Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№25 от 6 июля 2017 г.
Дягилевским авиаторам подрезают крылья
 Военный городок в Рязанской области, чуть не ставший ноополисом, вскоре может превратиться в стройплощадку

Жители рязанского поселка Дягилево продолжают бороться против застройки высотками зеленых зон военного городка. Активисты не теряют надежду, что все же удастся победить нахрапистых застройщиков и их покровителей.

Тем более что 1 июля Владимир Путин подписал закон, который регулирует использование природных зон возле аэродромов. И хотя он напрямую касается гражданских воздушных портов, по аналогии такие же ограничительные меры не помешали бы в будущем военным аэродромам.

Законопроект предусматривает создание подзон рядом с авиагаванями, на территории которых действует ограничение использования объектов недвижимости. К примеру, в третьей подзоне нельзя строить объекты, превышающие по высоте установленные ограничения, в шестой запрещено устанавливать объекты, которые привлекают скопления птиц. А в Дягилеве планируют в непосредственной близости от стратегически важного военного аэродрома возводить десятиэтажные жилые дома.

3 июля в городке побывала съемочная группа федерального телеканала «Общественное телевидение России» (ОТР). Жители надеются, что вмешательство федеральных СМИ поможет сдвинуть проблему. Поддержать дягилевцев во время народного схода в защиту парка пришли координатор Комитета защиты музея-заповедника «Рязанский кремль», член ПАРНАС и Рязанской общественной коалиции «Гражданская альтернатива» Ирина Кусова и кандидат в губернаторы Рязанской области Герой России Святослав Голубятников.



Как мы уже писали, представители администрации Рязани и регионального правительства не особо горят желанием общаться с жителями военного городка. Не совсем понятна и позиция командования полка дальней авиации. А ведь совместными усилиями можно было найти компромисс. 

Использовать потенциал военного аэродрома «Рязань» (Дягилево) в мирных целях уже пытались. Рязанцы постарше помнят, как в 1992 году в Рязани заговорили про «Нооград». Чаще всего это слово произносил тогда председатель Рязанского горсовета Сергей Вобленко – главный вдохновитель кардинальных изменений в городской жизни. Он предлагал полумиллионную Рязань развивать не как промышленный центр (было понятно, что эпоха гигантских строек уже не вернется), а как место для жизни людей, где все устроено «по уму». Именно греческое слово «ноос», означающее «разум», и вошло в название проекта.

Одним из главных направлений перемен в Рязани могло стать развитие поселков Дягилево и Борки как мест жизни обеспеченных горожан. По проекту «Нооград» там должны были вырасти элитные кондоминиумы и особняки «новых рязанских».

Но почему, например, в Дягилеве? Очень просто: военный аэродром со временем предполагалось превратить в… гражданский международный аэропорт! Уже были зарегистрированы компании «Рязань-авиа» и «Нооград-авиа», подписано соглашение с Министерством обороны.

В архивах сохранилось интервью 1993 года Сергея Вобленко редактору отдела информации газеты «Вечерняя Рязань» Юрию Манову с говорящим заголовком «Нооград начнется с Дягилева»:

«– Почему именно на Дягилево пал выбор? 

– В первую очередь из-за удобного местоположения. Рядом транспортная магистраль. Наличие большого массива незанятых земель, Дягилевской ТЭЦ и аэродрома. На последнем пока базируются только военные самолеты, но уже достигнута договоренность со штабом дальней авиации в Москве о его совместном использовании для транспортных самолётов. За разработку проектной документации по переустройству аэродрома берется известный голландский институт. В проекте – внедрить наш город в единую транспортную сеть «Западная Европа – Рязань – Дальний Восток – Япония».

А аэропорт даст нам возможность не только валюту зарабатывать, но получать новейшие комплектующие для производства высокотехнологичных товаров на базе предприятий военно-промышленного комплекса. На этих предприятиях могут быть задействованы те высококвалифицированные рабочие и инженеры, которые сейчас попадают под сокращение. Рязань способна стать одним из мировых центров в производстве научно-технической продукции. У нас есть все возможности для создания настоящего технополиса!»



Заметьте, ни о каких многоэтажках даже в «лихие 90-е» речи не было. А сегодня, когда на самом высоком уровне ежедневно твердят об укреплении военной мощи России, модернизации вооружения и техники, в том числе воздушно-космических сил, крупный военный аэродром хотят обложить десятиэтажками. Вопреки логике и здравому смыслу.  

А генералы-то не знают...

На многочисленные обращения жителей Дягилева в федеральные и региональные ведомства иногда приходят ответы.

6 июня заместитель директора Департамента имущественных отношений Минобороны России Кирилл Федоров написал: «…Аэродром Рязань (Дягилево) является стратегическим объектом Российской Федерации и запланирован к дальнейшему использованию в интересах авиации Вооруженных Сил Российской Федерации. Вопрос о ликвидации данного аэродрома не рассматривается».

 28 июня жители Дягилева получают ответ от начальника управления – главного архитектора Рязани Дмитрия Васильченко: «Принципиальным для развития города является решение о ликвидации аэродрома “Дягилево”, исходя из того, что аэродром препятствует созданию благоприятной городской среды».

Послушайте, а не пора ли определиться и честно сказать жителям городка, что их ожидает в перспективе? Сказать правду, даже если она для кого-то будет горькой.

Блиц-опрос

Корреспондент «Новой» попросил жителей Московского района Рязани высказаться по проблеме дягилевского аэродрома. Мнения людей разделились. 

Александра, мама двух сыновей-малышей:
– Отношусь к проблеме нейтрально. Привыкла, когда жила в Приокском, на Магистральной. Летали так низко, что были видны бортовые номера и то, как выпускались шасси. Сейчас старший сын с удовольствием наблюдает за самолетами.

Анастасия, мама годовалого малыша: 
– Летают днем и ночью. Невозможно открыть окно, чтобы проветрить. Особенно когда укладываю ребенка спать. Бывает, что летают до полуночи. Отдохнуть бывает невозможно...

Александр, отец семейства, 31 год: 
– Старшая дочурка, когда была совсем маленькой, очень пугалась, вздрагивала от гула самолетов.

Александра З., Ольга Л.:
– Самолеты особо не мешают мне, но тревожусь, когда слышу их гул... Вдруг это не наш?
– Раньше летали ниже. Сейчас выше, но боюсь, что не долетит...

Бабушка Светлана, пенсионерка: 
– Я росла в семье военного летчика, к самолетам привыкла с детства. Шума от них не замечаю. Лишь недавно переехала в дом, где нет рядом аэродрома.

Алексей, инженер, отец двоих сыновей: 
– Сегодня не получится жить без военного аэродрома в Дягилево. Хотелось бы, чтобы летали выше над домами, не в ночное время: гул самолетов будит детей.

Ольга, офисная служащая: 
– Мне самолеты не мешают. Не это главное. При сложной политической обстановке в мире без аэродромов и военных самолетов не обойтись. Слава богу, стали проводиться учения, стало хватать керосина. А то ведь было время, когда армия дошла до края...

Николай, работник в сфере ЖКХ, 55 лет: 
– Помню, когда въехали в дом лет 45 назад, уже тогда не было покоя от самолетов. Писали с соседями в разные инстанции еще в советское время. А в ответ – нам легче перенести ваше Канищево, чем аэродром. Ничего не изменится с вашими вопросами...

Владимир Шумилин, пенсионер: 
– От низких полетов самолетов дрожат стекла в окнах. Дом мой панельный, значит, и он рано или поздно может не выдержать вибрации.

Дмитрий, строитель, 41 год: 
– Живу в первом квартале в Канищево. Стекла дребезжат, когда летит на посадку самолет. Сейчас наша компания строит монолитные дома. Им не страшны такие полеты, а вот для крупнопанельных домов – это проблема.

Ольга Сергеевна, 79 лет: 
– Меня возмущают капризные люди. Это им не так, то им не эдак – уберите аэродром! Обстановка в мире опасная. Нам нужны военные самолеты...

Борис Романович, 80 лет, юрист, на пенсии: 
– Самолеты летают так низко, что сигнализация срабатывает на машинах. Нет покоя. Недавно приезжал к нам родственник из Екатеринбурга, так он всё удивлялся: «Как это у вас нет никого из властей, кто должен заботиться о тишине в спальном районе?!»
 
Павел Гресь