Театр «Предел» предложил инструкцию по поиску настоящих отцов
Фото Андрея ПАВЛУШИНА
Затерянное место – Ежкины Кошки. Мамы возмущаются: дороги здесь такие ужасные, что сапоги приличные не обуть. А детям раздолье – грибы-ягоды, рыбалка отменная, таинственный старый парк и даже полуразрушенный дворец с собственным привидением. Все есть, кроме одного. Нет в Ежкиных Кошках пап. Ни у кого из детей. И так больно от этого бывает маленькому сердцу, что хочется повторять как заклинание: «Папа, приди!» И пускаться на самые рискованные подвиги, чтобы отыскать его. Единственного папу на свете. О том, как нужны детям настоящие отцы, на камерной сцене Рязанской филармонии рассказал в самый «мужской» день – 23 февраля – театр из Ежкиных…, пардон, из Скопина.
Спектакль «Большая меховая папа» существует в репертуаре театра «Предел» уже три года. И за эти годы он «рос» и менялся вместе со своими юными актерами. Первые исполнители уже играют в этом спектакле во «взрослых» ролях. А им на смену приходят новые скопинские таланты. Восьмилетние Полина Трифонова и Пелагея Колданина, Марина Косырева (10 лет) и Юля Назаркина (12 лет), братья Яровые – Макар, Глеб, Кирилл – младшему из которых всего 7 лет… Наблюдая, как естественно чувствуют себя маленькие актеры на сцене, как легко входят в образы и ситуации, не верится, что кто-то из них начал свое знакомство с театром только осенью, попав в труппу «Предела» с новым студийным набором.
Спектакль поставлен по мотивам пьесы Ксении Драгунской «Загадка таинственного секрета, или Большая меховая папа». Взяв ее текст за основу, режиссер Владимир Дель насыщает действие приметами нынешнего времени. Легко узнаваемые попсовые мелодии (вроде «Белой стрекозы любви» или «Прованса»), танцы и гэги, забавные youtube-ролики, собравшее миллионы «лайков» стихотворение «Бабушкины годы» и прочие популярные интернет-мемы.
Неоднократно бывая на репетициях скопинского театра, можно легко представить, как находится и компонуется эта мозаика самими детьми: в спорах, играх и этюдах, с азартом и увлечением. Каждому ребенку на сцене достается своя «минута славы». И главное, в результате складывается материал, понятный каждому подростку, адекватный его реальному миру.
Как в настоящей жизни, здесь соседствуют смех и слезы. Здесь можно серьезно говорить о самых важных вещах, обращаться к Богу или признаваться в сокровенных переживаниях. И тут же, поддаваясь неуемной детской природе, хохотать и кувыркаться, строя коварную «паполовку». Даже в этой детской, в чем-то очень наивной игре постоянный зритель «Предела» найдет ту доверительную интонацию и душевный порыв, которым так ценен этот театр. Атмосфера творчества затрагивает самые глубинные инстинкты. Поэтому и на сцене юные артисты существуют максимально органично. Не притворяясь, а проживая.
Тем более что главный конфликт действия – безотцовщина, брошенность, безнадега – просто не может не затронуть самые сердечные чувства. И если оригинальный текст Драгунской (особенно ремарки) при чтении «с листа» может вызвать ироничную усмешку, то спектакль Деля проникнут трогательной искренностью и серьезными размышлениями.
Растянутые вязаные кофты, в которые кутаются дети, шерстяные носочки – сиротливость ощущается уже в этом. И смешны, и печальны их «оправдательные» истории про пап. Один – «в кругосветном путешествии», другой – «служит на подводной лодке», третий – «в космосе». А чей-то папа и вовсе «сидит в темнице, потому что плохо себя вел».
Впрочем, наши умные дети и сами мало верят в подобные мамины выдумки. И с отчаянной смелостью ищут настоящих отцов, пускаясь в немыслимые приключения. А поскольку это «переживательная история со счастливым концом», то, конечно же, находят.
Финал спектакля, где папы оказываются военными, охраняющими нашу границу от войны в далеком лесу, был придуман режиссером изначально три года назад. Сегодня, глядя на мужчин в камуфляжах, сердце щемит совсем по другому поводу. И хочется верить, что «так не бывает на свете»…
от первого лица
Владимир ДЕЛЬ, художественный руководитель театра «Предел»:
– Детским театром я занимаюсь с 1976 года. За эти годы через нашу студию прошло огромное количество юных артистов. Детский театр – это особое состояние души. Во взрослом театре сильно влияние отношений между актерами, которое не всегда бывает положительным. Но работа с ребенком – это счастье и радость. При этом всегда отдаешь себе отчет, что это начало жизни человека, его судьбы, биографии. И очень важно перво-наперво быть честным человеком, чтобы общаться с детьми. Заповедь «Не врать» для меня определяющая. Часто детский театр понимается как бесконечный утренник для мам и пап. Для меня же в детском театре важно ощущение настоящей жизни, правды во взаимоотношениях, важно присутствие конфликта, действия, энергии. Я не ставлю своей задачей сделать из них профессиональных артистов, ввести их в профессию. Но я вижу в этих детях одаренность, которую хочется развить, чтобы она помогала им в дальнейшей взрослой жизни.
Вера НОВИКОВА