Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№08 от 2 марта 2017 г.
А теперь рогатый!
 В российских городах набирает силу антитроллейбусный тренд

На прошлой неделе мэр Благовещенска Валентина Калита заявила, что время троллейбусов во вверенном ей городе прошло. «Пассажиры сами выбирают, какому транспорту быть в городе. На первом месте у нас частный транспорт», – считает чиновница.

В официальном порядке город от троллейбусов еще не отказался, единственный маршрут не работает уже с лета 2016 года. Любопытно, но по утверждению российского блогера varlamov, «когда один из депутатов городской думы спросил у мэра, почему решение о ликвидации троллейбусного предприятия не обсуждалось ни с народом, ни с парламентариями, Калите было нечего ответить».

Конечно, Дальний Восток – дело тонкое, и праворульное мышление туземцев не измеришь общим аршином. Но антитроллейбусный тренд набирает силу и в куда более близких к Рязани городах.

Мэр Ростова-на-Дону Виталий Кушнарев в ходе своей недавней пресс-конференции дал понять, что троллейбусы в городе будут заменяться на автобусы в рамках подготовки к ЧМ-2018. По его словам, сейчас троллейбусный парк имеет большой средний возраст, около двадцати лет. Помимо этого, администрация просчитала, что автобус будет более эффективен. В новой маршрутной сети предпочтение также будет отдано именно автобусам.

«Зачем вы сеете ненужную панику среди рязанцев и приводите примеры городов с транспортной ситуацией, явно отличной от нашей?», – возмутится строгий читатель, привыкший реагировать на события, которые уже произошли.

Да, нам пока во всех смыслах далеко до благовещенского феномена. В Рязани существуют пятнадцать троллейбусных маршрутов, и ежедневно на линию выходит около 130 машин. Но ни для кого не секрет, что электротранспорт не приносит ощутимой прибыли и сделать его высокодоходным не сможет даже повышение проезда на 20–30 процентов. При цене поездки в 23–25 рублей многие горожане просто откажутся от услуг «рогатых» машин.    

Правда, у чиновников, что борются за кресло под солнцем, может возникнуть много новых или хорошо забытых старых идей.



Переход на автобусы большой вместимости в Рязани предлагался еще двенадцать лет назад советником губернатора Шпака Сергеем Мозером. Потом эту тему оседлал и Олег Ковалев, регулярно давая региональному Минтрансу амбициозные поручения: обдумать, рассмотреть, просчитать и не прослезиться. Возможно, рязанские троллейбусы пока спасает нехватка бюджетных денег и отсутствие интереса частных инвесторов. Соблазн отдать управление общественным транспортом какому-нибудь частно-государственному партнерству «Рогоносец и сын» все же может пустить корни в пытливых начальственных мозгах. 

Калужский опыт добычи инвесторов тут действительно пригодится. Возможные финансовые потери можно возместить путем продажи земли под всеми тремя существующими троллейбусными депо и сдачи списанных машин в металлолом. А пришедшие им на смену затейливо раскрашенные рекламными этюдами новые автобусы большой вместимости как раз будут уместны для развоза аборигенов, туристов и болельщиков на спортивные события мирового уровня, которые когда-нибудь обязательно пройдут в Рязани.    

К всемирным десантным играм или чемпионату русского мира по полиатлону троллейбусы как раз упразднят за ненадобностью. А несколько самых презентабельных экземпляров сохранят для истории: в «десятке» откроют закусочную на колесах «Червонец», в любом другом – ретро-клуб «Компостер».

А если серьезно, то для умеющих работать с бюджетом и инвесторами властей сберечь и сделать привлекательнее самый экологичный, бесшумный и комфортабельный общественный транспорт было бы не так уж и трудно.
 
Дежурный субъект рязанской редакции