых беременностей: старшеклассникам разъяснили, что такое презервативы, а потом еще и внушили, что не все, на что есть силы, надо делать с бухты-барахты. Если в 1993 году опросы показывали средний возраст первого секса у школьников РФ на уровне 16 лет, то в 2013 году – уже 16 лет 7 месяцев.

Кроме этого, в Рязани и сельских районах еще с 2006 года в медицинских учреждениях начали практиковать психологическую поддержку одиноких беременных, уговаривать женщин сохранить второго или третьего ребенка. В клиниках ввели «неделю тишины», давая пришедшим на аборт возможность подумать и все взвесить. Обычно при этом решают оставить ребенка до 20% мам, но в июле 2018 года был зафиксирован уникальный в своем роде показатель – от аборта отказались десять из двадцати рязанок.

Женщины, вставшие на учет в медицинских организациях в первые 12 недель беременности, имеют право, помимо всех прочих льгот, на ежемесячное пособие в размере 50% от регионального прожиточного минимума для трудоспособных (на 2024 год в Рязанской области – 7 349 рублей). К примеру, в 2021 году заявление на такую выплату подавали более десяти тысяч будущих мам.

Эстонский феномен

Сегодня в российском законе «Об охране здоровья граждан» в пункте 2 статьи 101 написано: «Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия».

Кстати, это положение некоторые противники абортов тоже предлагают поменять, введя туда необходимость получения согласия мужчины.

До 12-й недели своей беременности женщина может попросить прервать ее, не объясняя причин. С 12-й по 22-ю неделю это возможно уже лишь по социальным (изнасилование, крайняя бедность) или медицинским (заболевания, при которых опасно вынашивать ребенка) показателям.

По классификации Всемирной организации здравоохранения прерывание беременности с 22-й до 27-й недели относят уже к ранним преждевременным родам.

Будут ли власти пытаться что-то менять в законах? Сказать сложно.

Запрет на операции в частных клиниках приведет к увеличению нагрузки на государственные лечебные учреждения, а также наверняка к «медицинскому туризму» в Беларусь и Казахстан. Полная отмена бесплатных операций, если в России будут изменены условия ОМС, этот процесс только усилит.

Между тем есть другой способ решения демографических проблем. Например, в Эстонии с ее крайне низкой рождаемостью население растет с 2018 года – пусть на доли процента, но уже шестой год подряд! И на улицах эстонских городов не становится больше азиатских или африканских лиц – просто на фоне роста благополучия возвращаются уехавшие десять-пятнадцать лет назад свои же собственные граждане.

Как приятно было бы видеть тот же процесс в Рязани и в России в целом!

ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ ЦИФРЫ

В программе по повышению рождаемости на 2023-25 годы, принятой в Рязанской области, обрисован социологический портрет жительницы региона, обратившейся к медикам для прерывания беременности. Это в среднем женщина 32 лет, она принимает решение на сроке 6-7 недель. Чаще всего у нее уже есть двое детей и муж. У 60 процентов зарегистрирован брак.

Численность городского населения в регионе – 72%, поэтому число абортов у горожанок составляет 71%. Больше половины женщин – 55% прерывающих беременность имеют работу и постоянный доход.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Беременное правительство


Наши страницы в соцсетях
Андрей Шамин