В начале этой недели на сайте госзакупок был опубликован тендер на подготовку проекта Генерального плана и Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) Рязани. В роли заказчика – управление капитального строительства мэрии. Начальная цена контракта – 40 миллионов рублей.
Фото: tildacdn.com
Написать за полтора года
За этой, казалось бы, мало примечательной новостью просматривается новая глава в истории полумиллионого города. Это не журналистский пафос и не нарочитое преувеличение.
Генеральный план развития для каждого значимого населенного пункта – это по сути градостроительная конституция. Этот документ на долгие годы, в нашем случае – минимум 15 лет, должен определить, как будет застраиваться и расширяться Рязань, как должны развиваться все ее существующие и новые микрорайоны. Причем речь не только о жилых домах, но и о дорогах, мостах, больницах, школах, детских садах, развлекательных, деловых и торговых центрах.
Работы над судьбоносной для города стратегией должны быть выполнены в два этапа: до 2 декабря 2024 года победителю тендера предстоит провести сбор, обработку и анализ исходных данных, а затем уже приступить к непосредственной подготовке новых документов, которая должна завершиться до 10 ноября 2025 года. А заявки на участие в конкурсе можно подавать до 25 июня этого года.
Контроль за выполнением этих работ возложен на первого заместителя главы администрации города Дмитрия Лощинина. Как водится в таких случаях, при управлении градостроительства и архитектуры будет создана рабочая группа по подготовке новых проектов, и (кто бы мог подумать!) все заинтересованные лица могут направлять туда свои предложения.
Мечтатель и марлин
Предстоящая суета вокруг главного градостроительного документа пока никакого оптимизма не вызывает.
Прежде всего, новый генплан запоздал на четыре года. Еще в мае 2017-го разработать документ к 2020-му обещал тогдашний мэр Рязани Олег Булеков. А руководивший в то время гордумой Владислав Фролов размечтался не на шутку.
«Это будет совершенно другой документ, в который не потребуется постоянно вносить изменения, – заявил Фролов. – Сейчас порой уже застроенные участки могут попадать в две зоны, что противоречит законодательству. Новый генплан исключит такую проблему. Он поможет и предпринимателям, которые сейчас находятся в названной ситуации, и администрации, и всем заинтересованным лицам».
Думский спикер хоть и предавался грёзам, но в первой части этой цитаты был прав. Генплан, принятый в 2006 году, чиновники с подачи застройщиков на ходу корректировали так лихо, что к концу второго десятилетия этого века документ напоминал марлина из хемингуэевского «Старика и моря», к концу плавания главного героя, беспощадно обглоданного хищниками.
После этих поправок то тут, то там появлялись полунебоскребы-человейники, объекты деревянного зодчества хирели и «случайно» горели, зелени в городе становилось все меньше, а жизненно важные мегапроекты, такие как строительство дублера Московского шоссе между 7-м Мервинским проездом и улицей Островского, оставались на бумаге.
В итоге обещанный семь лет назад генплан не приняли ни в 2020-м, ни в 2021-м, ни по сей день. Сначала помешала пандемия, затем скандальный уход с поста вице-губернатора Игоря Грекова лишил градостроительную отрасль сильного куратора, а после прихода на пост главы региона Павла Малкова у его команды были иные магистральные цели.
Как на карту ляжет...
Теперь верхи дозрели, но какая идеология ляжет в основу нового генплана пока предсказать сложно. Авторам и исполнителям главного градостроительного акта предстоит решить несколько важных вопросов:
1. В каких направлениях будет расширяться Рязань?
2. Станет ли комплексная застройка – жилье + дороги + парковки + социальные объекты – непременным условием строительства новых и развитием существующих кварталов?
3. Как будет решаться проблема изнурительных пробок в центре и прилегающих к нему районах?
В генплане 2006 года кроме уже упомянутого дублера Московского шоссе предусматривалось соединить Михайловское шоссе и Северную окружную дорогу, микрорайон Голенчино с улицей Телевизионной, улицы Типанова и Спортивную, микрорайоны Семчино и Недостоево. Эти идеи остаются актуальными и поныне.
4. Готовы ли разработчики генплана заложить в него два принципиальных момента:
– сохранение и при необходимости реставрация объектов культурного наследия,
– разумное и экологичное сосуществование потенциальных рекреационных зон (Хамбушевская роща, поймы Павловки и Оки) с объектами современной туристической инфраструктуры?
5. Как защитить новый генплан от постоянных поправок, перелицовок и корректировок, которые стали типичными для Рязани из-за порочной спайки интересов крупных строительных компаний и чиновников, обладающих правом решающей подписи? Мораторий на изменение базовых пунктов документа – вполне приемлемый выход. Но согласятся ли на такой поворот главные участники будущего генерального градостроительного сражения – девелоперы, их единомышленники во власти и крупные чиновники, играющие по собственным ставкам – большой вопрос.
6. Насколько готовящийся документ будет открыт для общественного обсуждения, аргументированной критики и конкретных предложений от экспертов в различных сферах?
Смеем надеяться, что эффективно решить перечисленные проблемы авторам будущей градостроительной конституции не помешают ни многочисленные лоббисты, ни экономическая турбулентность, ни сравнительно малая сумма в 40 миллионов рублей (в 2017 году на эти цели закладывали 38 млн), выделенная на решение этой стратегически важной для Рязани и рязанцев задачи.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ