Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№44 от 5 ноября 2015 г.
Свобода слова под угрозой
«Новую газету» в Рязани снова собираются мочить

По сведениям рязанского бюро  «Новой», губернатор Ковалев  поставил себе целью либо закрыть  газету в Рязани, либо добиться отказа от публикации критических статей в своей адрес. «Новая газета в Рязани» – едва ли не единственное печатное СМИ региона, на которое политическая цензура областного правительства не распространяется. 

В последнее время журналисты критиковали губернатора за застройку элитными коттеджами охранных зон, рост госдолга региона, корруп-цию в региональном правительстве, продажу министерских должностей, неэффективные бюджетные траты, фальсификацию выборов, приватизацию муниципальной собственности, утаивание сведений о доходах супруги, плагиат в кандидатской диссертации, невыполнение своих предвыборных обещаний, высокие зарплаты подчиненных, развал дорожного хозяйства, рост тарифов ЖКХ, «зачистку» неудобных глав местного самоуправления,  неспособность решить многолетнюю проблему нехватки мест в детсадах, нежелание бороться с вредными выбросами крупных предприятий, уничтожение зеленых зон в угоду крупному бизнесу и т.д.

В понедельник, 2 ноября, главный редактор «Новой газеты в Рязани» был вызван для дачи объяснений в прокуратуру Советского района. Поводом для этого послужило заявление управ-ления Минюста по Рязанской области с просьбой возбудить в отношении Алексея Фролова уголовное дело по ст.170.1 УК РФ за, якобы, предоставление заведомо лож-ных сведений при внесении изменений в учредительные документы Автономной некоммерческой  организации  Редакция газеты «Зеркало событий», которая осуществляла  хозяйственную  деятельность «Новой газеты» в Рязанской области.

Изменения в Устав АНО Редакция газеты «Зеркало событий» были внесены в 2014 году и связаны исключительно с теми требованиями,  которые  предъявило  управление  Минюста в своем  предписании  в  связи  с  изменениями действовавшего законодательства РФ. 

В редакции Устава, представленной в Минюст, указано, что учредителем АНО является ЗАО «Яросвет», которое к тому времени прекратило свое существование. На момент подачи указанного заявления Алексей  Фролов не  знал о  ликвидации «Яросвета» по причине того, что не являлся сотрудником данной организации, каких-либо уведомлений от налоговых органов, органов юстиции, иных органов не получал.

Таким образом, в действиях главреда рязанской  «Новой»  полностью  отсутствовал умысел в совершении преступления, так как сведения,  указанные  в новой  редакции  Устава,  не  могли  быть 
заведомо ложными – об их недостоверности он просто не мог знать. О ликвидации фирмы-учредителя Фролов узнал в ходе прокурорской проверки, чему был крайне удивлен.

В  данном  случае  Управление Министерства юстиции РФ по Рязанской области неправомерно просит возбуждения в отношении Алексея Фролова уголовного дела ввиду отсутствия умысла в его действиях. Более того, Минюст сам официально зарегистрировал указанные изменения в устав АНО.

В связи с этим главный редактор рязанской «Новой» подал жалобу на имя прокурора Рязанской области Олега Черныша. «Претензии ко мне необоснованны и незаконны»,– считает Фролов.

«Новая  газета»  уверена,  что  заявление  с  требованием  привлечь  Алексея Фролова к уголовной ответственности инспирировано  правительством  области. По нашей информации, команду «мочить» независимых журналистов дал губернатор Олег Ковалев. Посредством фабрикации уголовных дел и других манипуляций с использованием своего должностного  положения  и  влияния, глава  региона  пытается  добиться  либо закрытия  «Новой»,  либо  отказа  от  публикации критических материалов.  Губернатор стремится зачистить информационное пространство в преддверии выборов 2016 года.

Напомним, ранее целенаправленно-му преследованию сотрудники рязанской «Новой» подвергались в 2012 году. Тогда на Алексея Фролова, его заместителя  Романа  Сивцова  и  обозревателя Сергея Ежова напали на центральной улице города. После этого у Ежова было диагностировано сотрясение головного мозга, более двух недель он находился на больничном. Новогазетчиками было подано заявление в полицию с просьбой наказать виновных в нападении. Однако по  нашим  заявлениям было вынесено постановление об отказе в возбуждении дела, а по встречному заявлению нападавшего гражданина (сотрудничающего с полицией провокатора) возбуждено по ч.2 ст.115 УК РФ. Ежов был привлечен в качестве подозреваемого. 

Впоследствии  прокуратура  отменила постановление МВД, дело спустили на тормозах. Ежова пытались привлечь и по другой статьей УК, проводили в его квартире обыски, изымали компьютер-ную технику. Однако благодаря реакции общественности,  все  попытки  фальсификаций провалились. В итоге, координировавший кампанию против «Новой» Анатолий Агошков был уволен с должности начальника Управления МВД по Рязанской области, а Олег Ковалев до-срочно ушел в отставку и принял участие в новых губернаторских выборах.


Дмитрий МУРАТОВ:
Зачем рязанский губернатор Олег Ковалев приезжал в московскую редакцию «Новой газеты» 



В четверг, 22 октября, губернатор Рязанский области Олег КОВАЛЕВ прибыл в редакцию федеральной «Новой газеты». По предварительной просьбе Ковалева с ним встретился главный редактор издания Дмитрий МУРАТОВ. Визит рязанского губернатора совпал с проверкой в отношении рязанского издания «Новой газеты», а в понедельник, 2 ноября, руководитель рязанского бюро «Новой» Алексей ФРОЛОВ был вызван в прокуратуру.

Чему же был посвящен рабочий четверг губернатора Рязанской области? Интервью Дмитрия Муратова главному редактору интернет-газеты «Вид сбоку», обозревателю «Новой газеты»  Константину СМИРНОВУ.

У нас была встреча, во время которой обсуждали два вопроса. Первый вопрос – это его претензии к газете, к юридическим вещам, связанным с её регистрацией. Там совсем формальный повод – некая организация, которая была в числе учредителей, прекратила своё существование, о чём Фролов не знал. Это технический вопрос, как я полагаю. Другие вопросы были связаны с линией газеты.

Я абсолютно не против того, чтобы был конструктивный диалог между изданием и региональной властью. Знаете, как Бродский говорил: «Идёшь в булочную – уже сотрудничаешь с советской властью». Но поджимать федеральные издания, в том числе меня, тем, что вызывают в прокуратуру Фролова, честно говоря, это совсем несерьёзно. Масштабные и серьёзные вопросы так не решаются.

– В вашей практике вообще было такое, что губернатор какого-то региона приезжает обсуждать вопросы региональной редакции?

– У нас были такие ситуации. Достаточно конфликтные ситуации в разных регионах, но мы их урегулировали. Где-то это было связано с тем, что губернатора меняли, где-то это было связано с тем, что мы представляли и его точку зрения, не отказываясь от своей линии. Могу сказать, что у нас были серьёзные ситуации когда-то в Нижнем Новгороде, Самаре, непростая ситуация была когда-то во Владивостоке, и, собственно говоря, всюду мы находили приемлемое решение, не утрачивая суверенитет издания, иногда идя на то, что мы разрывали отношения, напротив, окончательно.

Диалог возможен, я могу его только приветствовать. Но я не понимаю, почему, едва он начался, этот диалог, в него втягивают прокуратуру. Почему с неугодными медиа пытаются бороться силовыми средствами? Могу вам заметить, что по всей стране сейчас началась чистка администраций, которые слишком увлеклись собственным пиаром. Последний пример – Пермский край.

– На ваш взгляд, такое огромное внимание, которое областное правительство уделяет региональной редакции и Фролову, вызвано чем именно? В регионе преобладает мнение, что при всей общей медиазависимости Ковалева, это связано с историей про Константиново.

– Сам Алёша Фролов эту повышенную конфликтность связывает с тем, что он выступал на медиа-форуме и задал вопрос (Владимиру Путину, – К.С.) по поводу Константинова. Второй вопрос, который у нас обсуждался с Олегом Ивановичем Ковалевым, как раз был вопрос по поводу Константинова. У нас этим будет заниматься обозреватель Леонид Васильевич Никитинский, член Совета по правам человека при президенте Российской Федерации.

– Заниматься уже в федеральной «Новой»?

– Да. И у нас Леонид Васильевич разговаривал с Олегом Ивановичем, я их на время оставлял и они беседовали. Есть позиция населения, есть позиция губернатора, будем выяснять, кто здесь прав, кто виноват. Мы хотим внимательно на всё это посмотреть. Всё, что связано с национальной памятью, тем более, с национальной памятью такого масштаба, что связано с Есениным и его родиной, конечно, это очень резонансные вещи. Мы внимательно, внимательно изучаем прямо сейчас всё это. Посмотрим, кто там прав.

Я вот что скажу – я очень рассчитываю на то, что прокуратура у нас является самым независимым органом. И как независимо начали, так независимо и закончат. Тогда возможно какое-то продолжение диалога. А если станет невозможно продолжение диалога, то значит, не только прокуратура у нас является независимой. Есть независимые СМИ. И мы будем бороться за независимость.

– Когда именно Ковалев нанес вам визит? Хотелось бы знать, чтобы соотнести эти события.

– За неделю до того, как был вызван Фролов в прокуратуру (по уточненным данным – 22 октября, – К.С.). Но еще раз повторю, неделя – это вообще не срок. Он был у нас, а через неделю после этого Алексея вызвали в прокуратуру. Я оцениваю это крайне негативно.
 
Редакция «Новой газеты»