Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№34 от 14 сентября 2023 г.
Если Коданев будет молчать
Новый прокурор Рязанской области проходит первую публичную проверку на профпригодность


Затихшая было история с застройкой ядовитой земли бывшего шпалозавода возобновилась с новой силой. Компания «Зеленый сад – Рябиновые гроздья» вернулась на информационную сцену под руку с правильно обученной мэрией и затихшими правоохранителями.


Наросшая трава создает лишь видимость нормы, под ней метры пропитанной канцерогеном, так и не утилизированной почвы

Пролог. Бастрыкин, яйца и мэр

Напомним, что речь об участке в районе Борки. О планах по строительству здесь квартала из 8-этажек впервые заговорили в начале 2022 года. Градозащитники подняли шум, ведь это охраняемый ландшафт Рязанского кремля, где высотки под запретом. Протест был вызван не только намерениями девелоперов, но и большим опытом активистов, который показывает: если рязанские застройщики решили осваивать какую-то территорию, они не останавливаются. То есть начнут в Борках, а закончат через несколько километров, закрыв стенами новостроек весь уникальный вид на кремль. А в рязанской архитектуре, будем откровенны, больше ничего равного по масштабу и узнаваемости нет.


Тем временем участок вовсю готовят к строительству: засыпают яд песком, смонтировали подкрановые пути, завозят башенный кран

На эти доводы никто внимания не обратил, а зампредседателя регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Игоря Кочеткова прямо на крыльце земельного департамента мэрии еще и забросали яйцами. Случилось это почти год назад перед публичными слушаниями по проекту.

Полиция виновных так и не нашла, Кочетков же куртку отмыл и, благо к тому времени собрал необходимую информацию, стал упирать на другую проблему – сугубо почвенную. Ведь шпалопропиточный завод проработал здесь больше века, и грунт на потенциальной стройплощадке заражен на многие метры вглубь опасным канцерогеном креозотом.

Открытые письма, публикация аргументированных доводов и требований о проверке почвы привели к тому, что одновременно: тогдашняя глава горадминистрации Елена Сорокина дала добро на стройку, а по поручению главы Следкома РФ Александра Бастрыкина в Рязани, наконец, возбудили уголовное дело. После стало тихо. Градозащитники ждали итогов расследования, а застройщик, как выясняется, готовил продолжение постановки.

Акт 1. Документальная подготовка

В Рязани известен единственный случай, когда снесли незаконно построенное здание. В 2015 году убрали новенькую офисную двухэтажку около литфака РГУ (напротив «Атрона»). Это случилось благодаря тогдашнему руководителю Госинспекции по охране культурного наследия Рязанской области Денису Зайцеву. Наследие он, как мог, защищал, и в 2021-м слишком смелого чиновника все-таки «ушли» с должности. Других громких во всех смыслах сносов не было, и остальные нелегальные постройки по-прежнему стоят. Поэтому для девелопера главное начать строительство, добыв соответствующее разрешение.

Именно этим «Зеленый сад – Рябиновые гроздья» (по названию квартала) сейчас и занимается. Согласно ответу, полученному активистами на свой запрос от Росприроднадзора, в администрацию Рязани уже поступило заявление о выдаче разрешения на строительство 8-этажек (ранее речь вели о еще большей этажности), которое находится на рассмотрении.

Как таковую жилую застройку мэрия здесь уже разрешила, после чего и появилось уголовное дело по статье 293 УК РФ «Халатность», упомянутое выше. Теперь нужен конкретный документ под конкретные дома, а Уголовный кодекс пока отдохнет, он к этому привыкший. Интереснее другое.

– Запрос разрешения на строительство означает, что компания уже предоставила в горадминистрацию проект, включающий и результаты проб грунта, и положительное заключение экспертизы о соответствии этой документации нормативам, – пояснил «Новой» Игорь Кочетков.

Акт 2. Поддавки

Для того, чтобы на будущее закрепить проделанную с мэрией работу, нужно сделать так, чтобы у этой земли не отобрали статус «под жилую застройку», присвоенный экс-мэром Рязани Сорокиной. А судебное решение для этого – идеальный вариант, многократно обкатанный рязанскими застройщиками вкупе с горадминистрацией.

Повторим его суть. Подается иск о неправомерности какого-то решения (отказ в выдаче разрешения на строительство, к примеру). Застройщик отстаивает свою позицию, горадминистрация – свою, но предельно вяло, не предоставляя самые важные документы, которыми легко могла бы оперировать.

Затем суд – используя только то, что ему предоставили – встает на сторону застройщика и велит мэрии исправиться. Та, вздохнув для вида, идет выполнять и выдает строителям ровно то, что им нужно.  С этого момента исправить ситуацию практически невозможно, ведь есть решение судебных органов, и кто после него будет разбираться?

Именно такой процесс сейчас и идет в Советском районном суде Рязани. Истцы – два неведомых «активиста», которых ни члены ВООПИиК, ни рязанские журналисты никогда в глаза не видели. Суд, кстати, пока тоже: интересы тех, кто требует отменить постановление мэрии, разрешающее строить жилье на месте шпалозавода, представляет нанятый юрист – Максим Кочкарев.

Все катится по дорожке, описанной чуть выше, к нужному вердикту. Но на пути комбинаторов встало ВООПИиК. Опять требуют. На этот раз попросили привлечь членов этой общественной организации в качестве третьей стороны. Суд отказал. Тогда активисты пошли на заседания как слушатели. Однако в таком качестве они не могут подавать ходатайство или выступать в суде – не имеют права принимать участие в процессе.

Потому еще до начала заседания в присутствии судьи градозащитники огласили информацию о превышении в почве предельно допустимой концентрации по сильнейшему канцерогену (об нем чуть ниже), попросив истребовать у Следкома анализы грунта – из материалов уголовного дела о халатности. Все это происходило в присутствии журналистов, и суд был вынужден обратить внимание на заявления активистов.

Представитель администрации города возражал против получения анализов грунта. Они, мол, не нужны и пригодятся только при выдаче конкретного разрешения на строительство. А ядовитую землю, значит, под дома переводить можно?

Адвокат истца к такому повороту оказался и вовсе не готов. Тем не менее, суд решил запросить озвученные членами ВООПИиК материалы для приобщения к делу. Так что юристам обеих сторон придется думать, как выкручиваться.

Акт 3. Заигрывание со следствием

Если грунт проверяли так же тщательно, как делали экспертизу, заказанную ВООПИиК, то юристам будет непросто. «Новая» писала о ее результатах в материале «При покупке жилья – онкология в подарок».

Концентрация бензпирена в тех пробах, исследованных в лаборатории «Мещёрского научно-технического центра», оказалась в 210 раз больше предельно допустимой.

«Бензпирен (C20H12) – химическое соединение I класса опасности, вызывающее онкологические заболевания, способное проникать в организм через кожу, органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, плаценту, – приводили мы описание Роспотребнадзора в августе. – Помимо канцерогенного, бензпирен оказывает мутагенное, эмбриотоксическое и гематотоксическое действие (структурно-функциональное поражение печени, – ред.)».

Аналогичная информация по содержанию бензпирена может оказаться и у следователей, потому мэрия и не хочет использовать ее в суде. Но еще неизвестно, что дадут следователи суду, и дадут ли вообще хоть что-то.

Ведь расследование по непонятным причинам затягивается. Настолько сильно, что члены ВООПИиК уже написали жалобу на имя Бастрыкина. Причина такого шага – отказ в предоставлении информации: градозащитникам не дают ответы на вопросы, были ли взяты пробы грунта для экспертизы, и если да, то есть ли там превышение ПДК?

А застройщик уже завез на площадку массу глины, пробы можно взять и из нее.

Наброски к эпилогу

Из всех сторон, которые реально могут повлиять на ситуацию, мы пока не написали о прокуратуре. А потому что у нее нет официальной позиции.

Здесь градозащитники начали отдельную осаду. В начале августа направили официальное письмо в надзорный орган с просьбой защитить Рязань от экоцида. Обстоятельно перечислив нарушения, допущенные мэрией при переводе земли под дома, и приложив скрины итогов лабораторных исследований грунта. Но главное, попросили направить представителей прокуратуры для участия в процессе, идущем в Советском райсуде – том, где фигурируют подыгрывающиие друг другу мэрия и застройщик. 

Чуть позже Кочетков лично встретился с новым прокурором Рязанской области Дмитрием Коданевым, назначенным в регион буквально в начале июля, и подробно объяснил ситуацию. А в начале сентября, узнав, что мэрия уже рассматривает запрос на выдачу разрешения на строительство, написал в прокуратуру новое заявление – сообщив о возможном приготовлении к преступлению (ст. 30 УК РФ). И снова попросил прислать представителя прокуратуры для участия в процессе.


Дмитрий Коданев. Фото: 
kp.ru

Такая настойчивость объяснима. Коданев пока в громких рязанских делах себя никак проявить не успел, однако в публичном поле прокуратура с его появлением стала гораздо активнее: теперь на тревожные сообщения СМИ она заметно чаще отвечает официальными заявлениями о начавшихся проверках.

От прокуратуры ждут и заявления о конфликте вокруг шпалозавода… Его пока нет. Как нет и ответа на первое письмо градозащитников, хотя установленный законом срок уже истек. Если г-н Коданев будет молчать дальше и никаких реальных действий от прокуратуры не последует, значит, он окончательно слился с окружающим ядовитым рязанским пейзажем.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Не дайте создать онкологическую бомбу!


Наши страницы в соцсетях
Наталья Поддубная