Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№06 от 17 февраля 2011 г.
Прародитель рязанских карикатуристов, придавший русской классике новое звучание, срочно нуждается в уходе!


В марте 1992 года в залах Рязанского художественного музея произошло замечательное событие. Экспонировалась выставка нашего выдающегося земляка, художника и карикатуриста, оформителя бессмертных произведений российских классиков Петра Михайловича Боклевского. Она была приурочена к 175-летию известного мастера графики, одного из лучших оформителей литографий девятнадцатого века в России.

Те, кто учился в советские времена в школе, прекрасно помнят его выдающиеся типажи из учебников «Русской литературы», хрестоматий и книг. Стали классикой его чиновники и помещики из «Ревизора». Или из поэмы Гоголя «Мертвые души», где были так тонко выписаны в образах характеры всех этих чичиковых, плюшкиных, маниловых, ноздревых... Оформлял Боклевский и труды Тургенева, например «Муму» и «Отцы и дети», делал портреты к произведениям Толстого, Грибоедова, Достоевского, Островского и других корифеев русской классической литературы.

Завмаг и юрист из него не получились


Определенная часть его жизни была связана с родной Рязанской губернией. Будущий художник родился 24 июня 1816 года в с. Елшино Рязанской губернии, в семье прапорщика гарнизонного батальона Михаила Федоровича Боклевского. Учился в Пронском уездном училище, а позже в Рязанской классической гимназии. И сызмальства проявлял интерес к рисованию. В 7-м классе «За отличные успехи в рисовальном искусстве» он был даже награжден памятным подарком.

Есть в его биографии несколько занимательных фактов. Боклевский поступает в Московский университет на нравственно-политическое (юридическое) отделение. В одном из сочинений «О римском владении» он излагает довольно критические взгляды на систему крепостного права в России. Отказавшись переписать данное сочинение «в правильном ключе», он бросает университет, так и не получив звания «кандидат права».

Некоторое время он живет в имении своей матери в селе Елшино и поступает на должность заведующего Пронскими запасными хлебными магазинами. Но активно рисует, создает карикатуры на местное общество, совершенствует свое мастерство.

Человек с характером

В 1845 году Петр Боклевский уезжает в Петербург и берет уроки у профессора Академии художеств Егорова и «посторонним учеником» у самого Карла Брюллова, автора такого шедевра, как «Последний день Помпеи».

Здесь Боклевский вновь показывает свой характер. И уходит с курса Брюллова после скандала с картиной «Тайная вечеря», которую он отказался переделывать, изобразив Христа и апостолов не по классическим канонам, а на крыше здания, сидящими «на восточный манер».

Тем не менее, он уже вскоре становится заметным художником. Для заострения психологических характеристик героев он прибегает к методу «зоологизации» персонажей, создавая «свиные» или «птичьи» типы лиц. И становится самым заметным мастером портретного шаржа.

Хотя не многие знают, что он создавал и такие серьезные вещи как рисунки для скульптурных коней Клодта на Анечковом мосту в Санкт-Петербурге. За цикл его литографий «На нынешнюю войну» в 1855 году лично император Александр II награждает его именным бриллиантовым перстнем. Создает любопытные этнографические серии в альбоме «Отживающие типы русской народности».

Активно занимается и общественной деятельностью. После возвращения в Рязанскую губернию избирается мировым судьей Скопинского уезда, губернским гласным, позже почетным мировым судьей. И, вплоть до кончины, пишет новые работы.

Кто возвратит «Скорбящего ангела»?

Петр Михайлович Боклевский умер в Москве 10 января 1897 года. Но захоронен был на родине, в городе Скопине, в Троицкой роще на территории Свято-Троицкого монастыря, где ему был установлен прекрасный мраморный монумент «Скорбящий ангел».

Но «Скорбящий ангел» варварски уничтожили в начале 20-х годов, статуя была разбита местными вандалами.

В советские времена Петру Михайловичу Боклевскому поставили другой «памятник».

О его художественной ценности можно даже и не говорить. Но неблагодарные потомки даже этот монумент смогли довести до непотребного состояния. Местная общественность, просто неравнодушные люди из года в год обращаются к районным и областным властям, мол, восстановите памятник известному художнику-земляку, да «воз и ныне там...»

Ни потому ли не хотят чиновники всех мастей реставрировать монумент Петру Михайловичу Боклевскому, что узнают в его персонажах знакомые облики? «Может, он страшен бюрократам и казнокрадам даже сейчас?», – с горечью шутят скопинцы и приезжие. Или просто ждут «юбилейную дату»?.. В 2016-м будет двухсотлетие со дня рождения великого Мастера карикатуры.

«Новая газета» обращается к чиновникам комитета по культуре и туризму Рязанской области и лично к губернатору Олегу Ивановичу Ковалеву: может быть, стоит исправить эту историческую несправедливость и воздать должное великому русскому художнику? И не дожидаясь памятных дат восстановить по сохранившимся фото памятник, достойный этого талантливого человека.
Евгений ЧУЙКО