Новая газета
VK Twitter Рязанский выпуск
№17 от 11 мая 2017 г. Политический рынок | Экономика | Общество | Культурный слой | Спорт | Блогосфера | Архив номеров
Свежие новости



Георгий САЛИКОВ // Общество
«Хватит дырявить мои корабли»
 Гражданин мира Георгий САЛИКОВ – о странных поворотах судьбы, Украине, России, людях и наблюдениях

Необходимое предисловие: все изложенное ниже является частным мнением человека странного, небеспристрастного, много чего повидавшего, «гражданина СССР» – в определенном смысле, «гражданина мира» – в философском. На абсолют никто не претендует, ничьих чувств щадить не намерен. Вы предупреждены. Verum!

Первое: автор этих строк рожден в маленьком городке прекраснейшей Белорусской Советской Социалистической Республики, взращен – отвратительное слово – в городе-не-герое Мариуполе (Жданов в советские времена), к Рязани имеет самое непосредственное отношение порядка 40 лет (чуть меньше, чем себя помнит), из них 18 – единым потоком. А посему и Рязань, и Мариуполь, и, в более глубоком контексте, Россия и Украина (Беларусь – отдельная тема, о ней в другой раз) – близкие, знакомые, по-своему родные места и сакральные величины.

2013–2014 гг. ознаменовались целым фонтаном событий различной эмоциональной окраски и не менее разнообразных последствий: Майдан – Крым – Восток, далее со всеми остановками. «Почему уехал? Тем более в такое сложное время. Ты что, дурак?» – вопрошали знакомые и товарищи. Ну вот так. Захотелось сунуть нос туда, где происходят исторические события. С полным пониманием возможности утраты и носа, и самой жизни. Благодарение Господу, пока все в порядке. Поскольку по результатам 18-летнего периода биографии, связанного только и исключительно с Рязанью, автор все еще оставался гражданином Украины, особых сложностей с «возвращением на малую Родину» не возникло. 

Сейчас оцениваю с некоторой дистанции те же вопросы – почему, зачем, для чего?

Море

Вот минимум одна веская причина: море. Снимки сделаны 16 апреля, в период долгожданного потепления в преддверии лета.



Весны Мариуполь как таковой не знает, да и зима – длинная холодная осень. В отношении «Азовстальского» моря иллюзий нет, та еще клоака (Азовским этот водоем становится ближе к Бердянску), но шелест волн, уютный прибой, несмолкающий ветер и сама возможность собраться, одеться, сесть на велосипед и через семь минут пить кофе на пляже дорогого стоит (на фото чай, неизменный термос с кофе – в рюкзаке).


Дешевая жизнь

Шестидесятиметровая «однушка» за 60–80, в зависимости от сезона, долларов в месяц аренды плюс все коммунальные – где в Рязани вы найдете такое? Бескрайние просторы пищевого разнообразия из расчета в среднем 100 гривен (230–250 рублей) в день: зелень, мясо, молочные продукты, кофе-чай-сладости, любой понравившийся алкоголь, табак и т.д. – в разумной селекции, но без особой оглядки на ценники. И это еще не лето, когда фрукты, овощи и ягоды становятся практически бесплатными. 

Из минусов – отвратительный социум. Но к нему у меня стойкий иммунитет.

Что мариупольский усталый пролетарий после жаркой смены смотрит ящик, читает «ВКонтакте», листает фейсбук или тупится в любимые видеоканалы на Youtube под пиво и жареного бычка, жадно обсуждая «москалив» и строя теории различного уровня завиральности (как нам обустроить государство, например). Что в Рязани – где ни произнеси волшебную фразу «гражданин Украины», так начинается... А вот у вас тот, а почему у вас это, «проплачено Западом», «зигующие молодчики в центре Европы».

Мариуполь 2013–2017 гг. (с перерывами)

Почему и зачем я «там» – надеюсь, более-менее понятно. Ну и сидел бы там, «майдаун», чего в Рязань ездишь?

Постойте! А с чего вы взяли, что я однозначно одобряю все, что происходит «там»? Или, как подсказывают стереотипы, прямолинейно осуждаю все, что говорится «здесь»? Да, в 10–15 километрах от уютного недорогого «гнезда» периодически что-то взрывается, иногда довольно громко (жизнь вообще штука опасная), но почему бы не предположить на секунду, что автор, слушая разглагольствования «повстанцев» из «ДНР», не цедит сквозь зубы, подражая Джеку Воробью: «Хватит дырявить мои корабли!»?.. 

Политика, геополитика, «наши/не наши» и все такое прочее витает сейчас в воздухе Украины в гораздо более сильной концентрации, чем в самых оголтелых ток-шоу на российском ТВ. Иногда просто надоедает: дайте выспаться и идите в HalfLife поиграйте, если так пострелять не терпится. Достали!





Хорошо видна надпись «Убежище» на одном из домов. На втором фото – та же точка, я просто развернулся на 180 градусов.

Рязань образца «2017»

Приехать – нет, не «вернуться», не надейтесь, трудности с получением российского гражданства понятны, исследованы вдоль и поперек, отброшены за ненадобностью – подталкивают личные интересы, друзья, годами складывавшиеся отношения, желание в конце концов по-человечески напиться в хорошей компании. Банальное любопытство: а как сейчас в Рязани, а что почем, а кто куда «вырос» или наоборот? Чем дышит знакомый с детства город, где первые пионерские лагеря распахивали свои хвойные лапы, где Пра, некогда самая чистая река Европы, тусовка Черненького озера – ядренейший в обозримой вселенной винегрет социальных статусов, уровней дохода, интересов и вкусов. Что изменилось, что осталось прежним, что узнаваемо, как двадцать лет назад, а что «ну Европа, чес-слово»? Причина? Да! Не одна, но колоссальный их клубок. Повод удивиться, восхититься, заново возлюбить и по-новой возненавидеть (хватает и того и другого, будьте спокойны) свой родной город. 



Российские цены – мрак: после харьковского метро за три гривны (менее семи рублей) прокатиться на московском за 50 – это шок. 500–600 рублей за поезд Москва – Рязань – шок вдвойне, ведь купе Мариуполь – Харьков это 220 гривен (примерно столько же, но расстояние в объезд неконтролируемых территорий втрое больше двухсот километров). Аналог «экспресса» РЖД – «укрзалызничны швыдкий» Киев – Харьков и того дешевле – 117 гривен. На фото – билет и этот вагон хмурым утром 28 декабря 2016 года (к настоящему моменту курс и тарифы изменились мало).


Как будто ничего необычного, но следует учесть, что между Киевом и Харьковом – чуть менее пятисот километров. То, что вы видите на фото – это третий класс. Вагон построен на базе «советского» плацкартного, соответственно, в нем есть купе проводника, два туалета на вагон (а не один на два-три вагона как в ползущем три часа из Рязани в Москву «экспрессе») и просторные тамбуры, где можно втихушку покурить: там тоже запрещено и должны штрафовать, но размер штрафа – вы же понимаете...

Рязань – Мариуполь – Киев – Житомир – Харьков – Запорожье – Днепропетровск – Москва – Рязань
2013–2017 гг.

Фото автора
 



 
реклама  |  редакция |  пресс-релизы