Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№01 от 10 января 2013 г.
Приговор волшебному лесу
Распродажа заповедной Солотчи продолжается вопреки всему


 
Солотча. Загадочный кусочек волшебных лесов Мещеры. Издревле эти места были святы для людей двух разных культур, ставших потом частью единого русского народа – угро-финского племени мещера и славян-вятичей.
 
Вятичи вместе с соплеменниками-радимичами освоили эти таинственные земли. Бережно они относились к лесу, который почитался у них, как храм. Ибо язычники не строили храмов, а молились в Священных Рощах. Что славяне, что мордва и мещера, ставшие в итоге сплавом того коренного народа, что живет на Рязанской земле.
 
До сих пор из уст в уста передаются поверья – есть камни, укрытые в сосновых тайниках-рощах, куда по сей день ходят люди, чтобы загадать у них свои заветные желания. Алатырь-камень и Синь-камень – это реликтовые монументы наших древних предков. 
 
А позже в Солотче построили величественный монастырь Рождества Богородицы и красивый храм. И для всего православного люда Солотча стала местом паломничества. Сегодня монастырь-крепость со своими белокаменными стенами – главный символ Солотчи: его основал великий  князь Олег Рязанский лично в 1390 году. 
 
Монастырь – это оберег. Таким же оберегом является и волшебный сосновый лес. Ровные как на подбор сосны, словно строй воинов. Сосны-стражи в вечно зеленой униформе охраняют древнее село, что во всех летописях считалось священным со стародавних времен, оберегают это уникальное место. 
 
Но мы сами не можем сохранить это богатство природы, это дарованное нам сокровище, которое безжалостно у нас отбирают. Пожары и людская жадность. Выгоревшие леса: целых 136 000 гектаров! Насколько «зеленые легкие» нашей области пострадали! Да, власти что-то делают. Но что такое восстановление 4–5 тысяч гектаров в год? Это целый век восстанавливать экологическую систему нашей Мещеры. Ладно только в этом была бы беда. Есть такое понятие: «человеческий фактор». Я бы применил термин: «античеловеческий фактор», безжалостная вырубка лесов. Самые лакомые кусочки забирают под строительство элитных домов как частного характера, так и строят уже многоэтажные дома! Уничтожают наш волшебный лес.
 
Хищники разворовывают общее богатство. Вместо бывших пионерских лагерей – вертепы. Вместо прекрасных сосновых лесов – особняки, порою безвкусные в архитектурном плане. Старую архитектуру деревянного зодчества с резными декорами сносят. Строят обычные каменные палаты. 
 
Почему мне больно смотреть на это? Есть в Солотче дом-музей замечательного гравера Пожалостина. Знаменитый «дом с мезонином», описанный в рассказах  русских писателей. Здесь и Паустовский оставил о себе след: «Тропу Паустовского». Возможно, именно здесь он молвил такие слова: «Природа требует равновесия и тишины. Будем же жить с ней в мире, чтобы целиком услышать ее задумчивый голос и узнать радость ее тишины…»
 
Гроссман и Пришвин, Есенин и Солженицын любовались волшебным лесом и писали что-то свое. В «доме с мезонином» Аркадий Гайдар придумал удивительный рассказ о двух братьях Чуке и Геке. Там же Фраерман написал свою прекрасную повесть «Дикая собака Динго». Я тоже написал, любуясь соснами своей Солотчи, много стихов, включая стихотворение «Волшебный Лес». А потом лидер рязанской рок-группы «О.Г.П» Алексей Селиванов так трогательно исполнил ее. И поэтому мне не безразлична судьба древнего села Солотча и волшебного леса, который и есть главная ценность нашей Рязанщины. Только для кого-то это волшебный лес, а для кого-то – возможность продать часть своей малой родины. А родиной не торгуют. Или торгуют те, у кого нет души. 
 
Уничтожение реликтовых лесов Солотчи продолжается… 
 
Евгений ЧУЙКО