Второй месяц в Сапожковском районе Рязанской области близ села Морозовы-Борки продолжаются поиски отца троих детей Сергея Пинтелина, пропавшего во время охоты. Опытный охотник, прекрасно знающий здешние леса, все хитрости и тонкости выживания в дикой природе, до сих пор считается без вести пропавшим.
Сергей Пинтелин. Фото: соцсети
Роковая пассивность
Напомним предысторию резонансного ЧП. 24 февраля Сергея пригласил поохотиться глава крестьянского фермерского хозяйства Сергей Петин. Жители этих мест его еще называют Симон. Дух «масти» чувствуется в общении с его односельчанами: о Симоне либо хорошо, либо никак. Кому картошки с барского плеча закинет, кому еще чего, одним словом – авторитет. Зарегистрирован как фермер, но и по заграницам мотается.
Сергей Петин. Фото: соцсети
Также в этой компании присутствовали два довольно крупных по региональным меркам правоохранителя. Бывший и ныне действующий. Экс-замначальника межмуниципального отдела МВД России «Михайловский» Станислав Костин и действующий заместитель начальника управления уголовного розыска УМВД России по Рязанской области полковник полиции Виталий Цыплаков.
Виталий Цыплаков. Фото: соцсети
Не это ли негативно повлияло на первоначальные оперативно-разыскные мероприятия, проводимые в рамках разыскного дела (которое было заведено только спустя неделю со дня подачи родственниками Сергея заявления о его пропаже в полицию)? В итоге время поиска человека по горячим следам было безнадежно потеряно.
Не секрет, что сотрудники правоохранительных органов, которые участвовали в охоте, обладают соответствующими знаниями уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также специальными навыками, которые, смеем предположить, могли бы быть ими использованы как при совершении преступления, так и при сокрытии возможного участия в нем. То есть, обладая высоким служебным положением, замести следы гораздо легче.
Приведем одно подкрепляющее этот тезис соображение. Действующий заместитель начальника управления уголовного розыска УМВД России по Рязанской области полковник полиции В.А. Цыплаков наделен специфическими полномочиями, и он не может и не должен был участвовать в проведении разыскных мероприятий, тем более если имеются обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в определенном исходе дела.
Не нужно быть дипломированным юристом, чтобы понять – совершение преступлений лицами, на которых возложены функции обеспечения безопасности и защиты других людей, не только подрывает основы демократического правового государства, препятствует построению гражданского общества, наносит ущерб авторитету государственной власти, препятствует нормальному функционированию органов власти и управления, подрывает имидж правоохранительных органов, но и содействует деформации правосознания граждан, морально развращает общество, приучая его к мысли, что несправедливость со стороны власти допустима и естественна.
На сегодняшний день местонахождение Сергея Пинтелина так и не установлено, неизвестен маршрут движения участников и точное место охоты. Именно поэтому поиски мужчины затянулись на длительное время.
Первоначальные оперативно-поисковые мероприятия, проведенные сотрудниками межмуниципального отдела МВД России «Сараевский» (обслуживает в том числе Сапожковский район), носили формальный характер, что дает повод думать об умышленном сокрытии следов преступления.
Например, не была снята информация с камер видеонаблюдения вблизи места предполагаемого нахождения участников охоты. Это первое. Представители органов так и не проанализировали видеозаписи движения машин в этот период – два. Третий факт и вовсе вопиющий: вскоре записи с камер видеонаблюдения были частично удалены с сервера сотрудниками уголовного розыска Сараевского межмуниципального отдела. По чьей-то просьбе? Или приказу?
Показания свидетеля и участников охоты, приобщенные к разыскному делу, не были должным образом проверены и оценены, фактически дали ложный след, было потеряно очень много времени. Кроме того, упомянутые свидетельства противоречат информации с камер видеонаблюдения.
Шкура, копыта, все остальное скрыто
При поиске пропавшего вблизи места предполагаемой охоты в мусорном баке нашли голову и шкуру лося. Осмотр базы (где обычно организатор охоты Симон-Петин разделывает туши) был произведен только вечером, хотя останки лося обнаружили еще ранним утром того же дня. Вместо осмотра базы оперуполномоченный группы уголовного розыска пункта полиции в рабочем поселке Сапожок Бушуев прибыл для осмотра места проживания пропавшего, и тем самым предоставил Петину достаточно времени для удаления информации с камер видеонаблюдения на его охотобазе. Во время осмотра дома опер угро делал ошибки в протоколе и (умышленно?) переписывал его несколько раз, затягивая время.
На территории охотобазы были обнаружены останки лося (копыта, шерсть, внутренности), а также множественные бурые пятна – предположительно, крови животного.
Таким образом был установлен факт преступления (осуществление охоты без соответствующего разрешения и в запрещенные сроки). Но вещественные доказательства не были оперативно направлены в экспертно-криминалистический центр в Рязань – для исследования на предмет установления суммы причиненного ущерба.
Вместо Испании – в СИЗО
Ни оперуполномоченный С.А. Бушуев, ни другие оперативники МОМВД России «Сараевский» не посчитали нужным своевременно и должным образом обследовать место происшествия, на котором произошло преступление, не уведомили о своих действиях представителей госохотнадзора, госохотинспекции, егеря охотничьего хозяйства.
Остальные сотрудники поиск пропавшего осуществляли формально, ссылаясь, что это не их «земля», большую часть времени сидели в машине. Такая пассивность, возможно, объясняется тем, что начальник МОМВД России «Сараевский» С.Ю. Барсуков состоит в приятельских отношениях с организатором охоты Петиным, а сотрудники уголовного розыска, осуществлявшие поисковые мероприятия (Долгов, Королев и другие), находятся в прямом подчинении одного из участников охоты – полковника Цыплакова.
Сергей Барсуков. Фото: соцсети
Да что говорить! Служебно-разыскная собака была предоставлена только на пятые сутки, и это, разумеется, существенно снизило эффективность ее работы. После того как собака все-таки обнаружила след, она была тут же уведена. И к дальнейшему поиску больше не привлекалась.
27 февраля родственники Сергея Пинтелина обратились в следственные органы СКР с заявлением о его пропаже, когда поняли, что их сына, мужа, брата и отца полиция искать не собирается. (Что это, если не бездействие и преступная халатность?)
3 марта следственным управлением СКР по Рязанской области было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ по факту безвестного исчезновения Пинтелина.
В рамках расследования Цыплаков и Костин отказались от прохождения полиграфа, что, на наш взгляд, можно расценивать как желание что-то скрыть от следствия.
4 апреля оперативники столичного главка задержали в одном из столичных аэропортов Сергея Петина. На него надели наручники и увезли в Рязань, где в изоляторе временного содержания он ждал суда по мере пресечения. 8 апреля судья избрал для фермера меру пресечения в виде заключения под стражу. Вместо испанского побережья тот отправился на «отдых» в СИЗО.
10 апреля ОМОН штурмовал здание муниципального унитарного предприятия «Рязанские городские распределительные электрические сети». Но начальник службы экономической безопасности и режима предприятия Станислав Костин так и не был задержан. Говорят, пока не хватило улик.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Поохотился с полицейскими и... пропал