Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№15 от 17 апреля 2014 г.
Наказанный витязь
Обозреватель «Новой» – об экстраординарном решении рязанского митрополита, душевных занозах и злом суховее

Рязань снова всколыхнулась. Сотни православных встали на защиту почтеннейшего рязанского протоиерея, настоятеля Преображенского храма (Спаса-на-Яру в рязанском кремле) отца Сергия ЧУШКИНА, которого Владыка Вениамин своим указом от 11 апреля 2014 года освободил от занимаемой должности и назначил клириком Александро-Невского храма города Рязани.



Редакция «Новой» попросила своего обозревателя Александра Бабия высказать соображение по поводу экстраординарного события. Многим известна многолетняя дружба двух очень ярких личностей. Более того, отца Сергия Александр Николаевич считает своим домашним учеником. Первоначальные уроки в изобразительном искусстве Сергей Чушкин получал у Бабия.

Так что же произошло? Почему всеми любимый батюшка, в одночасье лишился права служить в им же восстановленном, им же расписанном, им же обустроенном, необыкновенно благолепном храме?
 
Уважаемый редактор, уважаемые читатели, уважаемый православный народ, заранее прошу у всех вас прощения за то, что дерзну озвучить свои мысли и перевести взволнованные чувства в слова.
 
Но прежде поясню, что в 1993 году, по благословению владыки Симона, я был направлен в Санкт-Петербург для участия во Всероссийской конференции «Русская школа». Перед отъездом владыка настоятельно просил добиться встречи с Иоанном Ладожским и высказать ему наши тревоги по поводу засилья всевозможных деструктивных сект, которые с позволения городских властей пытались укорениться во всех учебных заведениях Рязани.
 
Так вот, 23 февраля 1993 года в конференц-зале, на глазах участников собрания, владыка Иоанн благословил меня «на неотступную борьбу с сектантами и иным злом!»
 
Поэтому, исполняя принятое благословение, решаюсь открыто вступиться за несправедливо наказанного батюшку, своего ученика, сердечного друга и гражданина.
 
Да, да! Именно НАКАЗАННОГО! Поскольку присутствующие в храме были ошеломлены потоком несправедливых упреков со стороны владыки Вениамина в адрес настоятеля, который за двадцать четыре года своего служения Русской Православной Церкви не получил ни одного устного и письменного замечания.
 
Напротив, Сергий Чушкин за усердную службу был награжден набедренником с камилавкой, палицей, и наградным золотым крестом с украшением. Архиепископ Рязанский и Касимовский Симон уважал отца Сергия за чистоту, за искренность любви к избранному пути, за честность, за прилежность в исполнении всех своих обязанностей и подвижнический труд.
 
С особым чувством волнения поведаю и о том уважении, с каким относятся к нашему батюшке в московском центре русской философии «Доме Лосева». Величайший философ-диалектик современности Алексей Федорович ЛОСЕВ, будучи монахом в миру (имел монашеское имя Андроник), и его ученица, нынешняя хозяйка этого уникального центра, Аза Алибековна Тахо Годи, имея монашеское имя Наталия, к отцу Сергию относились и относятся как к близкому другу.
 
Он же, в свою очередь, являет образец абсолютно безукоризненного служения Истине. Чем и притягивает к себе сотни верующих христиан. Не секрет, что интеллигенция города считает его уютный храм своим домом! Лишенный внешнего артистизма, эффектности, обращаясь со всеми прихожанами как с родными и дорогими его сердцу людьми, отец Сергий, тем не менее, всегда строг и бескомпромиссен.
 
Знаете что, – это я обращаюсь уже к читателям-атеистам и ко всякого рода словоохотливым мудрецам-пересмешникам, считающим себя неким эталоном праведной жизни, – встретить бы и всем вам на своем жизненном пути человека, подобного отцу Сергию. Побеседовать бы с ним о своих душевных занозах, которые не дают каждому покоя, заставляя напяливать на себя маски видимого благополучия, но при этом сгорать в жаре грехов. Многим бы легче стало!
 
А заговорил я с вами потому, что теперь обязан произнести самое главное, при этом предвосхищая ваш бесовский торжествующий вопль: «Ну вот! И у рязанских попов то же самое, что и у грешников!»
 
Но возложенное на меня благословение бороться со злом обязывает восстать и сказать во весь голос о своем резком неприятии любого поношения храмовых святынь и сакральных мест. Против любого нечестия в адрес всего, и всех, находящихся в стенах храма!
 
То, что произошло в одном из древнейших храмов нашего города, в котором многие из нас сами крестились и крестили своих детей и внуков. В храме, перед алтарем которого мы были венчаны. Где веками намоленное пространство заставляет трепетать в едином порыве сотни сердец, вдруг над православными прозвучало: «Да у тебя вода в купели затухла!» Такое дерзновение в адрес сакральной святыни, омывшей купельной водой тысячи(!) младенцев, заставляет сердце сорваться на защиту, поскольку именно Спасо-Ярская крестильня, сотворенная и украшенная руками батюшки, стала отличительным знаком нашего храма, его своеобразным символом чистоты веры.
 
Вот уж и впрямь слова, произнесенные в гневе и без любви, подобно злому суховею, испепеляют мир, превращая его в духовную пустыню!
 
Неужели одного только этого примера безблагодатного отношения к тому, что свято для прихожан, не достаточно, чтобы завернуть идущих по дороге к храму неокрепших духом людей?
 
В итоге, как же сдержать порыв многих сотен горожан, поднявшихся на защиту своего батюшки? Как успокоить волнение оскорбленного прихода? А ведь иного определения произошедшему событию нет.
 
Остается только один совет – сохраняя благочестивость в поведении и помыслах, молиться за нашего батюшку, но при этом четко понимать, что священнослужитель – полноправный гражданин России и его гражданские права защищены Конституцией. Поэтому волевое решение владыки Вениамина о переводе на службу в другой приход протоиерея отца Сергия, воспитывающего семерых детей-сирот – решение скоропалительное, требующее незамедлительной отмены.
 
Ну, чего не бывает с живыми людьми! И на гладком пути иногда оступаемся.
 
В заключение отмечу еще одну, на мой взгляд, существенную деталь, которая позволяет Преображенский храм оставить за отцом Сергием пожизненно.
 
Я, как член Президиума Рязанского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, уведомляю о том, что Сергей Чушкин является членом Совета рязанского отделения. Причем с середины восьмидесятых годов он и его матушка Елена были активными участниками всех субботников, связанных с восстановлением храмов на территории Рязанского кремля. А с 1995 года, когда Спасо-Ярский храм вновь был передан Рязанской епархии, отец Сергий приступил к восстановлению храма.
 
Проучившись в Санкт-Петербургском институте им. И.Е.Репина несколько лет, отец Сергий оставляет учебу и полностью посвящает себя храму. Алтарные иконы, роспись потолков и стен, мозаичные полы, золочение куполов и уют крестильни – всё создано руками и душой нашего батюшки на высоком профессиональном уровне. К этому следует еще вспомнить и о его уникальном таланте исполнять на пятнадцати колоколах звоны!
 
Смею сообщить и о том, что на храмовом дворе стараниями батюшки выстроены иконописная мастерская и помещение для занятий воскресной школы.
 
В этот же вечер отец Сергий был госпитализирован. Сердце умного, очень мужественного и сильного духом человека, который, прежде чем стать священником, несколько лет испытывал свою волю на добровольных работах в Колымском краю, не смогло стерпеть и дало сбой.
 
К слову, вспомнился следующий диалог:
 
– Сергей, а почему все этюды завершены, а этот какой-то рыхлый и небрежный?
 
– Да, когда я его начал писать, меня гадюка укусила…
 
– Да ты что? Неужели?!
 
– Вот почему я его поспешно и написал. А уж потом поехал в больницу…
 
Не зря мой любимый педагог Андрей Николаевич Молчанов после беседы с юношей Сергеем в свое время попросил меня: «Вы, Саша, Серёжу не оставляйте. Он – ВИТЯЗЬ!»
 
В русской культуре витязем называют защитников благочестия, истины и нуждающихся! Но и самих витязей следует защищать по долгу православной совести.
 
Я верю, что произошедшее в канун Страстной недели разрешится миром и всеобщей радостью!
 
Александр БАБИЙ