Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№05 от 5 февраля 2015 г.
Поэт и цензоры-землемеры
Организация охраняемого объекта «достопримечательное место» в селе Константинове и его окрестностях прикрывает покушение на национальные ценности
 
Президент России Владимир ПУТИН – главреду рязанской «НОВОЙ ГАЗЕТЫ» Алексею Фролову:
«Я не могу с Вами не согласиться в том, что голова-то должна быть на плечах, надо же понимать, где и что застраивать. И есть вещи, которые, безусловно, являются частью нашего национального культурного кода, лежат в основе нашей культуры. К этому относится и Ясная Поляна, к этому относятся, безусловно, и есенинские места...» 
Санкт-Петербург, 24 апреля 2014г.
 
«Звериный оскал капитализма», как написали бы в советские времена, с каждым днем все  отчётливей виден жителям Рязанской области и тем, кто приезжает насладиться красотами есенинского края на живописный берег Оки в село Константиново. 
 
Проектировщики из компании «Градостроительная мастерская» (город Иваново), которым местные власти поручили разработать проект охранных зон достопримечательного места «Есенинская Русь», предложили сократить территорию, занимаемую музеем-заповедником в 2,5 раза!

 
Среди других архитектурных достижений «Градостроительной мастерской» (www.grad-mas.ru) – проекты автозаправочных станций, сельскохозяйственного рынка, планировочная организация территории кладбища в с. Фряньково, проект межевания территории в с. Крюково...
 
Слова директора «Градостроительной мастерской» Галины ЗЫКОВОЙ, сказанные ею в интервью газете «Известия», поражают своей циничной откровенностью: «Огромной территорией в несколько десятков тысяч га очень сложно управлять», и именно поэтому компания приняла решение локализовать территорию достопримечательного места, уменьшив её с 38 тысяч гектаров до 15 тысяч. 
 
Защитники родины Сергея Есенина задаются логичным вопросом: «А как же до этого управляли?». 
 
На основе неполных данных огромные территории собираются лишить охранного статуса 
 
Зато на сбросивших «ярмо охранных цепей» территориях теперь можно будет прикупить землицы – таков посыл желающим прислониться своим заборчиком к памяти великого русского поэта. 
 
При этом к критике профессионального сообщества ивановские градостроители демонстративно глухи. 
 
– Фирма, которая готовила предложения, проанализировала всего пятнадцать литературных источников, по которым имеется документальное доказательство физического присутствия Есенина. На основе неполных данных огромные территории собираются лишить охранного статуса, – говорит член Рязанского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Игорь КОЧЕТКОВ. – Во время разработки документов мы предоставили все возможные обоснования – воспоминания современников, родственников и друзей Есенина, доказывая, что поэт бывал не только в Константинове, но и в окрестных селах и монастырях. Однако наши аргументы просто проигнорировали.
 
Как уже шутят рязанские журналисты, «тень пресловутого и новомодного Левиафана нависла над страной берёзового ситца». Оказывается, романтику и поэтическую красоту можно измерить условным шагомером. 
 
P.S. ОТ РЕДАКЦИИ
 
Пока охранный проект «Градостроительной мастерской» был в стадии разработки нас настойчиво просили: не мешайте людям работать, не критикуйте! Мы не мешали и не критиковали – сами не любим, когда лезут напролом и говорят под руку.
 
И вот проект наконец-то представлен обществу. Рязанские гласные из научно-методического совета при музее-заповеднике С.Есенина даже носом не повели и под всеобщий «одобрямс» 17 декабря его поддержали. А вот в столице, в аналогичном совете при федеральном Минкультуры, ученые мужи оказались посмелей и засомневались: как можно обманывать президента, в два с половиной раза сокращая то, что он поручил сохранить?..
 
Продолжение следует.  
 
 
Авторитетное мнение
 
Достопримечательное – вместо
 
Константин МИХАЙЛОВ, координатор общественного движения «Архнадзор», член Совета при президенте РФ по культуре и искусству:

 
– Сама идея включать в охраняемые территории только те места, по которым имеется документальное доказательство физического присутствия Есенина, представляется мне абсолютно неприменимой к подобного рода задачам. Так можно и в самом Константинове дойти до того, что негде взять справку, по какой стороне главной улицы ходил Есенин – по правой или по левой. При таком подходе от Пушкинского заповедника в Михайловском можно оставить пятно дома, несколько аллей и пару точек на берегу реки – ведь негде же взять документы, подтверждающие, что Пушкин физически стоял, сидел или возлежал на каждом конкретном квадратном метре заповедника.
Это заведомо ложный подход. 
 
В Константинове и окрестностях, как и в других мемориальных заповедниках, охране подлежит целостный ландшафт, связанный с жизнью и творчеством Есенина, взрастивший его, служивший ему источником вдохновения. Вся «малая Родина», которой поэт любовался, воздухом которой дышал.
 
Облик есенинских мест должен оставаться неизменным, а сокращение охраняемой территории под надуманными предлогами – прямой путь к его искажению, к легализации новой диссонирующей застройки. В контексте тех поручений по сбережению этого ландшафта, которые президент Владимир Путин давал во время встречи с губернатором Рязанской области Ковалевым, подобные проекты смотрятся абсолютно неуместно.
 
Рязанское бюро «Новой газеты»