Новая газета
VK Twitter Рязанский выпуск
№20 от 1 июня 2017 г. Политический рынок | Экономика | Общество | Культурный слой | Спорт | Блогосфера | Архив номеров
Свежие новости



Римма ШАБАНОВА // Политический рынок
37-й поход Навального
Прибыв в Рязань, главный несистемный политик России рассказал, кто и почему выиграет будущие президентские выборы


Алексей НАВАЛЬНЫЙ встретился с волонтерами предвыборного штаба в Рязани. 26 мая в конференц-зале одного из центральных отелей города политик пообщался со своими сторонниками, которые зарегистрировались в качестве добровольных помощников на сайте navalny.com. Напомним, Алексей Навальный объявил себя участником президентской гонки 2018 года и активно ведет предвыборную кампанию, несмотря на то, что само его участие в выборах остается под большим вопросом. Рязань стала 37-м по счету городом, где оппозиционер озвучил тезисы своей программы и рассказал, почему считает себя наиболее вероятным победителем выборов в случае, если его до них допустят и проведут честно.


Встречи в новом формате

Пожалуй, это первый вопрос, который возникает при разговоре о главе Фонда борьбы с коррупцией. Парадоксально, но неоднозначное отношение к личности новой политической звезды звучит как в беседах сторонников действующей власти, так и в либеральных кругах. И те, и другие выдвигают версии, а Навальный-кандидат в президенты, тем временем, берет города. Он открывает штабы на собранные от граждан деньги, организует встречи с волонтерами и демонстрирует совсем новый формат общения со сторонниками, оппонентами, прессой.

Добро пожаловать, или Посторонним вход... разрешен

В сквере отеля «Форум» за полчаса до назначенного времени многолюдно. Здесь и «Ночные волки», и студенты с плакатами «Майдан не пройдет», и неорганизованная группа мужчин в возрасте с усталыми глазами и жаждой поговорить. Характерно, что волонтеры Алексея Навального стоят отдельной группой в стороне и, кажется, вовсе не обращают внимания на пришедших пикетировать приезд политика. В диалоги вступают журналисты и несколько одиозных представителей «оппозиционеров со стажем». Последние с каким-то особенным удовольствием задирают байкеров и протестующих студентов. Попытки перекричать и обвинить друг друга в нелюбви к стране вызывают ощущение неловкости и за тех, и за других.



Плакаты «Навальный, руки прочь от России» держат самые обыкновенные мальчики и девочки, ничем внешне не отличающиеся от волонтеров предвыборного штаба самоназванного кандидата. Они чуть сторонятся журналистов, им непривычно внимание и разговоры о политике. Вот Илья, он не представляется полностью, не говорит название даже вуза, но искренне уверяет, что здесь он по собственной воле и протестует против революции, которую за собой ведет оппозиционер. «Он призывает машины переворачивать и закон нарушать», – эмоционально комментирует плакат Илья. Об источниках информации студент не сообщает.

Девушка Светлана из группы плаката «Майдан не пройдет» сначала вступает в диалог, но окрик подруги «Ты чего с ними разговариваешь!» заставляет ее посоветовать мне «поговорить со старшими – они лучше разбираются в политике». Старшие, весьма колоритные «Ночные волки» немного возбужденно, но вполне дружелюбно беседуют со всеми желающими и, кажется, больше гордятся тем вниманием, что вызывает их экипировка. О Навальном говорят уклончиво и отшучиваясь. Они уверяют, что «просто пришли задать вопросы политику».

Автомобиль бизнес-класса с номерами 58 региона привозит главу Фонда борьбы с коррупцией к крыльцу отеля внезапно для всех. Скандирования «Майдан не пройдет!» начинаются с десятисекундной задержкой, волонтеры от неожиданности, увидев Алексея без очков и охраны, держатся от кумира на почтительном расстоянии, правда, включив камеры мобильных. Кандидат в президенты предлагает пройти в зал всем желающим, «волки» собираются в круг, несколько минут переговариваются и... уходят. Не идут в зал и усталые офицеры запаса. Протестующие сворачивают плакаты. Кто-то узнает в студентах учащихся журфака РГУ, кто-то обращает внимание на дирижирующую процессом даму, в которой впоследствии опознают проректора Рязанской сельскохозяйственной академии. Впрочем, массовка исчезает весьма быстро. Концовка у спектакля «Встреча Навального» оказывается смазанной и явно непрописанной.

Политик как бренд

Около конференц-зала на втором этаже «Форума» проходили два мероприятия: встреча Навального с волонтерами и выпускной 4-х классов одной из элитных школ города. Среди отцов детей – префект Советского района Александр Селиванов и бывший депутат областной думы Александр Рольгейзер. Ирония судьбы, посмеялись сами vip-папы, но от приглашения войти и послушать автора фильма «Он вам не Димон» предусмотрительно отказались. Алексей Анатольевич тем временем демонстрировал максимальную открытость и доступность: лично встречал рукопожатием заходящих в зал сторонников, улыбался той самой американской улыбкой, был одет во friday casual (джинсы и рубашку с закатанными рукавами), словом – «свой парень» и одновременно «не наш».

Бренд «Навальный» формируется по всем законам маркетинга. Его команда умело пользуется инструментами, которые давно освоил бизнес для продвижения продукта. Безупречный визуальный ряд: сам политик весьма ладно скроен, полиграфическая продукция и видео ФБК – на пятерку. Он знает, как подать себя, и на него следовало бы продавать билеты как на тренинг по ораторскому мастерству. Чувствует аудиторию, говорит емкими фразами в направленные на него камеры мобильных телефонов и умело пользуется приемами взаимодействия с публикой. Алексей дирижирует аудиторией, играя ее настроением, получает удовольствие от критики, потому что знает, как обернуть ее в свою пользу. Шутки этого вечера – про Алишера Усманова. «Тьфу, тьфу, тьфу на тебя, чтобы не сглазить» – только одна из них.

Когда президент будет плакать?

Два десятка самых разных вопросов успевают задать в формате брифинга пришедшие. От судьбы ЛГБТ-сообщества до будущего Кадырова, от люстрации чиновников до отношения к РПЦ. Отменит ли президент Навальный налог на ввозимые подержанные автомобили, как помочь индивидуальным предпринимателям, возможно ли перестать кормить Чечню, что будет со срочной службой, отменят ли систему госзакупок и какова судьба нефтегазовых компаний в России будущего?

Навального противники обвиняют в отсутствии подробной президентской программы, а он и не стесняется отвечать, как положено политику, тезисами и лозунгами.

«Армия – это налог на бедность. Россия может и должна позволить себе профессиональную армию».

«Величие страны связано, уж простите за простоту, с зарплатой. Не могут в великой стране люди получать 12 тысяч и четыре из них платить за ЖКХ».

«В России 19 миллионов человек получают меньше прожиточного минимума. Это же армия нищих!»

«Президент Навальный будет плакать, глядя на разбомбленную Пальмиру или Алеппо, но не даст ни копейки, пока не починит дороги в той же Рязани».

«Я не верю, когда в церкви стоят все те люди, которые были членами КПСС в год, когда я только родился. Они сажали людей за хранение Библии, а теперь вдруг стали верующими».

«Объединить оппозицию невозможно. Есть идеологические различия. Например, я выступаю за введение визового режима из Средней Азией (аплодисменты). Сторонники Явлинского мне за это аплодировать не станут».

«Индивидуальных предпринимателей сейчас нужно вообще освободить от налогов. Это не популизм. Доходы в казну от них – несущественные. А бумаг надо сдать – кучу! ИП в России – это способ выжить. Алишер Усманов должен платить налоги».

«Команда у меня есть. Иначе как бы я вел эту избирательную кампанию. Презентовать ее участников мы будем ближе к финалу, к выборам».

Вопросы из города в город звучат примерно одни и те же, что, впрочем, Навального не смущает, а скорее, поощряет оттачивать аргументы. В каждом регионе он, как и полагается, пульпирует местные болевые точки. В Рязани оппозиционер напомнил про недостроенные биологические очистные сооружения и про кособокий вид исторической части города, которая растворилась между эпохами, растеряв аутентичность и не найдя современного лица.

Историческая встреча

Ощущение, которое не покидает видавших виды коллег по цеху: Навальный – политик новой волны. Он играючи отрабатывает с публикой полтора часа. Выдерживает фотосессию еще на 30 минут и попадает в руки прессы. Те, кто не пришли на встречу с Навальным, оправдывали себя якобы незначительностью события. Если мерить единицами, то да, 250 сторонников из пятисот зарегистрированных волонтеров в Рязани – это не аншлаг в театре драмы на отчетном заседании партии «Единая Россия». Но почему-то покидающие встречу выкладывали фото в соцсети и шутили про «исторические» снимки: «Нам будет что рассказать внукам». А не попавшие на брифинг публицисты комментариями в интернете про «не стоящего внимания СМИ политика» только делали рейтинг новостям о нем.

Фото: Антон НАСОНОВ, rzn.info



 
реклама  |  редакция |  пресс-релизы